Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Радуга"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: ФГОС, программа кружка


Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №36 г. Брянска
  • Положение о разработке рабочих программ МБОУ СОШ № 36 г. Брянска;
  • Учебный план МБОУ СОШ № 36 г. Брянска на 2019-2020 учебный год.

Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству. Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотичном общении с искусством. Человек овладевает миром художественных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Главным в данной программе является изобразительное искусство, которое дополняются вводным курсом в мировую художественную культуру, интегрируется с такими видами искусств, как ДПИ, литература, музыка, танец, и тесно связано с многими дисциплинами/природоведение, история, география и другие. Программа помогает приобщить детей к мировому историческо - культурному наследию, особенностям организации разными народами мира окружающего природного пространства. Представления об общечеловеческих ценностях складывается:

  • из знакомства с мировым художественным наследием
  • из освоения отечественно искусства, народного творчества
  • из развития общего кругозора, знаний о мире, природе, взаимосвязи человека и природы.

Цель программы: развитие толерантного мировоззрения детей через творческое освоение мирового пространства и культуры во время сказочного путешествия. Занимаясь по данной программе, ребята научатся находить сходство и различие в культуре разных народов мира, передавать эпоху в искусстве через предметную среду, определять связь характера, формы и колорита природных объектов с их местонахождением в мировом пространстве. Сказка и отображение в ней традиций, истории и искусств народов мира занимает в программе одно из ведущих мест, что развивает их фантазию, помогает расширить представление о традиционных героях, характерных занятиях персонажей и среде их обитания.

Интегрированные занятия искусством предполагают знакомство учащихся со всеми видами искусств, так как только при гармоничном воздействии изобразительного искусства, музыки, танца, литературы, театра формируется личность, умеющая понимать прекрасное, способная к художественному творчеству.B программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.

Рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для учащихся составлена на основе программы О.И.Радомской «Я живу на планете земля» - http://old.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/1.html

Задачи курса:

  • развитие различных видов художественного мышления /ассоциативного, абстрактного, вариативного, образного/
  • изучение основных теоретических положений, составляющих основу изобразительной грамоты
  • развитие навыков работы таким графическим материалом как шариковая ручка
  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Знания и умения

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
  • о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны:

  • уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
  • иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

Планируемые результаты: Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Личностные УУД

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы
  • обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности

Метапредметные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
  • Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;
  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
    а) донести свою позицию до собеседника;
    б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • 14. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • 15.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • 16. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • 17. Учиться согласованно работать в группе:
    а) учиться планировать работу в группе;
    б) учиться распределять работу между участниками проекта;
    в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
    г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Предметные: В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/ понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Содержание курса

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1: «Дания, Голландия, Швеция, Норвегия - 4 ч.

1

Морской пейзаж как основная среда скандинавских стран

2

2

Старинный европейский город

2

Раздел 2: «Великобритания» - 6 ч.

3

Сказочный мир Англии

2

4

Геральдика

2

5

Рыцарские турниры

2

Раздел 3: «Италия» - 8 ч.

6

Венеция – город на воде

2

7

Карнавал в Венеции

2

8

Бой гладиаторов

2

9

Римский и фаюмский портреты

2

Раздел 4: «Испания» - ч. 4

10

Испанский веер

2

11

Коррида

2

Раздел 5: «Франция» - 6 ч.

12

Сказки Ш.Перро

2

13

Лувр. Виртуальное знакомство с музеем

2

14

Изучение средневекового костюма

2

Раздел 6: «Германия» - 4 ч.

15

Сказки братьев Гримм

2

16

Красота и многоликость пейзажа

2

Раздел 7: «Греция» - 12 ч.

17

Облик героев Древней Греции

2

18

Мифы об Апполоне

2

19

Арахна

2

20

Древний Крит

2

21

Олимпийские игры

2

22

Греческая вазопись

2

Раздел 8: «Путешествие по знойной Африке» - 8 ч.

23

Африканские сказки

2

24

Разнообразие природы

2

25

Животные Африки

2

26

Занятия населения Африки

2

Раздел 9: «Китай» - 4 ч.

27

Китайский календарь

2

28

Роспись на шелке

2

Раздел 10: «Индия» - 2 ч.

29

Сказочная индийская архитектура

2

Раздел 11: «Япония» - 8 ч.

30

Японские иероглифы

2

31

Хайку

2

32

Цветущая сакура

2

33

Оригами

2

Раздел 12: «Америка» - 4 ч.

34

Мы в стране индейцев

2

35

Современная Америка

2

Раздел 13: «Семь чудес света» - 2 ч.

36

Семь чудес света

2

Раздел 14: «Путешествие в далекое прошлое» - 8 ч.

