Учебно-воспитательные задачи:
- сформировать понятие «горы»;
- выяснить, как различаются горы по высоте, размерам;
- формировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах;
- дать представление о том, какие формы рельефа и какие стихийные явления встречаются в горах.
Оборудование: проектор, диск, физическая карта полушарий, атлас, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение изученного
Сегодня мы продолжаем изучение темы «Рельеф суши».
- Что мы узнали на прошлом уроке о рельефе суши?
(он разнообразен, т.к. его образуют разные формы)
- Какие вы знаете формы? (равнины)
- А почему формы рельефа разные? (т.к. земная кора под материками и океанами не одинакова)
III. Изучение нового материала
Презентация (слайды № 1-3)
- А это, какие формы рельефа? (горы)
- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (горы суши)
Запись на доске.
- Итак, что мы сегодня должны изучить о горах?
А) Сформировать понятие «горы».
Б) Выяснить, как различаются горы по высоте и размерам.
В) Представлять в каких условиях живут люди в горах, и какой хозяйственной деятельностью они занимаются.
Г) Вы должны узнать, чем опасны горы, какие встречаются стихийные бедствия в горах.
Д) Продолжаем отрабатывать умения работать с картой, работать в группе и оценивать свои знания.
Для того чтобы мы с вами могли определить наши знания полученные на уроке нам необходим заполнить лист индивидуальных достижений (приложение 1) он перед вами. Этим мы займемся в конце урока.
Определение горы.
Таким образом, сегодня мы изучаем тему «Горы».
- Горы это что?
Давайте откроем учебник стр.94. Посмотрите на определение горы, выделенное синим цветом.
Внимательно прочтите самостоятельно определение и ответьте на мои вопросы.
- Горы это что? (участки суши или дна океана)
- Какие участки? (обширные, высоко поднятые над равнинами)
- Какую абсолютную высоту имеют горы? (более 500 м)
Пожалуйста, еще раз скажите определения!
Кто желает?
Различие гор по высоте.
Откройте, пожалуйста, атлас стр.3 «Физическую карту полушарий».
Презентация (слайды №4-6).
- Чем отличаются эти горы? (высотой)
Горы разные: одни более высокие, другие поросли лесом, т.к. они разрушены, более низкие.
- Можем ли мы увидеть на физической карте различие гор?
Вспомним!
- Как обозначаются на карте равнины?
- Как обозначаются горы?
Коричневая окраска различна по интенсивности. Посмотрим на школу высот.
- Что мы видим? (чем выше, тем интенсивнее окраска)
Давайте посмотрим, как различаются горы по высоте (учебник стр.95).
Различие гор по высоте
- Найти на карте горы.
Как живут люди в горах?
В горах очень красивая природа. Горы, так же как и равнины, были издавна заселены человеком. Здесь, конечно, не было таких больших ровных участков, пригодных для земледелия, зато были и свои преимущества.
Как живут люди в горах, мы узнаем из сообщения.
Катастрофы в горах.
Ребята, почему люди гибнут в горах?
Виды опасности в горах
В горах нужно быть осторожным. Берегите свою жизнь!
IV. Закрепление знаний
Работа в группах.
А сейчас мы с вами более подробно опишем разные горы.
Делать мы это будем устно (учебник стр.97).
«Описание по карте и плану гор».
Послушать один или два ответа.
Групповая работа «Описание по карте и плану гор»
- Старшему группы распределить вопросы.
- Членам группы выступить с отчетом о проделанной работе.
- Дать оценку работы учащихся в группе (приложение 2).
Итак, какую тему урока мы сегодня изучили?
Что мы узнали?
Теперь возьмите, пожалуйста, листы индивидуальных достижений (приложение 1) и оцените себя.
V. Домашнее задание
$ 17 №1 стр.97, контурные карты стр. 3-4.