Промышленная графика. Дизайн упаковки. Урок изобразительного искусства для 7-го класса

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Ключевые слова: промышленный дизайн, дизайн упаковки


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


2 часа

Цель: Создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  1. Ознакомление с понятиями «промышленная графика», «дизайн», «упаковка».
  2. Ознакомление с историей возникновения и развития упаковки.
  3. Совершенствование графических навыков.

Зрительный ряд: электронная презентация «Промышленная графика. Дизайн упаковки.»

Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук, наглядный материал.

Оборудование для учащихся: бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Сообщение темы урока (1 мин.)
  3. Ознакомление с новым материалом (30 мин.)
  4. Объяснение хода практической работы (10 мин.)
  5. Рефлексия (3 мин.)
  6. Практическая работа (35 мин.)
  7. Подведение итогов (9 мин.)
  8. Организационный момент (1 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

Учитель показывает учащимся различные упаковочные коробки, упаковочную бумагу, пластиковую упаковку и задает вопрос:

- Ребята, как вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Слайд №1

3. Ознакомление с новым материалом

Слайд №2

Учитель: - Промышленная графика обслуживает сферу производства и сбыта промышленной продукции. Это разработка оформления:

  • товарных ярлыков,
  • фирменных знаков,
  • упаковок,
  • рекламных изданий - торговых каталогов, буклетов, проспектов и т.п.

По своим задачам промышленная графика тесно соприкасается с торгово-промышленной рекламой, нередко являясь ее составной частью.

Слайд №3

Учитель: - В произведениях промышленной графики одинаково важную роль играют:

  • шрифт,
  • орнамент,
  • различные рисованные (преимущественно символического характера) и фотографические изображения,
  • цветовое решение
  • и полиграфическое исполнение.

Слайд №4

Учитель: - Промышленной графикой занимаются специальные художественные бюро; созданные по заказу фирм образцы идут лишь под маркой этих бюро, а художники-исполнители остаются, как правило, безымянными.

Датой рождения дизайна можно считать 1930-е годы, когда под руководством ведущих художников художественно-промышленной деятельности на крупных производствах. Самым ярким примером такой деятельности являются новации Петера Беренса на посту художественного директора концерна АЭГ.

Слайд №5

Учитель: - Важную роль в развитии советской промышленной графики в 1920-х — начале 1930-х г. сыграли В.В.Маяковский, Л.М.Лисицкий, А.М.Родченко, и другие. В 1930-х г. в области промышленной графики работал Е.Е.Лансере, в 1940-х — Кукрыниксы.

С конца 1950-х г. устраивались выставки промышленной графики, в некоторых республиканских союзах художников были созданы подсекции, объединяющие профессиональных художников, работающих в области промышленной графики.

Создание новой вещи – сложный творческий процесс, в котором участвуют различные специалисты: учёные, инженеры и дизайнеры. Если какая-нибудь вещь, созданная дизайнером, является удобной, красивой или приятной, то говорят хороший дизайн.

Еще лет тридцать назад словосочетание «дизайн упаковки» вызвало бы в нашей стране, по меньшей мере, недоумение. Зачем это нужно? Главное ведь содержание, а не форма! Вы не вспомните, но старшие вспомнят серую рыхлую бумагу, в которую заворачивали и кусок сливочного масла в гастрономе, и одежду в промтоварах, и… да любой товар!

Казалось бы, ну какая разница? Срок жизни любой упаковки недолог, конец ее — в мусорном ведре. Но тогда выходит, что не нужны ни красивая посуда (пей себе чай из алюминиевой кружки), ни столовые приборы (можно ведь есть и руками), ни красивая модная одежда (тоже род упаковки). Выходит, зря дизайнеры ночей не спят, размышляя над новыми идеями?

Но при современном наличии обилия товаров выигрывает тот производитель, который помещает свою продукцию в качественный, наиболее выигрышный по форме и цветовому решению материал.

Можно дать упаковке следующее определение:

Слайд №6

Учитель: Упаковка - это емкость, в которой содержат продукт, плюс все атрибуты, необходимые для защиты ее содержимого во время перевозки, правильного использования и для того, чтобы уговорить потребителя купить. То есть это все, что не является самим изделием.

