Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством С.Я.Маршака и его стихами.
Задачи:
- познакомить учащихся с новым стихотворением С.Я.Маршака; формировать навыки выразительного, сознательного чтения стихотворения;
- формировать умение ориентироваться в содержании стихотворения: читать выборочно, отвечать на вопросы с опорой на текст;
- развивать речь и слуховое восприятие;
- развивать логическое мышление, концентрацию внимания;
- воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: книги «Литературное чтение 3 класс ч. 2», ИКТ-презентация «С.Я.Маршак», ИКТ-видео «Летний дождь», карточка, портрет С.Я.Маршака, таблички, картинки, зонтик.
Словарь: цветники, стеклянный дождь, проехал грохот грома.
I. Организационный момент
1. Эмоциональный настрой
– Как вы себя чувствуете?
– Какое у вас настроение?
– Как будете заниматься?
2. Проверка слуховой аппаратуры
На слух: – Ты слышишь? (- Я слышу)
3. Речевой момент – на слух:
- Сегодня пятница?
- Летом листья желтые. Верно?
- Сейчас золотая осень. Верно?
- Что ты любишь больше, лето или осень?
- Какой будет урок?
- Какой сегодня дежурный звук? ( [р] )
- Хорошо говорите звук [р]. Хорошо говорите все остальные звуки.
4. Фонетическая зарядка, звук [р]
- гра гроза
- гро гром
- грохот грома - раскаты грома (ИКТ видео: раскаты грома)
- Проехал грохот грома. – Загремел гром.
5. Целевая установка
– Сегодня на уроке мы будем читать, говорить, отвечать на вопросы, играть.
II. Работа по теме урока
1. Определение темы урока
- Ребята, мы начали изучать раздел «Поэтическая тетрадь 2». Мы будем читать стихи этих поэтов:
- С.Михалков
- А. Барто
- С. Маршак
- Е. Благинина
- Чтобы определить тему урока, вспомните, кто автор этих стихов?
а)
«По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник»
б)
«...Отвечает лодырям серый кот:
- Мне, коту усатому, скоро год.
Много знал я лодырей вроде вас,
А с такими встретился в первый раз.» (Самуил Маршак)
- Верно, ребята. Автор этих стихов Самуил Яковлевич Маршак. Тема урока С.Я.Маршак. Стихотворение «Гроза днем».
- Наша главная цель на уроке – познакомиться со стихотворением.
Наша главная задача на уроке – научиться выразительно читать это стихотворение.
2. Упражнение для глаз «Часики»
3. Рассказ о жизни и творчестве С.Я.Маршака
4. Упражнение на развитие логического мышления
на слух: – Какое слово «лишнее»? Почему?
- июнь
- июль
- февраль
- август (карточка)
(- «Лишнее» слово февраль, потому что это зимний месяц, а остальные – летние месяцы)
5. Чтение стихотворения «Гроза днем» учителем
Дети внимательно слушают.
- Вам понравилось стихотворение?
- Какое чувство оно у вас вызывает, грусти или радости? (- Чувство радости)
6. Чтение стихотворения учащимися
– Читайте и думайте, про что это стихотворение?
7. Беседа по содержанию стихотворения с выборочным чтением
на слух: - Про что стихотворение?
на слух: - Какой дождь? Какое время года?
на слух: - Как называется стихотворение?
Выборочное чтение: - Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? Произнесите их.
(- Проехал грохот грома.)
- Какие звуки повторяются в этих словах? (- Звуки [р]
- Что произошло после грома? (- Пошел дождь.)
на слух: - Вы любите летний дождь?
Выборочное чтение: на слух: - Найдите и прочитайте, где стучит дождь? По каким предметам стучит?
8. Словарная работа
цветники – клумбы, места, где растут цветы;
стеклянный дождь – прозрачный звонкий чистый дождь. ИКТ – видео «Летний дождь».
9. Выборочное чтение
- Найдите и прочитайте, как стучит дождь? (- Весело и быстро)
- Верно. Первую часть стихотворения нужно читать медленно и громко, выделяя звук [р] в словах. ПРоехал гРохот гРома.
Вторую часть стихотворения читаем весело и быстро.
10. Физкультминутка
Игра «Солнышко и дождик». (Учитель показывает картинку «Солнышко» - дети играют и веселятся. Учитель показывает картинку «Дождик» - дети быстро прячутся под зонтиком.)
11. Работа по иллюстрации в учебнике
– К какой части стихотворения выполнена иллюстрация, к первой или ко второй? (- Ко второй части)
- Прочитайте вторую часть стихотворения весело и быстро.
12. Работа над выразительностью чтения
- словесное ударение;
- паузы;
- интонация;
- темп чтения;
- логическое ударение.
13. Работа в парах
– Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Первую часть читайте медленно, выделяя звук [р] в словах; вторую часть читайте весело и быстро.
14. Выразительное чтение стихотворения каждым учеником у доски
– Какое настроение ты передашь при чтении? Объясни.
- Выдержан ли темп?
- Верно ли передано настроение?
15. Упражнение на развитие концентрации внимания
На слух: - Прочитайте слово. (На карточке: укукакш) (- Слово кукушка.)
16. Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса. Кукушка»
- На следующем уроке мы будем читать стихи о кукушке.
III. Итог урока
– Ребята, какую главную цель мы поставили в начале урока? (Прочитать цель.)
- Достигли мы главной цели? Мы узнали новое стихотворение?
- Оно вам понравилось?
- Какая была у нас главная задача? (Прочитать главную задачу.)
- Вы выразительно читаете это стихотворение?
- Ребята, вам понравился урок?
- Вы любите читать стихи?
- Как вы читали?
- Какое у вас сейчас настроение?
Оценки. - Какие оценки вы бы поставили себе?
Д/з. с. 110. Стихотворение «Гроза днем» учить наизусть.