Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Новые ФГОС, отвечая требованиям времени, делают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
- изменение метода обучения (деятельностный);
- изменение оценки результатов обучения (оценка метапредметных и личностных результатов).
Наиболее актуальными при проведении уроков являются информационно-коммуникационные технологии.
Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
Главной особенностью содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, электронные сети, экспертные системы. Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания, дистанционными конкурсами и олимпиадами как для одаренных детей, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Эти средства обучения подходят для всех, создают успех в обучении для любого ребенка.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.
Курс информатики нацеленный на достижение метапредметных результатов обучения, в которых отражены:
- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Таким образом, в результате освоения курса, выпускник основной школы приобретает важный личностный результат – готовность самостоятельно применять в учебе и жизни средства информационных технологий и понятий информатики, а также возможность успешно осваивать курс информатики средней школы, в том числе и с учетом выбора увлеченным учеником курса информатики в качестве приоритета индивидуального образовательного маршрута. Данный курс предлагается реализовать различными способами в рамках рабочей программы основного общего образования с учетом урочного и внеурочного компонентов, а также в рамках вариации предметов, включающих модули содержания курса информатики.
Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения.
Для старших классов разработан элективный курс «Информационно-коммуникационные технологии». Профильное обучение в 10 классе направлено на социальную адаптацию учащихся к нынешним социально-экономическим условиям, дать определенные знания, умения и навыки для реализации профессиональной деятельности, предоставить возможность развить свои способности в том направлении, к которому они имеют большую склонность. Современный выпускник школы должен обладать культурой мышления, достаточной для продолжения обучения в высшем учебном заведении выбранного направления и уметь применять полученные им знания для решения задач, возникающих в его будущей профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо, чтобы у старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений так, чтобы он смог примерить на себя и социальную роль.
Знания, полученные при изучении этого курса в 10 классе, имеют для учащихся большое значение в сфере практической экономики и при их дальнейшем обучении в экономической сфере. Деятельность любого специалиста в информационном пространстве требует, прежде всего, умения автоматизировать процессы обработки информации. И эта автоматизация должна происходить в доступной для него среде. Существует множество программных продуктов для специалистов экономических направлений с узкой специализацией: для бухгалтеров, менеджеров, финансистов и других профессионалов. Во многих случаях комплексное решение любой экономической задачи дают современные электронные таблицы. Наиболее популярными электронными таблицами сегодня являются MS Excel, которые представляют собой инструментальное средство высокого уровня, позволяющее решать далеко не тривиальные задачи, понятными и доступными методами, обеспечивающими автоматизацию самых разных аспектов экономики: бухгалтерия, финансовый учет и анализ, подготовка документов в различные инстанции, планирование и оценки деятельности предприятия и многое другое.
Элективный курс «Информационно-коммуникационные технологии» в 11 классе направлен на изучение программирования. Ведь в XXI веке робототехника и искусственный интеллект пользуется огромным спросом на специалистов в сфере программирования. В современном многополярном мире информация решает все, и уже, практически, ни одна отрасль не работает без использования информационных технологий. Отсюда постоянно возникает высокий спрос, как на разработку и внедрение специальных программ для работающих и вновь открывающихся предприятий, так и на специалистов в этой области.