Внеурочная деятельность. Факультатив "История родного города"

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение

Классы: 8, 9, 10, 11


Цели и задачи курса

Пробудить интерес учащихся основной школы к истории родного города, дать представление о вспомогательных исторических дисциплинах, об источниках изучения истории, в том числе – истории родного края и семьи. Развивать представление об особенности культурного облика города. Способствовать развитию исследовательских навыков учащихся основной школы, способностей работать в формате проектной работы проектной деятельности. Развивать образное мышление учащихся через моделирование жизни предков в далеком и близком прошлом. Пробудить интерес к истории своей семьи как части большой истории. Воспитывать патриота, гражданина России.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации; о принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как таковому (гуманность), как Иному (толерантность); стремления к свободному, открытому общению в позиционных общностях.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.

Содержание программы

Данная программа знакомит ребенка с родным городом, способствует воспитанию гражданина своего города и формированию чувства гордости за свою малую родину, а также чувствовать признательность защитникам родины и людям, прославившим город.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2

2

Понятие исторических источников и их видов

2

3

Иркутский острог

2

4

Памятные даты и события в истории родного города.

2

5

Символика города.

2

6

Археология

4

7

Палеография

4

8

Хронология

4

9

Геральдика

4

10

Генеалогия

4

11

Нумизматика

4

12

Топонимика

4

13

Купцы и промышленники

2

14

Городской транспорт

2

15

Просвещение

2

16

Устные исторические источники

4

17

Проектная деятельность

20

 

Итого

68

Формы проведения занятий – это урок, виртуальные экскурсии,  посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

1

 

Введение. Что я знаю о родном городе

2

 

Понятие исторических источников и их видов

3

 

Иркутский острог

4

 

Памятные даты и события в истории родного города

5

 

Символика города

6

 

Археология – наука о древности. Цели археологической науки

7

 

Виды археологических находок. О чем могут рассказать археологические находки

8

 

Виды археологических памятников. Археологические памятники Иркутска

9

 

Экскурсия в краеведческий музей

10

 

Палеография. Иркутские летописи

11

 

Хронология. Дата в истории семьи

12

 

Геральдика

13

 

Генеалогия в истории России, в истории моей семьи

14

 

Нумизматика

15

 

Топонимика

16

 

Происхождение названия рек, города, района

17

 

Экскурсия по улицам города

18

 

Понятие - исторические источники

19

 

Науки, помогающие изучить историю родного города

20

 

Итоговое обобщение

21

 

Проектное деятельность как вид учебной работы

22

 

Сбор и обработка материалов о улицах, прилегающих к школе

23

 

Экскурсия (проект «Я экскурсовод»)

24

 

Просвещение

25

 

Городской транспорт

26

 

Купцы и промышленники

27

 

Именитые люди города

28

 

Творческая встреча с интересными людьми

29

 

Архитектура города Иркутска, сбор и обработка материалов

30

 

Защита проектной деятельности

31

 

Храмовая культура города. Экскурсия

32

 

Защита проекта «Храмовая культура города»

33

 

Памятники и памятные места

34

 

Экскурсия, сбор материала

35

 

Защита проекта

36

 

Иркутские театры

37

 

Экскурсия в закулисье театра

38

 

Знаменитые события в истории города

39

 

История моей школы

40

 

История моей семьи. Итоговое обобщение