Цели урока:
- образовательная: закрепить навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжить совершенствовать навык определять окончания существительных на -ий, -ия, -ие в единственном числе;
- развивающая: развивать познавательные интересы учащихся; продолжить развивать навык анализа языкового материала, обобщать, делать выводы;
- воспитательная: продолжить формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.
Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля, взаимоконтроля и самоконтроля (обратная связь).
Тип урока: урок-практикум.
Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная, парная.
Учебно-методическое обеспечение:
- учебник: русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А. и др. Программа: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.
Время реализации урока: 45 минут.
Необходимое оборудование и материалы для урока - мультимедийный проектор и экран, сигнальные карточки, перфокарты.
План проведения урока (занятия):
Этапы урока | Временная реализация |
Организационный момент. |
3 мин. |
Формулировка темы через проблемную ситуацию, постановка целей урока. |
5 мин |
Объяснительный диктант. |
7 мин. |
Самопроверка |
5 мин. |
Дифференцированное задание по группам. |
10 мин. |
Физкультминутка. |
5 мин. |
Работа с сигнальными карточками. |
5 мин. |
Давайте отдохнем. Загадки. |
5 мин. |
Заключительное слово учителя. |
5 мин. |
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие класса.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами приветствуем не только друг друга, но и наших гостей.
2. Эмоциональная разминка.
Я предлагаю девизом нашего урока сделать слова «Всё в наших руках». Ведь от нашей совместной работы зависит результат всего урока. (слайд ….)
3. Зарядка для успешности.
Пожелайте себе успехов и скажите: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"
4. Формулировка темы, определение целей урока.
5. Создание проблемной ситуации.
В преддверии предстоящего праздника 8 Марта можно представить такую ситуацию: вы пришли домой и увидели на столе большой красивый пакет с запиской «Подарок бабушки», а может, «Подарок бабушке»?
Прокомментируйте смысл записки в зависимости от выбора гласной в окончании.
Какое же окончание нужно написать в слове бабушк... Что для этого нужно сделать? (Нужно определить склонение и падеж слова, вспомнить какое окончание пишется в данном случае. Если подарок кому бабушке - 1 склонение, дательный падеж, значит пишем букву Е; если подарок от кого бабушки - 1 склонение, родительный падеж, значит пишем букву И).
От выбора гласной в окончании существительного может измениться смысл высказывания. Значит, очень важно правильно выбрать гласную в падежных окончаниях существительных.
6. Формулировка темы урока.
Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор?
Тема сегодняшнего урока «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» (записывают тему в тетрадь). (слайд)
- КАКОВА ЦЕЛЬ урока? Чему вы сегодня должны научиться? (Продолжить тренироваться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных).
- А как вы думаете, а для чего нам необходимо продолжить работу над этой орфограммой?
- Что мы должны уметь. (На практике применять свои знания).
Учитель. Нам действительно сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении существительных и закрепить навык выбора гласных Е – И в окончаниях имён существительных в единственном числе. (слайд)
Итак, цель вы определили для себя сами, в конце урока проверим: достигли ли вы поставленных целей.
- Отрабатывать навык правильного выбора гласной Е или И в падежных окончаниях существительных мы будем на разнообразном материале. В процессе работы с текстом, выполняя занимательные задания; работая в парах…… Вы узнаете интересное о лексическом значении слов и как состав слова помогает узнать лексическое значение слова.
III. Этап обобщения и систематизации знаний
Переходим к основному этапу работы.
- Что нужно знать, чтобы определить, какая буква пишется в окончании имени существительного? (Склонение и падеж существительного).
- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)
- Какие особые группы существительных мы узнали? (Существительные на -ия, -ие, -ий).
- В чём их особенность? (Окончание - И в предложном и дательном падежах).
- Нам необходимо повторить правила выбора орфограммы в падежных окончаниях существительных единственного числа.
Вспомните алгоритм, т.е. последовательность действий для правильного выбора гласных Е или И в падежных окончаниях существительных.
В процессе ответов – слайды! Полный слайд
Алгоритм рассуждения по выбору гласной в окончании
А) поставить существительное в именительный падеж;
Б) определить склонение существительного;
В) поставить вопрос к существительному и определить падеж;
Г) вспомнить падежное окончание существительного.
- Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных разных склонений?
IV. Грамматическая задача
Для закрепления навыка рассуждения по выбору гласной в окончании существительного решим грамматическую задачу.
Объясните различие в написании окончаний существительных
- Быть на площадкЕ и на площадИ;
- нежиться в кроваткЕ и в кроватИ;
- ошибка в тетрадкЕ и тетрадИ;
- подойти к МарьЕ и к МариИ.
V. Комплексный анализ текста
Мы продолжаем формировать навык работы с текстом.
1. Выразительное ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (учащийся)
2. Дополнительные задания
- Озаглавьте текст.
- Определите его основную мысль.
- Определите тип речи текста.
- Почему автор считает, что любопытство уродливо, а любознательность – достоинство?
