Цель: создание настроя на учебную деятельность; воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
Задачи:
- Поддержать у детей хорошее настроение от встречи со школой, вызвать интерес к школе, классу;
- Воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
- Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
- Способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя. Слайд 1
- Здравствуйте уважаемые родители, дорогие ребята! Сегодня большой праздник - День знаний. Я рада встрече с вами. Я рада вас видеть повзрослевшими, поумневшими теперь уже во 2 классе. Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю больших успехов. Второй класс - достаточно трудный, но все трудности мы вместе непременно преодолеем. С завтрашнего дня у нас начинается серьезная работа, трудовые будни. И пусть этот учебный год будет для вас добрым, плодотворным, творческим.
- Вначале давайте поприветствуем друг друга. В нашем классе 24 ученика - 12 девочек и 12 мальчиков. (Если есть вновь прибывшие ученики, учитель непременно должен их представить.)
- Давайте скажем друг другу самые нужные слова, а заодно и вспомним буквы.
Итак, я показываю букву, а вы называете слова на эту букву, которые отвечают на вопросы «какой? какая? какое?». (Родители помогают.)
- Все мальчики в нашем классе самые... Слайд 2(Учитель показывает букву «С». Сильные, симпатичные, справедливые, смешные, спортивные.)
- Все девочки в нашем классе самые... Слайд 3(Учитель показывает букву «К». Красивые, культурные, кокетливые, классные.)
- А родители в нашем классе самые... Слайд 4 (Учитель показывает букву «В». Взрослые, высокие, веселые, внимательные, вежливые.)
- А уроки самые... Слайд 5 (Учитель показывает букву «Д». Длинные, добрые, дружные, доверительные.). Молодцы, ребята.
- Сегодня – наш первый урок и говорить мы будем об очень серьезных и важных вещах.
Чтобы узнать о чем пойдет речь вы должны разгадать ребус и загадки.
Отгадайте загадку (РОДИНА)
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? Слайд 6
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья) Слайд 6
Слайд 7
- А что такое мир? Вы правы, мир это то, что нас окружает: трава, солнце, небо, деревья, птицы, жучки, паучки.
Но все же обратимся к словарю. Что же означает слово МИР? Слайд 8
- МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.
- МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; тишина, покой; соглашение о прекращении войны.
Оказывается, 1 сентября празднуется не только День знаний, но в этот день во всем мире празднуется День мира. Слайд 9
1 сентября 1939 года 80 лет назад началась вторая мировая война. Много уроков извлекли из нее народы, но главным из них – что против войны нужно бороться, пока она не началась.
История нашей страны интересна и многообразна. Неоднократно наш народ отстаивал её от вражеских нападений. Одним из величайших событий была Великая Отечественная война с фашистами. Слайд 10
- Что вы знаете о Великой Отечественной Войне?
- Молодцы. Тема нашего классного часа «Будем помнить вечно…» Слайд 10
- Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина. Мирно спят люди. И вдруг…
Звучит голос Левитана (аудиозапись о начале войны)
В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война…
Звучит песня «Вставай страна огромная…»
- Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма.
- Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался ее героический гарнизон. Если бы камни могли говорить, Они рассказали бы всему миру о том , как мужественно стояли пограничники! Слайды 11, 12
- В первый день войны солдатам было по 17-20 лет. В это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр. Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт, стараясь ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Слайды 13,14
- Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране, это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Слайды 15,16
- Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Слайды 17, 18
- Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы. Слайд 19
- Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков. Слайд 20
Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма – это фронтовые письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой. Слайды 21, 22
Решающей стала битва под Сталинградом (карта), которая длилась почти 200 суток. За это время Красная армия измотала, окружила и уничтожила 300-тысячную группировку фашистских войск. Слайд 23
После Сталинградской битвы закончилось победоносное наступление противника и началось их изгнание с нашей территории.
Наступил день, когда враг был сломлен и уничтожен окончательно. Красное Знамя Победы, водружённое советскими воинами на самом главном здании Германии — рейхстаге, возвестило всему миру о Великой Победе над фашизмом. Это произошло 9 мая 1945 года. Слайды 24, 25
— Ребята, давайте «минутой молчания» почтим память всех погибших на этой страшной войне. (Все встают.) Слайд 26
Минута молчания
— Дети, родившиеся и выросшие после войны, должны знать, помнить и чувствовать значение этого трудного и героического времени, ценить подвиг народа, так как в этой войне погибло очень много людей. Ценить мир может только тот, кто помнит, что такое война!
Как вы думаете, что помогло выстоять нашему народу в этой великой битве? (Дружба народов, любовь к своей Родине.)
Верно, у каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице. Каждый человек должен принести пользу, вложить частичку своей души на благо своей Родины.
- Как вы думаете, можно ли назвать нашу страну одной семьей?
- А наш класс можно назвать семьей? Слайд 27
Учитель Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.
Чтобы любая семья жила счастливо в ней должны царить
- Понимание,
- Любовь,
- Уважение,
- Доверие,
- Доброта,
- Забота,
- Помощь,
- Дружба.
А насколько вы дружные, и помните правила поведения в школе, мы сейчас проверим. Слайд 28. Я читаю фразу, а вы её заканчиваете.
Утром рано в класс в оконце
К нам заглядывает (солнце)
Только входим в кабинет
Говорим мы всем (привет)
В нашем классе есть закон
Вход неряхам (запрещен)
Парта - это не кровать
И на ней нельзя (лежать)
На уроках не болтай
Как заморский (попугай)
Для рисования нужны нам краски,
А читать мы будем (сказки)
Ответить хочешь - не кричи,
А только руку (подними)
Чтоб 5-ку получить
Уроки надо всем (учить)
К доске вышел - не молчать
Урок быстрее (отвечать)
Учитель - Молодцы, ребята, правила поведения в школе и на уроке вы не забыли. Слайд 29
А я прочитаю для вас правила друзей.
1. Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
2. Не дерись - это очень стыдно.
3. Играй честно, не подводи и не обманывай своих товарищей.
4. Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
5. ПОМНИ! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
6. Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей.
7. Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
8. Не ябедничай.
9. Будь добрым и щедрым на помощь, люби не только себя, но и других.
Вы согласны соблюдать эти правила.
- Подошёл к концу наш первый урок в новом учебном году. Слайд 30
Мы затронули сегодня с вами самые важные и серьезные в жизни темы. Хоть вы еще и дети, но если каждые человек на нашей планете с самого раннего возраста задумается о том, что самое главное в жизни мир, любовь, семья, дружба у нас никогда не будет войн.
Я желаю всем вам крепкого здоровья, успехов в учёбе. Очень надеюсь, что в школе вы будете вести себя достойно, будете дружными. Пусть все ваши знания, полученные в школе, остаются при вас и помогают вам преодолеть жизненные трудности.
В добрый путь, дорогие второклассники!