37

Легенды разных народов мира о происхождении Земли

2

38

Наша планета до катаклизма

2

39

Стоянка первобытного человека

2

40

«Мы – мастера первобытной живописи»

2

 

Итого

80

Тематическое планирование по работе кружка ИЗО «РАДУГА»
(5-7 классы, 80 час в год, 2 часа в неделю)

№ урока
 раздела

Кол-во часов

Дата

Тема занятия

п

ф

 

Раздел 1: «Дания, Голландия, Швеция, Норвегия» - 4 ч.

1,2

1

2

 

 

Морской пейзаж как основная среда скандинавских стран

3,4

2

2

 

 

Старинный европейский город

 

Раздел 2: «Великобритания» - 6 ч.

5,6

1

2

 

 

Сказочный мир Англии

7,8

2

2

 

 

Геральдика

9,10

3

2

 

 

Рыцарские турниры

 

Раздел 3: «Италия» - 8 ч.

11,12

1

2

 

 

Венеция – город на воде

13,14

2

2

 

 

Карнавал в Венеции

15,16

3

2

 

 

Бой гладиаторов

17,18

4

2

 

 

Римский и фаюмский портреты

 

Раздел 4: «Испания» - 4 ч.

19,20

1

2

 

 

Испанский веер

21,22

2

2

 

 

Коррида

 

Раздел 5: «Франция» - 6 ч.

23,24

1

2

 

 

Сказки Ш.Перро

25,26

2

2

 

 

Лувр. Виртуальное знакомство с музеем

27,28

3

2

 

 

Изучение средневекового костюма

 

Раздел 6: «Германия» - 4 ч.

29,30

1

2

 

 

Сказки братьев Гримм

31,32

2

2

 

 

Красота и многоликость пейзажа

 

Раздел 7: «Греция» - 12 ч.

33,34

1

2

 

 

Облик героев Древней Греции

35,36

2

2

 

 

Мифы об Апполоне

37,38

3

2

 

 

Арахна

39,40

4

2

 

 

Древний Крит

41,42

5

2

 

 

Олимпийские игры

43,44

6

2

 

 

Греческая вазопись

 

Раздел 8: «Путешествие по знойной Африке» - 8 ч.

45,46

1

2

 

 

Африканские сказки

47,48

2

2

 

 

Разнообразие природы

49,50

3

2

 

 

Животные Африки

51,52

4

2

 

 

Занятия населения Африки

 

Раздел 9: «Китай» - 4 ч.

53,54

1

2

 

 

Китайский календарь

55,56

2

2

 

 

Роспись на шелке

 

Раздел 10: «Индия» - 2 ч.

57,58

1

2

 

 

Сказочная индийская архитектура

 

Раздел 11: «Япония» - 8 ч.

59,60

1

2

 

 

Японские иероглифы

61,62

2

2

 

 

Хайку

63,64

3

2

 

 

Цветущая сакура

65,66

4

2

 

 

Оригами

 

Раздел 12: «Америка» - 4 ч.

67,68

1

2

 

 

Мы в стране индейцев

69,70

2

2

 

 

Современная Америка

 

Раздел 13: «Семь чудес света» - 2 ч.

71,72

1

2

 

 

Семь чудес света

 

Раздел 14: «Путешествие в далекое прошлое» - 8 ч.

73,74

1

2

 

 

Легенды разных народов мира о происхождении Земли

75,76

2

2

 

 

Наша планета до катаклизма

77,78

3

2

 

 

Стоянка первобытного человека

79,80

4

2

 

 

«Мы – мастера первобытной живописи»

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Методические учебные пособия: Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. – М., 1987.

Я познаю мир: детская энциклопедия: страны и народы. – М., 2000.

Оборудование: Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, настенная доска для вывешивания иллюстративного материала, подставки для натюрморта, муляжи, стаканчики для воды, палитра, телевизор, видеоплейер.

Материалы, необходимые учащимся для работы

  1. Альбом (А4)
  2. Кисти крупные и мелкие
  3. Гуашь, акварельные краски, пастель,черная тушь, карандаш, черная ручка, фломастеры, ластик

Дидактические материалы: Таблицы, иллюстрации, художественные альбомы, изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, керамические изделия, предметы быта, раздаточные наглядные пособия, диски с репродукциями картин из крупнейших музеев мира, диски с видеофильмами, диски с музыкальными произведениями.

Список электронных ресурсов

  1. Презентация «Виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках» [Электронный ресурс] /
    URL: http://900igr.net/prezentatsii/izo/Uroki-izobrazitelnogo-iskusstva/
    004-Vidy-i-priemy-khudozhestvennoj-dejatelnosti-shkolnikov-na-urokakh.html
  2. Государственный музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина [сайт] / URL: http://www.arts-museum.ru
  3. Государственная Третьяковская галерея [сайт] / URL: http://www.tretyakovgallery.ru
  4. Живопись, Картины, Художники, Музеи мира – Виртуальный музей искусств [сайт] / URL: http://www.museum-online.ru
  5. Библиотека изобразительных искусств [сайт] / URL:http://artlib.ru