Некоторые милые сердцу вещицы — флакончик, в котором когда-то были духи, жестяная коробочка из-под леденцов — сопровождают нас всю жизнь. Более того, упаковка — это олицетворение перемен, обещающих что-то лучшее, более интересное; она всегда отвечает современным вкусам и новым представлениям о комфорте. Большой ассортимент соков с открывающимся и закрывающимся клапаном; майонез в специальном полиэтиленовом мешочке с крышечкой; сухой суп, тара которого служит одновременно и посудой, в которой его можно заварить; жидкое мыло с дозатором; горчица в тюбике; одноразовый чай еще в недавнем прошлом навевали ассоциации с космическими технологиями. Сегодня это повседневные реалии нашего быта. Но так было не всегда.

Слайд №7

Учитель: - Упаковка имеет очень давнюю историю.

Просмотр фильма: «Эволюция вещей: как менялась упаковка»

Слайд №8

Учитель: -Рассмотрим виды современной упаковки.

Слайд №9

К ней относятся:

  • Металлическая тара: жестяные и алюминиевые банки, металлические, контейнеры.
  • Пластиковая тара: коррексы, тортницы, блистеры, лотки, пластиковые бутылки.
  • Стеклотара: бутылки, банки и т. п.
  • Картонная и бумажная тара и упаковка: пачки, коробки, ящики, лотки.
  • Полимерная: полиэтиленовые пакеты и плёнка.

Учитель: Упаковка — это еще и культурное явление, поэтому она зависит от особенностей менталитета жителей конкретной страны. Большинство компаний, работающих в международном бизнесе, создают для каждого государства собственный упаковочный вариант. В Соединенных Штатах и Японии, двух ведущих индустриальных державах, отношение к упаковке диаметрально противоположное. В Японии ее обдумывают гораздо тщательнее, чем в Америке, она — часть ритуала подношения и, согласно вековым традициям, выражает чувство уважения. Здесь это несомненное явление культуры, чего не скажешь о Штатах. В Стране восходящего солнца упаковку делают для того, чтобы ее оценили, американскую же нужно бессознательно воспринимать как естественное продолжение продукта.

Проблемы возникают из-за разницы в культуре, обычаях... Почему канадцы с удовольствием пьют молоко из полиэтиленовых пакетов, вставленных в специальные держатели, а жители США пренебрегают таким способом? Немцы требуют к видеопленке подробнейших технических инструкций, а американцам этого не нужно. В чем причина? Что заставляет шведов считать голубой цвет мужественным, а немцам он кажется женственным? Ответы на эти вопросы — в национальных традициях, бытовых реалиях, образе мышления…

Учитель: -А теперь давайте рассмотрим, из каких обязательных элементов состоит упаковка?

Учащиеся получают различные упаковочные коробки, флаконы и т.п. и рассматривают их.

Слайд №10

Упаковка включает в себя:

  • Данные о продукции: товарный знак, тип, наименование, название производителя и т.д.
  • Рекламу товара

4. Объяснение хода практической работы (10 мин.)

Учитель: - Сегодня на уроке вам предстоит разработать дизайн упаковки для конфет, давайте определим этапы работы, которые нам необходимо осуществить, чтобы разработать дизайн.

Слайд №11

Этапы разработки дизайна упаковки:

  1. Визуальный этап. Зная слабые и сильные разработок конкурентов, можно приступать к формированию стратегии собственного идеального дизайна.
  2. Изучение целевой аудитории товара, предполагаемых продаж.
  3. Собственно дизайн, то есть подготовка  эскизов, выбор формы, цвета, логотипа.

Оригинальный внешний вид продукта всегда говорит о профессионализме и высоком работы уровне производителя компании и способствует увеличению продаж объема.

Учитель: - А какие средства художественной выразительности имеются у дизайнера, чтобы создать упаковку?

Слайд №12

  1. Шрифт. Шрифт — необходим для создания неповторимых образов и уникальных брендов.
  2. Символ. Это  логотип, знак фирмы.
  3. Цвет.

5. Рефлексия (3 мин.)

Учитель: - Какой вывод вы можете сделать из прослушанного?

Учащиеся: - Чем  более оригинальным будет дизайн, тем более привлекательным окажется данный продукт среди прочих равных.

6. Практическая работа

Создание эскиза упаковки для конфет.

7. Подведение итогов

Выставка работ. Выбор наиболее интересных по дизайну.

8. Организационный момент

Домашнее задание - вклеить в тетрадь пример интересной упаковки.

Источники:

1. Видео «Как появилась упаковка»

2. Примеры интересной упаковки

3. Работы П.Беренса