Цели и задачи курса
Пробудить интерес учащихся основной школы к истории родного города, дать представление о вспомогательных исторических дисциплинах, об источниках изучения истории, в том числе – истории родного края и семьи. Развивать представление об особенности культурного облика города. Способствовать развитию исследовательских навыков учащихся основной школы, способностей работать в формате проектной работы проектной деятельности. Развивать образное мышление учащихся через моделирование жизни предков в далеком и близком прошлом. Пробудить интерес к истории своей семьи как части большой истории. Воспитывать патриота, гражданина России.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации; о принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
- Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как таковому (гуманность), как Иному (толерантность); стремления к свободному, открытому общению в позиционных общностях.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.
Содержание программы
Данная программа знакомит ребенка с родным городом, способствует воспитанию гражданина своего города и формированию чувства гордости за свою малую родину, а также чувствовать признательность защитникам родины и людям, прославившим город.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
Понятие исторических источников и их видов |
2 |
3 |
Иркутский острог |
2 |
4 |
Памятные даты и события в истории родного города. |
2 |
5 |
Символика города. |
2 |
6 |
Археология |
4 |
7 |
Палеография |
4 |
8 |
Хронология |
4 |
9 |
Геральдика |
4 |
10 |
Генеалогия |
4 |
11 |
Нумизматика |
4 |
12 |
Топонимика |
4 |
13 |
Купцы и промышленники |
2 |
14 |
Городской транспорт |
2 |
15 |
Просвещение |
2 |
16 |
Устные исторические источники |
4 |
17 |
Проектная деятельность |
20 |
|
Итого |
68 |
Формы проведения занятий – это урок, виртуальные экскурсии, посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата |
Тема занятия |
1 |
|
Введение. Что я знаю о родном городе |
2 |
|
Понятие исторических источников и их видов |
3 |
|
Иркутский острог |
4 |
|
Памятные даты и события в истории родного города |
5 |
|
Символика города |
6 |
|
Археология – наука о древности. Цели археологической науки |
7 |
|
Виды археологических находок. О чем могут рассказать археологические находки |
8 |
|
Виды археологических памятников. Археологические памятники Иркутска |
9 |
|
Экскурсия в краеведческий музей |
10 |
|
Палеография. Иркутские летописи |
11 |
|
Хронология. Дата в истории семьи |
12 |
|
Геральдика |
13 |
|
Генеалогия в истории России, в истории моей семьи |
14 |
|
Нумизматика |
15 |
|
Топонимика |
16 |
|
Происхождение названия рек, города, района |
17 |
|
Экскурсия по улицам города |
18 |
|
Понятие - исторические источники |
19 |
|
Науки, помогающие изучить историю родного города |
20 |
|
Итоговое обобщение |
21 |
|
Проектное деятельность как вид учебной работы |
22 |
|
Сбор и обработка материалов о улицах, прилегающих к школе |
23 |
|
Экскурсия (проект «Я экскурсовод») |
24 |
|
Просвещение |
25 |
|
Городской транспорт |
26 |
|
Купцы и промышленники |
27 |
|
Именитые люди города |
28 |
|
Творческая встреча с интересными людьми |
29 |
|
Архитектура города Иркутска, сбор и обработка материалов |
30 |
|
Защита проектной деятельности |
31 |
|
Храмовая культура города. Экскурсия |
32 |
|
Защита проекта «Храмовая культура города» |
33 |
|
Памятники и памятные места |
34 |
|
Экскурсия, сбор материала |
35 |
|
Защита проекта |
36 |
|
Иркутские театры |
37 |
|
Экскурсия в закулисье театра |
38 |
|
Знаменитые события в истории города |
39 |
|
История моей школы |
40 |
|
История моей семьи. Итоговое обобщение |