Форма мероприятия: нравственная дискуссия и практикум с кадетами.
Участники: воспитанники 10 класса.
Цель мероприятия: нравственное воспитание кадет, формирование здорового образа жизни.
Задачи мероприятия:
- Образовательная: Обсудить с воспитанниками понятия «ответственность», «свобода», «совесть», «взрослость», определить их содержание и значение для человека;
- Воспитательная: Способствовать пониманию роли данных понятий для формирования личности человека в различных жизненных ситуациях;
- Развивающая: развить нравственную позицию воспитанников.
Основные понятия: «взрослость», «ответственность», «свобода», «совесть».
Психологические основы воспитания кадет при проведении мероприятия: данное мероприятие формирует знания о взрослости, как проявляется чувство взрослости, формирует чувство ответственности.
Использование современных образовательных технологий
Современные образовательные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе |
Этапы воспитательного мероприятия, |
Элементы информационно-коммуникационных технологий |
Основной этап |
Элементы личностно-ориентированных технологий |
Подготовительный, заключительный этап |
Элементы технологии сотрудничества |
Основной этап |
Элементы технологии развития критического мышления |
Заключительный этап. Рефлексия |
Наглядное оформление и техническое оснащение: презентация PowerPoint, записи на доске.
Подготовительная работа:
Написать тему классного часа, парты сдвинуть, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в группах, подготовить карточки для групп.
На столах групп лежат чистые листы по количеству учащихся;
Компьютер, проектор
План проведения мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Обсуждение понятия.
3. Работа в группах.
4. Рефлексия.
Ход проведения
1. Вступительное слово воспитателя
Я думаю, вас заинтересовала тема сегодняшнего классного часа. Наверное, возникает естественный вопрос: чем обусловлен выбор данной темы?
Многие из вас уже считают себя взрослыми. Не так ли? Вы стараетесь соответствовать какому-либо стилю. Считается, что взрослые люди - свободны в своем выборе. Поэтому многие из вас считают вправе игнорировать правила внутреннего распорядка: не хотят дежурить в корпусе, объяснение тому простое: мы же пришли сюда учиться, а не мыть полы, Ответственны ли вы за свои поступки и суждения?
Таким поведением многие из вас стараются приблизиться к миру взрослых. Хотя развитие взрослости может протекать по-разному. Это зависит от того, на какие образцы люди ориентируются, приобретая черты взрослого человека.
2. Обсуждение понятия
Что же такое взросление? (ответы воспитанников)
Взросление означает приобретение навыков, которые позволят человеку стать равноправным, независимым членом взрослого общества. Подростки стремятся достигнуть эмоциональной свободы от родителей и других взрослых, выбрать подходящий карьерный путь и стать финансово независимыми, а также выработать собственную философию, моральную идеологию жизни, социальное поведение.
Взросление — это способность адекватно понять самого себя, понять, описать то, что с нами происходит. (Презентация. Сл.2)
Как оно происходит и какие существуют факторы, влияющие на взросление?
Факторы, влияющие на взросление?
1. Экстремальные ситуации
2. Личная жизнь, ответственность за других
3. Психоактивные вещества
4. Мнение близких и дорогих людей
5. Социальный фактор (образ жизни, молодежные объединения, группировки и т.д.)
6. Биологические факторы (физическое развитие)
7. Особенности воспитания
8. Определение целей.
Когда человек взрослеет, как это выражается?
Выражается это:
1) Тем, что человеку уже всё равно, насколько наворочен телефон. Главное, чтобы звонил (всем известная истина);
2) Тем, что убирается ник в контакте;
3) Тем, что стоит целая фотография, а не коллаж;
4) Тем, что нет надписей на фото;
5) Тем, что и сам сайт со временем посещается раз в несколько дней, потому что общество живых людей, настоящих, куда приятнее;
6) Тем, что человек снимает с себя кеды, ленточки, значки, пирсинги (остаётся максимум два, и то, гармонично вписывающихся в общую картину) и облачается в одежду, в которую бы раньше никогда не оделся;
7) Тем, что если человек не любит себя, он начинает себя любить и жить для себя.