(Чтобы ответить на этот вопрос, нужно различать значения слов любопытство и любознательность).
- Как состав слов любопытство и любознательность помогает различить их смысл?
- Какое из этих слов характеризует человека положительно. А какое отрицательно?
3. Чтение задания
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. На партах перед учениками лежат листочки с этим текстом.
О любопытств… сорок знает каждый. Человек же с его интересом к познанию жизн… более склонен к любознательност…. Первое уродливо. Второе заст…вляет бит..ся мысль, уча(?)ствует в формировани… личност….
VI. Физкультминутка
V. «Ошибка, я тебя вижу!». Работа в парах
Исправить ошибки в тексте
- Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки…, а они на самом деле у нее на лбу сидели!
Ученики читают только те, в которых есть ошибки.
Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.
Туристы расположились в палаткЕ (1 скл; П.п) около берёзовой рощИ (1 скл; Р.п) .
Перед вами лежат карточки-задания. Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.
(самопроверка)
поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1 ошибку.
Проверка (Слайд)
1) В строчках есть «лишнее» слово?
а) О дорог…, о стран…, около речк…, о ноч…
б) На почт…, на остановк…, на крыш…, около дорог…
в) В санатори…, о восстани…, о заведени…, на опушк…
Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже:
писать (к кому?) к… Наталья, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.
Работа с сигнальными карточками. Е или И?
- На лошадк…
- На лошад…
- О волнени…
- На берёз…
- В сопротивлени…
- По астрономи…
- О развлечени…
- Об ударени…
Работа с перфокартами
1. в небе |
на работе |
на улице |
2. на дороге |
нет жизни |
с ветки |
3. о маме |
к подруге |
в рассказе |
4. в тетради |
у подруги |
на солнце |
5. в пенале |
на пляже |
по тропке |
(учащиеся записывают в столбик только окончания имён существительных, ключ – цифра 5, которая получается при соединении букв е)
Задание 4. Тест.
Найдите строчку с окончанием Е
А) На урок…, из повест…, в класс…
Б) О Натали…, в палатк…, к дочер….
В) В цирк…, о песн…, на речк…
Найдите строчку с окончанием И
А) Во дворц…, о врач…, в гимнази…
Б) При чтени…, в изложени…, около сирен…
В) О Марь…, о Евгени…, с горк…
В каких строчках есть «лишнее» слово?
А) О дорог…, о стран…, около речк…,о ноч…
Б) На почт…, на остановк…, на крыш…, около дорог…
В) В санатори…, о восстани…, о заведени…, на опушк…
VI. Рефлексивно-оценочный этап
Возвращение к девизу. Согласны ли вы, что всё было в наших руках на сегодняшнем уроке? (слайд…)
А теперь последнее задание, которое поможет определить, как вы усвоили тему. Перед вами лежат тесты. В каждом 5 заданий. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа. Самопроверка с доски. (слайд ….)
Оценивание. Кто не допустил ошибок, поставьте себе «пять», у кого 1 ошибка – «четыре», у кого 2 и более ошибок – «три»
Учитель: поднимите руки, кто справился без ошибок.
Вы согласились, что всё зависит от вас. Так вот, домашнее задание вы тоже можете выбрать для себя сами.
Домашнее задание. Я предлагаю вам на выбор 2 задания: выполнить упр. 533 или отгадать кроссворд (ответы под цифрами записать в тетрадь).
(слайд …..)
Давайте подведём итог урока.
VII. Итог урока
- О чем мы сегодня говорили на уроке? (О правописании гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе).
- От чего зависит выбор Е и И в окончаниях существительных? (Зависит от правильного определения падежа и склонения существительного).
- У существительных какого склонения и в каких падежах пишется в окончаниях Е, И?
Рефлексия.
- Какую цель ставили?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что вызвало особые затруднения?
- Где можно применить наши знания?
- Назовите ключевые слова темы.
Самостоятельная работа
Низкий уровень. (Все буквы вставлены, объяснить правописание падежных окончаний.)
На моей полянке были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушке ее, на этом пальце, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времени свою флейту, как будто управлял множеством лесных звуков наступающей вечерней зари. (М.Пришвин)
Средний уровень.(Вставить пропущенные окончания существительных, объяснить правописание падежных окончаний. Сделать морфемный разбор одного существительного.)
На моей полянк_ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушк_2 ее, на этом пальц_, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеством2 лесных звук_в наступающей вечерней зари. (М.Пришвин)
Высокий уровень. (Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание падежных окончаний. Сделать морфологический разбор существительного.)
На моей полянк_ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высок_я ель, а на верхушк_ ее, на этом пальц_, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеств_м3 лесных звук_в наступающ_й вечерн_й зари. (М.Пришвин)
Слово учителя. А сейчас я предлагаю вам в группах внимательно посмотреть на доску и расшифровать таблицу и озвучить её. (Заполнение графа)
|
? |
2 скл |
? |
Р.п. |
- |
- |
- |
? |
- |
- |
и |
? |
е |
- |
- |