Тест как форма контроля знаний учащихся

Разделы: Информатика

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Важным компонентом учебного процесса является контроль результатов обучения. Его правильная организация даёт возможность получить сведения о степени усвоения материала учащихся, скорректировать процесс преподавания.

Каждый учащийся должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Но одинаковых учеников нет, каждый ученик усваивает материал на своем уровне, определить который – задача учителя. У нас есть два уровня подготовки:

1) подготовка, определенная стандартом образования;

2) уровень, который учитель должен обеспечить способному, одаренному ученику.

Контроль знаний должен приносить пользу, повышать мотивацию к учению и в тоже время не вредить ученику, не тормозить развитие личности учащихся. Оценивать нужно усилие и стремление учащихся выполнить как норму, которую ему определил учитель, так и чуть больше.

На уроках по информатике использую входной, промежуточный, проверочный и итоговый тестовый контроль.

Входной тестовый контроль, так называемые претесты (предварительные тесты), делятся на два типа. Претесты первого типа позволяют выявить готовность к усвоению новых знаний в классе. Они разрабатываются в рамках критериально-ориентированного подхода и содержат задания для проверки базовых знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения нового материала, В основном эти претесты предназначены для наиболее слабых учеников, находящихся на границе между явно подготовленными и явно не подготовленными к началу усвоения нового материала. По результатам выполнения претеста проводится деление тестируемых на две группы, в одну из которых попадают те, кто может двигаться дальше, а в другую — те, кто нуждается в дополнительной работе и консультациях педагога.

Промежуточное тестирование осуществляется «внутри» каждого урока. Тест стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в условии обучаемым только что предложенной его вниманию порции материала.

Проверочный тестовый контроль провожу в конце каждого урока. Он позволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном уроке, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока.

Итоговый контроль осуществляется по завершению всего курса. Требует большой подготовки учащихся.

Интерактивные тесты можно применять на данных этапах контроля. Готовых электронных тестов очень много, но они очень часто не соответствуют особенностям класса, требованиям программы, целям урока и т.п. Для создания собственных тестов не требуется специального программного обеспечения.

Следует рассмотреть программы, в которых и создаются интерактивные тесты.

1. Айрен. Это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через интернет или на одиночных компьютерах.

Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.

При сетевом тестировании преподаватель видит на своем компьютере подробные сведения об успехах каждого из учащихся. По окончании работы эти данные сохраняются в архиве, где их в дальнейшем можно просматривать и анализировать с помощью встроенных в программу средств.

Кроме того, предусмотрено создание тестов в виде автономных исполняемых файлов, которые можно раздать учащимся для прохождения тестирования без использования сети и без сохранения результатов. Такой режим ориентирован прежде всего на тесты, предназначенные для самопроверки. Учащемуся, чтобы приступить к тестированию, достаточно запустить полученный файл на любом компьютере с Windows, установка каких-либо программ для этого не требуется.

2. MS Excel. В качестве средства для создания тестовых форм контроля разумно использовать функциональные возможности программного пакета Microsoft Office, в частности программу MS Excel. К значительным достижениям программы Excel можно отнести появление трехмерных документов (Рабочая книга). В программу Excel встроена удобная подсистема помощи, которая в любой момент готова выдать необходимую справку. Программа MS Excel даёт возможность создавать и применять в учебном процессе тестирующие системы разных типов: тесты разных уровней сложности:

  • со свободным ответом (когда обучаемому не дается варианта ответа);
  • с выборочным ответом (когда обучаемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный);
  • задание на соответствие (когда обучаемому предлагается установить соотвествие между двумя множествами).

3. ADTester. С помощью ADTester возможна организация проведения тестирования в любых образовательных учреждениях, будь то школа, университет или колледж. Тестирование может проводиться как с целью выявления знаний учащихся в той или иной области, так и для обучающих целей.

С помощью пакета можно легко создавать тесты по любым предметам школьной программы, любые тесты для узкопрофессионального тестирования, различные психологические тесты и т.д. В своих тестах можно использовать различные шрифты, формулы, схемы, таблицы, HTML документы и любые OLE-объекты. Любой вопрос и ответ можно полноценно форматировать - различные шрифты, абзацы, списки и т.д. При этом вся информация достойно шифруется. Пакет черезвычайно прост в установке.

4. MyTest. Пакет программ (тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. С помощью программы MyTest возможна организация и проведение тестирования как с целью выявить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, так и с обучающими целями. Данная программа предназначена для компьютерного тестирования. Программа позволяет создавать пользовательские тесты, автоматически оценивать результаты тестирования. Все настройки, и сами тесты хранятся в зашифрованном виде и доступ к ним осуществляется при помощи пароля.

5. Knowing. Программа, позволяющая создавать тесты и автоматически оценивать результаты тестирования. Эта программа проста в использовании. Но функции ограничены, например, отсутствуют подстрочные и надстрочные индексы, можно составлять задания только с одним выбором ответа. В программе присутствует возможность использовать в тесте несколько типов вопросов, прикреплять к вопросам изображения, дополнительный текст и файлы, хороший интерфейс и возможно шифрование тестов, можно делать подробный отчет по результатам теста. В дистрибутив включен сервер тестирования для централизованного мониторинга хода тестирования и конвертер тестов для преобразования файлов тестов. Также помимо режима экзамена присутствует режим проверки знаний с подсказками, есть возможность установить параметры для отдельных тестов и вопросов, использовать примечания для тестов и вопросов.

Применение интерактивных тестов способствует повышению уровня информационной и коммуникативной грамотности педагога и обучающегося и направлено на решение важнейшей задачи образования – научить учащихся плодотворно трудиться в мире глобальной информатизации. Применение интерактивных тестов направлено на формирование учебно-познавательных, ценностно-смысловых, информационных и коммуникативных компетенций.

Таким образом, неоспорим тот факт, что применение интерактивных тестов – один из способов развития ключевых компетенций.

Литература

  1. https://irenproject.ru/
  2. https://www.adtester.org/
  3. http://mytest.klyaksa.net
  4. http://www.globalpage.ru/