Рассмотрите таблицу психолога Эрика Бёрна. (презентация, сл.3)
Должен, обязан
Взрослый
Целесообразность, полезность
Дитя
Хочу, не хочу
- Сделайте вывод, что должно управлять вашими поступками, чтобы они были поступками взрослого человека.
3. Работа в группах
Давайте разделимся на 3 группы. Вы - первая группа, вы - вторая группа, и вы - третья группа.
Перед продолжением нашего разговора предлагаю определить правила дискуссии. Ваша задача договориться и выбрать из предложенного списка нужное.
Правила общения: (презентация, сл.4)
- С уважением относиться друг к другу.
- Стараться высказаться самому.
- Любое мнение заслушивать внимательно.
- Игнорировать мнение другого.
- Пока один говорит, все его слушают.
- О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
- Начинаете громко и спонтанно высказываться.
Давайте в продолжении беседы мы будем следовать этим правилам.
Задание 1. Предлагаю составить коллективный портрет успешного взрослого человека. На составление портрета - 2 минуты. (Проверка портрета).
Задание 2. Какие ассоциации возникают у Вас со словами: «ответственность, свобода совесть» (воспитатель записывает ответы кадет на доске) Попробуйте дать им определения, объяснить их максимально доходчиво (презентация, сл.5)
Ответственность — это особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом.
Свобода — это возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают.
Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.
Задание 3. Составьте правила поведения взрослого человека. На исполнение 4 минуты.
Презентация правил каждой группой.
- Вы согласны с этими правилами? А выполнять их по силам нашей группе?
Задание 4. А теперь пользуясь своими правилами, разрешите следующие ситуации.
- 1 группа: ваш друг обиделся на вас за то, что вы не пошли с ним в кино. На исполнение 3 минуты
- 2 группа: ваши родители не разрешают вам гулять допоздна. На исполнение 3 минуты.
- 3 группа: учитель часто делает вам замечания. На исполнение 3 минуты.
4. Рефлексия
Сегодня мы с вами говорили о таком понятии, как взросление. По-настоящему зрелой личностью мы можем считать только того человека, который прошел путь нравственного совершенствования и, развивая свой характер, смог достигнуть равновесия между волей, разумом и чувствами.
Мы можем выделить следующие черты: (презентация, сл.6)
- Сыновняя почтительность – уважение, любовь и преданность родителям.
- Верность – надёжен, верен, предан друзьям, семье, стране.
- Уважение – уважает других людей, их права, мнения, уважает собственность.
- Терпимость – внимателен к мнению других людей, не имеет предубеждений и предрассудков.
- Демократичность – готов воспринимать других людей как равных.
- Сотрудничество – работает вместе с другими для достижения общих целей.
- Сочувствие – испытывает страдание и боль от страданий и бед других людей, готов помогать другим, умеет глубоко сопереживать.
- Умение прощать – готов забыть обиды, не стремится наказать или отомстить за причиненное зло.
- Доброта – великодушен, чуток, предупредителен.
- Готовность помочь – всегда готов оказать помощь всем, кто в ней нуждается.
Наряду с этим духовно зрелый человек обладает чертами, выражающими его отношение к себе:
- Чувство собственного достоинства – верит в собственную ценность и способности, уверен в себе.
- Ответственность – отвечает за собственные действия.
- Честность – правдив, искренен, свободен от обмана и лжи.
- Самоконтроль – контролирует свои мысли, желания, чувства и поступки.
- Душевное и физическое здоровье – обладает здравым, разумным отношением к жизни, имеет и поддерживает оптимальное физическое состояние.
Допишите недописанные предложения.
Взрослость - это…
Я постараюсь изменить:
- в настоящем_______________________________________
- в будущем_________________________________________
Спасибо вам за общение. Надеюсь, что наш разговор будет полезным для становления вашей личности.