Урок 34. Тема: «Пищеварение в полости рта»
I. ОМЭ
1.1 Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
- Какие вопросы данной темы вы изучили?
- Проверим, насколько хорошо вы изучили тему прошлого урока.
Учащиеся записывают названия органов пищеварения, используя слайд 1.1 с удаленными подписями к рисунку (Пищеварительная система, электронный ресурс)
Взаимопроверка. Учитель открывает подписи. Правильный ответ оценивается в 1 балл. (баллы записываются на полях в тетради)
1.2 Вы прекрасно справились с этим заданием. Но, наверное, недостаточно знать только названия и расположение органов пищеварения.
- Что бы вы еще хотели узнать?
- С каких органов логичнее изучать пищеварительные процессы? (с ротовой полости)
- Почему?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Запись темы урока: "Пищеварение в полости рта". Слайд №1.
II. ОИЭ
2.1 - На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в процессе изучения новой темы?
Учитель записывает вопросы плана на доске и затем их корректирует. Учащиеся записывают план в тетрадь.
План урока. Слайд №2
1. Органы полости рта.
2. Роль зубов в пищеварении.
3. Слюнные железы и их функции.
4. Гигиена полости рта.
2.2. Демонстрация слайда 2.1 (электронный ресурс)
- Какие органы находятся в полости рта?
- Какие функции выполняет язык?
- Какие функции выполняют зубы?
- Объясните поговорку: «Кто долго жует, тот долго живет». (выслушать ответы)
Задание 1. Работа в ППС. Слайд №3
Прочитайте статью «Строение зубов» на С. 201 - 202 и рассмотрите рис. 93 на С. 202.
Ответьте на вопросы:
1. Сколько зубов у человека?
2. Почему зубы имеют разную форму?
3. Какое строение имеет зуб?
Сделайте вывод о функции зубов и запишите его в тетрадь.
Учитель открывает вывод на слайде. Слайд №4
- У кого вывод получился ставят себе 1 балл.
2.3. Высказывание И.П.Павлова на слайде. Слайд №5
«Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!»
- Для чего нужна слюна?
Слюнные железы выделяют за сутки около 1,5 л слюны, состоящей на 99,4% из воды. Но кроме воды в слюне содержатся еще кое-какие вещества, необходимые для нормального пищеварения.
Выполнение лабораторной работы «Действие слюны на крахмал» по инструкции на С. 211.
Для выполнения лабораторной работы учитель заранее готовит оборудование: накрахмаленные кусочки бинта, ватные палочки, йодную воду, чашки Петри.
- Почему бинт, смоченный слюной, не окрасился? (ферменты крахмал расщепили)
Вывод на слайде. Слайд №6 учащиеся записывают в тетрадь.
- Поставьте себе оценку за выполнение лабораторной работы от 1 до 3 баллов.
2.4 – Почему животные при ранении зализывают раны?]
- А есть ли в нашей слюне вещества, убивающие микробы?
Такое вещество действительно есть. Оно называется лизоцим. (слово выписывается на доске)
2.5. – Какой вопрос плана нам еще осталось изучить?
Кстати, необходимость ухода за полостью рта была впервые обоснована голландцем А.Левенгуком в XVII веке. Он обнаружил многие микробы у себя во рту после тщательного протирания зубов солью.
- Прочитайте текст «Уход за зубами» на с. 202-203 (ответы выслушать устно)
Лабораторная работа «Как правильно чистить зубы»
Оборудование: зубная щетка, расческа с нанизанной на зубья ватой.
– Проведите зубной щеткой по расческе справа-налево, вверх-вниз.
– Как правильно чистить зубы? Запишите вывод в тетради.
III. РОЭ
3.1. – Вы получили ответы на свои вопросы?
Схема на доске, спрашивая учащихся, а они в тетради. Слайд №7
3.2. Домашнее задание. Слайд №8.
Параграф 31, ответить на вопросы в конце параграфа, составить и изготовить памятку «Правила ухода за полостью рта» для учащихся младших классов.
3.3. Оценки за урок. Слайд №9.
- 16-18 баллов «5»
- 13-15 баллов «4»
- 10-12 баллов «3»
3.3. Полученные знания мне в жизни пригодятся, т.к….. Слайд №10.