Цель: формирование представления о биологии как науке о живой природе.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с понятием «биология».
- Дать представление о биологических дисциплинах.
- Сформировать знания о многообразии организмов и царствах живой природы.
- Сформировать знания о биосфере.
- Объяснить значение биологии в жизни человека.
Воспитательные:
- Продолжить формирование научного мировоззрения.
- Формировать познавательный интерес к предмету.
- Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности, культуре общения.
- Способствовать формированию экологического мышления.
- Развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьников положительные личностные качества, любовь к природе, умение работать в коллективе.
- Содействовать эстетическому воспитанию школьников.
- Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактике их утомляемости на уроках.
Развивающие:
- Продолжить развитие навыков работы с источниками информации (поисково-информационные умения).
- Создать условия для развития речи (индивидуальные выступления), для развития познавательного интереса (дополнительный материал).
- Продолжить формирование умения логически мыслить и формировать результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
- Развивать у школьников умение выделять главное и существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
- Развивать умение систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся; развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в группе.
- Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности.
- Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т.п.
Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.
Тип урока (вид урока): урок ОНЗ (лекция, беседа).
Элементы содержания/Основные понятия:
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, самостоятельные.
Оборудование: таблицы.
План урока. 40 минут.
- Организационный момент – 1 мин
- Проверка домашнего задания – отсутствует
- Постановка цели урока. Актуализация знаний, умений и навыков. Постановка проблемного вопроса – 1 мин
- Изучение нового материала – 28 мин
- Физкультурная минутка – 1 мин
- Повторение и закрепление изученного материала (рефлексия) – 5 мин
- Подведение итогов урока и домашнее задание – 4 мин
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин)
Организация класса. Приветствие учащихся.
2. Проверка домашнего задания – отсутствует
3. Постановка цели урока. Актуализация знаний, умений и навыков. Постановка проблемного вопроса. (1 мин)
- Еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремились, как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие – жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными науками о природе.
4. Цели и задачи урока (на доске)
Найти ответы на проблемные вопросы:
- Что такое биология?
- Каково ее значение в жизни человека?
5. Изучение нового материала. (28 мин)
- Возьмите в руки свой учебник. Как назвал его автор В.В.Пасечник? («Биология. Бактерии, грибы, растения»)
- Откройте оглавление учебника. Как называются большие группы организмов, объединяющие бактерии, грибы, растения?
- Представители какого царства «не попали» в данный учебник?
- Животных мы будем изучать в 7 классе. Постарайтесь запомнить эти четыре царства живой природы.
Предмет и задачи биологии. Признаки живого
- Любой человек, выглянув в окно, сразу увидит множество самых разных живых организмов: деревья, растущие возле дома, птицу, парящую в небе, бабочку, перелетающую с цветка на цветок. Даже эти обычные обитатели нашей планеты способны вызвать у любознательного человека немало вопросов. Отчего листья зеленые? Как летает бабочка? Почему пахнут цветы?
- А теперь попробуйте представить более экзотические живые существа. В вашем воображении возникнут удивительные образы обитателей холодной тундры и жаркой пустыни, высоких гор и таинственных морских глубин: медведей, обезьян и осьминогов, мухоморов, орхидей и кактусов... Как много загадок хранит их жизнь! Что и говорить, мир живой природы загадочен и удивителен!
- Что же такое биология?
Биоло́гия (греч. βιολογία – βίος, биос, «жизнь»; др.-греч. λόγος – слово) – наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.
- Кто ввел термин биология?
- Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж.Б.Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г.Р.Тревиранусом.
- Сколько живых организмов проживает на Земле? (более 3,5 млн.)
- Где обитают живые организмы? (вода, воздух, суша и т.д.)
- Как называется оболочка, в которой живут организмы? (биосфера)
Биологические дисциплины
- Рост и углубление человеческих знаний привело к делению древнейших биологических наук на новые самостоятельные науки. С древних времен люди, собирая растения, охотясь на зверей и птиц, накапливали о них знания, которые передавались из поколения в поколение. Со временем они легли в основу древнейших биологических наук – ботаники и зоологии.
