Пищеварение в полости рта. 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8

Ключевые слова: биология, пищеварение


Урок 34. Тема: «Пищеварение в полости рта»

I. ОМЭ

1.1 Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

- Какие вопросы данной темы вы изучили?

- Проверим, насколько хорошо вы изучили тему прошлого урока.

Учащиеся записывают названия органов пищеварения, используя слайд 1.1 с удаленными подписями к рисунку (Пищеварительная система, электронный ресурс)

Взаимопроверка. Учитель открывает подписи. Правильный ответ оценивается в 1 балл. (баллы записываются на полях в тетради)

1.2 Вы прекрасно справились с этим заданием. Но, наверное, недостаточно знать только названия и расположение органов пищеварения.

- Что бы вы еще хотели узнать?

- С каких органов логичнее изучать пищеварительные процессы? (с ротовой полости)

- Почему?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Запись темы урока: "Пищеварение в полости рта". Слайд №1.

Презентация

II. ОИЭ

2.1 - На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в процессе изучения новой темы?

Учитель записывает вопросы плана на доске и затем их корректирует. Учащиеся записывают план в тетрадь.

План урока. Слайд №2

1. Органы полости рта.

2. Роль зубов в пищеварении.

3. Слюнные железы и их функции.

4. Гигиена полости рта.

2.2. Демонстрация слайда 2.1 (электронный ресурс)

- Какие органы находятся в полости рта?

- Какие функции выполняет язык?

- Какие функции выполняют зубы?

- Объясните поговорку: «Кто долго жует, тот долго живет». (выслушать ответы)

Задание 1. Работа в ППС. Слайд №3

Прочитайте статью «Строение зубов» на С. 201 - 202 и рассмотрите рис. 93 на С. 202.

Ответьте на вопросы:

1. Сколько зубов у человека?

2. Почему зубы имеют разную форму?

3. Какое строение имеет зуб?

Сделайте вывод о функции зубов и запишите его в тетрадь.

Учитель открывает вывод на слайде. Слайд №4

- У кого вывод получился ставят себе 1 балл.

2.3. Высказывание И.П.Павлова на слайде. Слайд №5

«Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!»

- Для чего нужна слюна?

Слюнные железы выделяют за сутки около 1,5 л слюны, состоящей на 99,4% из воды. Но кроме воды в слюне содержатся еще кое-какие вещества, необходимые для нормального пищеварения.

Выполнение лабораторной работы «Действие слюны на крахмал» по инструкции на С. 211.

Для выполнения лабораторной работы учитель заранее готовит оборудование: накрахмаленные кусочки бинта, ватные палочки, йодную воду, чашки Петри.

- Почему бинт, смоченный слюной, не окрасился? (ферменты крахмал расщепили)

Вывод на слайде. Слайд №6 учащиеся записывают в тетрадь.

- Поставьте себе оценку за выполнение лабораторной работы от 1 до 3 баллов.

2.4 – Почему животные при ранении зализывают раны?]

- А есть ли в нашей слюне вещества, убивающие микробы?

Такое вещество действительно есть. Оно называется лизоцим. (слово выписывается на доске)

2.5. – Какой вопрос плана нам еще осталось изучить?

Кстати, необходимость ухода за полостью рта была впервые обоснована голландцем А.Левенгуком в XVII веке. Он обнаружил многие микробы у себя во рту после тщательного протирания зубов солью.

- Прочитайте текст «Уход за зубами» на с. 202-203 (ответы выслушать устно)

Лабораторная работа «Как правильно чистить зубы»

Оборудование: зубная щетка, расческа с нанизанной на зубья ватой.

– Проведите зубной щеткой по расческе справа-налево, вверх-вниз.

– Как правильно чистить зубы? Запишите вывод в тетради.

III. РОЭ

3.1. – Вы получили ответы на свои вопросы?

Схема на доске, спрашивая учащихся, а они в тетради. Слайд №7

3.2. Домашнее задание. Слайд №8.

Параграф 31, ответить на вопросы в конце параграфа, составить и изготовить памятку «Правила ухода за полостью рта» для учащихся младших классов.

3.3. Оценки за урок. Слайд №9.

  • 16-18 баллов «5»
  • 13-15 баллов «4»
  • 10-12 баллов «3»

3.3. Полученные знания мне в жизни пригодятся, т.к….. Слайд №10.