ФГОС начального и общего среднего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и т.д. Именно читательские умения обеспечат школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, расширять кругозор, а в дальнейшем создадут основу для самообразования на протяжении всей жизни. Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, часто возникают из-за того, что ученик не умеет понимать прочитанное.
Каждому учителю хочется, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки. Однако, несмотря на усилия учителей и родителей, в классе есть всегда те дети, которые читают слабо. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и к отставанию в учебе, что влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому многие учителя стараются использовать новые технологии: нестандартные приемы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. Технология продуктивного чтения приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах образования.
Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации:
- фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
- концептуальной (основная идея текста, его главный смысл)
- подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.
3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом:
I. Работа с текстом до чтения.
II. Работа с текстом во время чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
Остановимся подробнее на каждом этапе.
I. Работа с текстом до чтения
Данный этап включает в себя прежде всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт. Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Например, к стихотворению С.В.Михалкова «Если» задаю следующие вопросы:
- Прочитайте заголовок, подумайте, о ком или о чем будем читать? Это сказка, рассказ или стихотворение? Здесь добавь ответы детей. Проверим свои предположения, прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией).
Ещё пример. Перед чтением «Сказки про храброго зайца» Д. Мамина-Сибиряка готовлю выставку книг и предлагаю детям ответить на вопросы:
- Как можно назвать эту выставку книг? Догадайтесь, о какой книге с этой выставки идёт речь.Определите по обложке, о ком выбранная книга. Сказка это или нет?
Этот этап сохраняется, даже если дети знакомились с текстом дома. Вопросы в этом случае формулируются иначе. Например, какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникли? На что обратили внимание до чтения и почему? Подтвердились ли ваши догадки и предположения?
Особенно интересно проходит этот этап, когда название непонятно детям или не дает конкретного указания по теме и содержанию произведения. Учащиеся делают много разных предположений перед чтением рассказа В.П.Астафьева «Капалуха», М.М.Зощенко «Золотые слова», И.С.Соколова-Микитова «Листопадничек».
II. Работа с текстом во время чтения
Конечно, этап начинается с первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия проводится с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Особая роль в данной технологии отводится перечитыванию текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) и его анализ идут через следующие приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов). На этом же этапе проводится обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение. На данном этапе ведущими становятся такие приёмы работы как диалог с автором через текст и комментированное чтение.
Что такое диалог с автором? С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.
Вести диалог с автором - это способность, которая не возникает самостоятельно, поэтому её необходимо формировать специально. После первичного чтения «про себя» задаю вопросы: «Что вас удивило? Что было самым интересным?» При повторном чтении вслух учитель ведёт диалог с автором. Основные задачи этой работы:
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые. В рассказе Пришвина «Моя Родина» читаем предложение: «Моя охота была и тогда и теперь - в находках». Стараюсь заинтересовать учеников и спрашиваю о том, что хотел найти автор? После различных предположений находим в тексте ответ: «Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался…»;
2) развивать творческое воображение учащихся по слову, детали, иной свернутой текстовой информации: читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод. (Что сейчас случится?)
Во время чтения рассказа А. Куприна «Слон» задаю вопрос:
- Как вы думаете, исполнит ли отец просьбу девочки? Если да, то как ему удастся это сделать?
Дети отвечают:
- Нет, отец не сможет привести в дом настоящего слона. Скорее всего, он принесет игрушку или картинку.
Когда читаем рассказ К. Паустовского «Растрёпанный воробей», спрашиваю у детей:
- Вернёт ли воробей маме хрустальный букетик? Сможет она приколоть его к платью во время премьеры?
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Например, чем это можно объяснить? Что из этого следует? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …? Возникающие вопросы опять - таки предполагают возникновение предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Приёмом комментированного чтения дети тоже овладевают с помощью учителя. На первых этапах дети читают, а учитель, как квалифицированный читатель, комментирует. Главное здесь не переборщить, не превратить комментарий в развёрнутую беседу. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Его можно использовать тогда, когда это действительно необходимо, а не только в конце предложения или фрагмента. Виды комментированного чтения:
- рефрен (учитель, повторяя слово или словосочетание за учеником, задаёт вопрос.
Ответы ребят принимаются, но не комментируются);
- включение воображения (Читаем строки С.Есенина: «Черёмуха душистая с весною расцвела…» - Представьте себе цветущую черемуху! – Увидели? – Почувствовали запах? )
III. Работа с текстом после чтения
Работа с текстом продолжается концептуальной (смысловой) беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. И вот тут авторы технологии предлагают знакомство с писателем (по их мнению, рассказ о писателе после знакомства с текстом, а не до него позволяет ребёнку соотнести его с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения). Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями, обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям. (Какой именно фрагмент проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях?). Данный этап достаточно полно представлен в заданиях учебников и рабочих тетрадей по литературному чтению. Остановлюсь лишь на выборе творческих заданий для третьего этапа работы с текстом.Они должны опираться на какую-либо сферу читательской деятельности.
В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы:
- эмоциональная
- воображения
- осмысления содержания
- реакция на художественную форму
Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Задания, направленные на развитие этой сферы, могут быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.
Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка-читателя. Развитию творческого воображения способствуют такие задания: составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др. Конечно, подобное деление условно: ведь чтение по ролям, например, работает на осмысление содержания и усиливает эмоциональную сферу, реакцию на художественную форму и т.д.
Учитель выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая:
- художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, В.П.Астафьева помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.);
- особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка (например, к рассказам К.Г.Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование);
- учебные задачи (например, если учитель ставит целью развитие устной речи, следует выбрать соответствующие задания).
Методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных со сферой осмысления содержания: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.
Реакция на художественную форму у большинства детей-читателей, как правило, отсутствует. Поэтому перечень заданий ограничен: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например, авторская сказка – народная сказка).
В заключение могу с уверенностью сказать: технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:
- предметные результаты: знание писателей и их произведений, способность понимать текст, умение самостоятельно выбирать книги, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.
- метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий)
- а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов;
б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д.,
в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности);
г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев). - личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.Считаю владение технологией продуктивного чтения залогом успешного обучения не только в начальной школе, но и в среднем звене и в старших классах.
Эффективность применения технологии продуктивного чтения наглядно прослеживается на результатах проверки читательских умений школьников. В своём классе регулярно в конце четверти провожу такие работы. Итоги представлены на диаграммах.
2-й класс (2016-2017 учебный год)
3-й класс (2017-2018 учебный год)