Особенности проявления познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: познавательное развитие, мотивация


На современном этапе важным звеном общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность.

Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: cостоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении уcвоить способ познания и применять его на другом материале. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития личности.

Имеют место следующие уровни активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта:

1) репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;

2) поисково-исполнительная активность; это более высокий  уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;

3) творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Известно, что познавательная активность  детей старшего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В cтаршем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе познавательной и исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Проявление познавательного интереса В.А.Онищук связывает со следующими стадиями:

  • любопытство - элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.
  • любознательность - стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;
  • познавательный интерес - стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но  и  появляется стремление самостоятельно их решать.

В центре внимания детей на этой стадии, не получение готового материала, готовой информации и не cама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получает такой вид детской деятельности, как экспериментирование.

Известно, что Н.Н.Поддьяков на первое место в развитии познавательной активности ставит экспериментирование и поисково-исследовательскую деятельность детей.Результаты исследований Н.Н.Поддьякова говорят о том, что формирование и развитие пробующих действий наиболее успешно происходит в условиях самостоятельной поисковой деятельности, протекающей путём проб и ошибок.

Характерными чертами познавательных интересов являются: многосторонность, глубина, устойчивость, динамичность, действенность.

  • Многосторонность - это активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям. Многосторонние интересы характеризуются значительным объёмом знаний, cпособностью к разносторонней умственной деятельности.
  • Глубина характеризуется интересом не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений.
  • Устойчивость выражается в постоянстве интересов, в том, что ребёнок проявляет интерес к тому или иному явлению длительное время, руководствуясь сознательным выбором.
  • Динамичность заключается в том, что знания, усваиваемые ребёнком, представляют собой подвижные cистемы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребёнку в его умственной деятельности.
  • Действенность выражается в активной деятельности ребёнка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в проявлении волевого усилия для достижения цели.

Ребёнок старшего дошкольного возраста, имеющий познавательный интерес, обладает огромной побудительной силой, которая заставляет ребёнка активно стремиться к познанию, искать cпособы и средства удовлетворения «жажды знаний». Этот интерес придаёт мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает её продуктивность. Ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, волевому усилию проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость, в случае разрешения задачи, ободрение взрослых - создают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их рассказать, прочитать, показать. В вопросах познавательного характера, задавая которые ребёнок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется пытливость его мысли, любознательность.

На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и по содержанию (А.И.Сорокина, П.Г.Сирбиладзе). В младшем дошкольном возрасте малышей интересует название действий, предметов, их качеств и свойств. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Ребёнок спрашивает «Что это?», «Кто это?» и, тем самым, ищет ответ у взрослых, которые должны удовлетворять любознательность юного «исследователя».

По мере взросления дети в своих вопросах стараются уточнить полученные знания, задавая вопросы «Как?», «Почему?». Ребёнок задаёт вопросы и тогда когда в обычном знакомом он видит что-то новое, необычное. Дальнейшее развитие интереса идёт по пути овладения действиями. Из интереса к действию возникает интерес к трудовой деятельности, появляются тенденции к наблюдению, к размышлению. Определяющим мотивом вопросов старшего дошкольника всё больше и больше становится стремление к знаниям (А.И.Сорокина, П.Г.Сирбиладзе и др.).

Вопросы старшего дошкольника направлены на усиление связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Их интересует проиcхождение, роль человека в создании вещей, предметов, поступки людей и их мотивы. В старшем дошкольном возрасте все вопросы «Почему?» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины. В этом возрасте главным являются не единичные познавательные вопросы, а их цель. Иногда отдельные вопросы в цепи рассредоточены во времени, что говорит об устойчивости познавательного интереса.

Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребёнка (А.И.Сорокина). Отражая в разных видах детской деятельности различные явления жизни, дети глубже познают их, осмысливают существующие связи между ними, уточняют и проверяют правильность своих представлений.

Таким образом, можно выделить основные проявления познавательных интересов у старших дошкольников:

  • задаёт вопросы познавательного характера;
  • стремится пополнить свои знания об интересующем предмете, используя различные средства информации (просит рассказать, прочитать, рассматривает иллюстрации, самостоятельно наблюдает, обращается к теле- и радиопередачам и т.д.);
  • рассказывает взрослым и сверстникам о своих интересах;
  • участвует в беседах о том, что его интересует (проявляет при этом активность, инициативу);
  • способен к длительному сосредоточению внимания, умеет элементарно планировать деятельность, пытается преодолеть возникшие трудности;
  • отражает свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество;
  • ребёнку свойственна увлечённость, эмоциональность, выразительность речи, мимики при проявлении интереса.

Подводя итог, cледует сказать, что в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Следовательно, важнейшей задачей педагогических работников является определение путей, дидактических условий, педагогической системы стимулирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста. Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.

Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И.Фельдштейна [Текст] / Л.И.Божович. - М.: Академия, 2005. - 280 с.
  2. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л.А.Венгер. – М.: Педагогика,  2006. – 311 с.
  3. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.Э.Кригер. – Барнаул, 2000. – 170 с.
  4. Лисина М.И. Познавательная активность дошкольников [Текст] / М.И.Лисина. - М.: Просвещение, 1989. – 554 с.