Успешный волейбол в школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: волейбол


Татьяна Леонидовна Романенко, учитель физической культуры первой категории является автором статьи «Успешный волейбол в школе», где представила свой и передовой опыт по овладению приёмами игры. В статье предлагаются методы, приёмы, специальные упражнения, которые помогают учащимся быстрее достичь успеха в освоении сложной спортивной игры – волейбол. Отличительной особенностью волейбола является технико-тактическое содержание, которое представлено передовым опытом в особой последовательности. Статья предназначена учителям физической культуры и педагогам дополнительного образования.

Введение

Чтобы волейбол в школе доставлял истинное наслаждение, необходимо в процессе занятий хорошо освоить приёмы игры. На уроках физкультуры возможно научить только основным простейшим навыкам игры, так как мало времени для изучения по программе, на уроке, большая численность в класс, недостаточно инвентаря. Поэтому для успешного овладения приемам игры стараешься привлечь учащихся на занятия по внеурочной деятельности (кружки, спортивные секции). К обучению игре в волейбол следует начинать с 10-12 лет. Для этого возраста характерно бурное развитие организма детей, увеличение роста, массы и силы мышц. Костно-мышечный аппарат в этом возрасте достигает относительно высокого развития, кисти рук приобретают необходимую для волейбола прочность и упругость.

Надо отметить, что очень часто на уроках физической культуры предпочтение отдаётся другим спортивным играм – баскетболу, футболу. Дело в том, что волейбол – технически сложный вид спорта.

Основная часть

В волейболе пять основных приёмов: подача, приём, передача, нападающий удар и блокирование. Существенное место в действиях игроков занимают перемещения. Новичку достаточно освоить подачу, приём и передачу, чтобы участвовать в игре.

Опыт профессиональных тренеров в методической литературе предполагает много времени уделять стойке и перемещениям волейболистов.  Даются всевозможные перемещения с имитацией приёмов, отдача от этих упражнений как правило, минимальна, да и детям они не интересны, им больше по душе работа с мячом.

В своей работе использую опыт работы представленный в книге Ю.Д.Железняк, В.А.Кунянского «Волейбол: у истоков мастерства». В ней представлены специальные упражнения для развития физических качеств и при освоении приёмов игры, методические указания с примерами, встречающимися в игровой практике. Например, упражнения для привития навыков быстроты ответных действий:

  1. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15 м их исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к  стартовой линии) сидя, лёжа и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
  2. Бег с остановками и изменением направления, «Челночный бег» на 5 и 10 метров (общий пробег за одну попытку 20-30 м)
  3. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ.
  4. Скрестный шаг. По сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360 градусов – прыжок вверх, имитация передач в стойке, подачи и т.д.
  5. Подвижные игры: «Вызов», «Вызов номеров».

Эти упражнения использую в подготовительной части урока.

Результативность педагогического воздействия зависит от содержания, организации и методики преподнесения ребятам той или иной системы спортивных упражнений, технико-тактических приёмов, которые либо должны превратиться в их знания, навыки, умения, либо воплотиться в чертах личности.

В практике организации и проведения уроков физической культуры общеприняты следующие практические методы, которые основаны на активной двигательной деятельности учеников. Эти методы делятся на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудительно облегчающее) и частично регламентированного (игровой и соревновательный).

Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т.п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия. Относящиеся к этой группе методов дополняют друг друга и применяются сообразно многим условиям, которые определяют конкретную учебную задачу: групповой и персональной характеристике учеников, этапу обучения, характеру и содержанию учебного материала, длительности урока, местным условиям обучения, наличию учебных средств (инвентаря, снарядов) и др.

Кроме того, на качество педагогического процесса влияет облик, психологические особенности, опыт и знания самого педагога. Но самое главное учитель должен постоянно стимулировать учащихся, для того чтобы выработать у ребят внутреннюю мотивацию необходимости овладения конкретными спортивными умениями, которая является основой целенаправленной спортивной активности. Постоянно ребятам повторяю: «ваш успех зависит от вашей самостоятельной индивидуальной работы!», «невозможно научить, возможно только научиться», «многократное повторение приводит к результату». При обучении приемам в волейболе необходимо научить учащихся работать самостоятельно, так как они на первом же уроке видят что овладение, например, верхним приемом мяча – это сложный процесс. А дети не любят, когда у них что-то не получается! Только, работая индивидуально, повторяя самостоятельно специальные упражнения приводят к успеху.

Существует ряд упражнений для индивидуальной работы с мячом. Работать можно посменно по 1-2 минуты.

  1. «Жонглирование» мячом лобной частью головы, как вариант, коленями. Следить за тем, чтобы падающий или улетающий мяч не ловился руками и делалось движение с целью продолжить «жонглирование».
  2.  Передача мяча над собой сверху.  Следить за техникой выполнения, дети должны стараться выполнять передачи не ниже 1-1,5 метра и как можно меньше перемещаясь, чтобы не выполнялись передачи в движении.
  3. Передача над собой снизу. Те же методические указания, что и в предыдущем упражнении. В этих двух упражнениях можно устроить соревнования «Чемпионы большого мяча», кто больше сделает передач.
  4. Передача мяча после отскока от стены, сверху и снизу. Нужно следить за тем, чтобы дети стремились выполнять передачи в одну и ту же точку на стене с одинаковой силой, примерно на высоте вытянутой вверх руки, на расстоянии 1,5-2 метра от стены.
  5. Передача над собой сверху и снизу, по заданию. Например, не больше 2 или 3 одинаковых подряд или 3 сверху и четвёртая снизу.