- Когда людям потребовались знания о лекарственных растениях, чтобы лечиться от ран и болезней, появились зачатки еще одной древней биологической науки – медицины.
- Возделывая землю, приручая и одомашнивая зверей, человек получил знания, из которых сложились основы сельскохозяйственных наук.
- Биология – совокупность наук о живой природе. Все эти науки можно схематически изобразить в виде древа:
- его корни составляют науки о строении тел живых организмов, их размножении и развитии;
- крону - науки о разнообразии живых организмов;
- ствол - науки о связи организмов друг с другом и с неживой природой, о влиянии людей на природу, о способах ее охраны.
- Никому из ученых не под силу изучить все разнообразие живых организмов, поэтому биология подразделяется на множество разделов, или биологических наук. Всего их более 300. Назовем основные из них:
- Ботаника (от греческого слова «ботанэ» - трава, зелень) занимается изучением растений.
- Зоология (от греческого слова «зоон» - животное) изучает животных.
- Микология (от греческого «микес» - гриб) исследует грибы.
- Микробиология (от греческого слова «микрос» - малый) изучает различные микроскопически малые организмы: бактерии, вирусы и другие.
- Мы перечислили биологические науки, изучающие отдельные группы организмов. Но есть и такие разделы биологии, которые исследуют общие свойства живых существ.
- Экология (от греческого слова «ойкос» - дом, жилище) исследует связи организмов между собой и с окружающей их средой.
- Анатомия (от греческого слова «анатоме» - рассечение) изучает строение организмов.
- Физиология (от греческого «физис» - природа) занимается познанием жизненных процессов протекающих в организмах, (например дыхание, пищеварение и другие).
- Цитология (от греческого – «цитос» - клетка) изучает строение клеток, из которых построены живые организмы, а также процессы, происходящие в них.
- Молекулярная биология исследует строение и функции молекул, из которых построены живые организмы.
Многообразие организмов. Царства живой природы
- Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Ученые насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. Все их делят на 4 группы или царства.
- Бактерии одни из древнейших организмов на нашей планете, появившиеся около 3,5 млрд. лет назад. Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах.
- Растения появились на Земле примерно 3 млрд. лет назад. Характерная черта растений состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы.
- Грибы тоже очень древняя группа организмов. Все грибы объединяет то, что они, в отличие от растений, не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет и минеральные соли. Это сближает их с большинством бактерий и животных.
- Животные одно из самых крупных царств живой природы. Они появились на Земле после бактерий, растений и грибов. Практически все животные питаются готовыми органическими веществами, что отличает их от растений и сближает с грибами.
Биосфера
- Что такое биосфера?
Биосфера – оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь.
Биосфера включает:
- нижнюю часть атмосферы (15–20 км)
- верхнюю часть литосферы
- почву
- и всю гидросферу
- Нижняя граница опускается в среднем на 2–3 км на суше и на 1–2 км ниже дна океана.
- Термин «биосфера» ввел австрийский геолог Э.Зюсс в 1875, тогда как основы учения о биосфере, которые актуальны и в современной науке, были разработаны В.И.Вернадским.
Значение биологии
- охрана окружающей среды
- разработка новых средств и методов лечения болезней
- производство биологических средств защиты растений от вредителей и болезней
- производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток
- производство продуктов питания
- производство кормовых добавок для животных
- создание новых сортов культурных растений
- выведение новых пород домашних животных
6. Физкультурная минутка. (1 мин) Показ упражнений.
Цель: предупреждение утомления, активизация внимания обучающихся.
- Повторение и закрепление изученного материала (рефлексия). (5 мин)
- Что такое биология?
- Что такое биосфера?
- Каково значение биологии в жизни человека?
7. Подведение итогов урока и домашнее задание. (4 минуты)
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Что было новым для вас на уроке?
- Что вам было интересно?
- Какие у вас остались или возникли вопросы?
- Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
- Спасибо, сегодня вы хорошо поработали на уроке.
- Запишите домашнее задание:
- Всем прочитать материал учебника на страницах 6-10 и найдите в тексте материал, который мы с вами на уроке не изучили. Занесите его в тетрадь.
- Подготовить пересказ изученного материала.
- Устно ответить на вопросы в конце параграфа.