Эффективность занятий волейболом во многом зависит от планирования содержания урока, тренировочных занятий и участия в соревнованиях. Центральное место в программировании занимает содержание технической и тактической подготовки волейболистов. [Объем и последовательность изучения технико-тактического содержания для начинающих заниматься волейболом выглядят следующим образом.

1. Стартовая стойка (в технике нападения и защиты).

2. Ходьба, бег (особенно при игре в нападении и защите).

3. Перемещение приставными шагами: лицом вперёд, правым, левым боком вперёд, спиной вперёд.

4. Двойной шаг вперёд, назад, скачок.

5. Остановка шагом, прыжком (в нападении защите).

6. Прыжки (особенно в нападении, защите).

7. Передача сверху двумя руками вверх-вперёд, над собой.

8. Отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от неё, стоя на площадке и в прыжке.

9. Прием мяча сверху двумя руками.

10. Выбор места для выполнения второй передачи.

11. Сочетание способов перемещений.

12. Взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3.

13. Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 4.

14. Взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 2 с игроком зоны 4.

15. Нижняя прямая подача.

16. Выбор места для выполнения подачи.

17. Верхняя прямая подача.

18. Передача мяча двумя руками сверху для нападающего удара.

19. Взаимодействие игрока зоны 1 с игроком зоны 6, игрока зоны 5 с игроками зон 6.

20. Падения и перекаты после падения.

21. Прямой нападающий удар по ходу сильнейшей рукой из зон 4, 3, 2.

22. Расположение игроков при приёме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

23.Чередование способов подач.

24. Приём подачи и направление мяча в зону 2, вторая передача в зоны 3 и 4. То же, через зону 4.

25.Приём подачи и направление мяча в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий стоит спиной.

26. Передача мяча руками в прыжке.

27. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4,3,2).

28.Выбор места при блокировании.

29. Определение времени для отталкивания при блокировании и своевременного выноса рук над сеткой.

30. Приём мяча снизу одной рукой (правой, левой), ногой (в сложных условиях).

32. Зонное блокирование.

33. Расположение игроков в защите углом вперёд (на страховке игрок зоны 6 впереди).

34.Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча, подача в заданную зону.

35. Выбор способа приема мяча от нападающего удара: снизу двумя руками, снизу с падением двумя, одной рукой (другой частью тела).

34. Имитация второй передачи и обманный удар (передача через сетку на незащищенное место).

35. Чередование изученных способов нападающего удара.

36.Взаимодействие игроков зон 3, 2, 4 при блокировании.

37. Переход от индивидуальных действий в нападении к индивидуальным действиям в защите на передней и задней линиях.

38.Своевременная постановка рук над сеткой при блокировании нападающих ударов различными способами.

39. Чередование подач на силу и нацеленных (в том числе и прыжке).

40. Нападающий удар с переводом влево из зон 4, 3, 2.

41. Блокирование ударов по ходу из двух зон: 4-3, 2-3,4-2 в известном направлении.

42.Блокирование ударов с переводом вправо (в зонах 3, 4, 2).

43.Расположение игроков в защите углом назад, когда страховку осуществляет крайний защитник.

44. Блокирование в одной зоне ударов, выполняемых в двух направлениях.

43. Групповое блокирование (вдвоём) ударов по ходу.

44. Передача в прыжке после имитация нападающего удара (откидка).

45. Нападающий удар с задней линии.

46. Подача в прыжке.

47. Прием мяча снизу двумя руками и одной с падением вперёд на руки и перекатом (скольжением) на грудь-живот.

48. Выбор способа нападающего удара (в зависимости от ситуации).

49. Переходом от групповых действий в нападении к групповым тактическим действиям в защите.

50. Сочетание переключений:

а) подача – нападение (в доигровке);

б) приём подачи – нападение – защита.

в) добавляется защита;

г) добавляется нападение и т.д.]

В изложенном алгоритме изучения технико-тактического содержания представлены основные технические приёмы и тактические действия, освоение которых позволит волейболистам вести двустороннюю игру на высоком эмоциональном и содержательном уровне и при достаточно высоком уровне воздействия на организм физической нагрузки.

Заключение

Конечно, предложенный вариант больше подходит для систематического тренировочного процесса. Но учитель физической культуры всегда должен знать и владеть основными приёмами спортивных игр, так как во внеурочной работе эти знания обязательно пригодятся.

Успех в обучении во многом зависит как от умения и желания педагога, тренера увлеченно вести работу, так и от личной заинтересованности каждого учащегося, воспитанника. И здесь полезна самая разнообразная деятельность: непосредственная агитация в личных беседах, показательные выступления лучших команд и т.д.

Прежде всего занимающиеся должны почувствовать, что регулярные занятия волейболом – это залог здоровья. И с первого же шага надо настраивать каждого на стремление к самостоятельному совершенствованию.

Литература

1. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Волейбол: У истоков мастерства/ Под ред. Ю.В.Питерцева. – Москва.: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 1998.

2. Коробейников И.К. Физическое воспитание / И.К.Коробейников, А.А.Михеев, И.Г.Николенко. – М.: Высш. шк., 1989.

3. Лях В.И. Координационные способности школьников / В.И.Лях. – Минск: Полымя, 1989.

4. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. – Ростов н/Д; «Феникс», 2004 – 624 с.