Профессиональные компетенции учителя английского языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки, Профессия — педагог


Введение новых стандартов поставило перед всеми педагогами серьезные задачи. В нашу профессиональную жизнь прочно вошел Государственный образовательный стандарт. Но какие бы реформы не происходили в системе образования в результате они, так или иначе, затрагивают непосредственно школьного учителя. Следовательно, в условиях модернизации современного образования, профессиональная компетентность учителя иностранного языка приобретает особо важное значение. В особенности, если учитывать, что иноязычное образование имеет свою специфику, так же как и предмет «иностранный язык», особенно в начальной школе.

В настоящее время школьный учитель должен обладать:

  1. Педагогической компетентностью, т.е. уметь применять на практике знания своего предмета, а также знания в педагогике, детской психологии, дидактике.
  2. Предметной компетентностью т.е. иметь знания, умения и навыки по своему предмету.
  3. Социальной компетентностью т.е. иметь связь с жизнью общества, быть способным к сотрудничеству, уметь решать разные жизненные проблемы, быть мобильным в социальных условиях.

А кто в современное время является компетентным? В настоящее время компетентным скорее можно назвать не специалиста, обладающего энциклопедическими знаниями, а человека, который умеет применить имеющиеся у него знания к реальным жизненным ситуациям. Ценятся личностные качества, позволяющие разрешить конфликт и договориться.

Развитие профессиональных компетенций – это процесс, ведущий к развитию индивидуальных, профессиональных качеств, а также накоплению опыта, предполагающие непрерывное развитие и самосовершенствование.

Говоря о профессиональной компетенции учителя английского языка необходимо сказать, что коммуникативная компетенция является самой важной. Здесь, на первое место ставится формирование коммуникативной компетенции учащихся. Главным показателем успеха учителя является применение полученных учащимися знаний на практике. Однако, практика показывает, что одного умения правильно говорить и писать на иностранном языке не хватает. Необходимо также знание особенностей культуры и образа мышления, истории, традиций страны изучаемого языка.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, готовности к реальному общению на иностранном языке является основной целью обучения иностранному языку на современном этапе в основной школе. Основная же цель изучения английского языка в начальной школе – это формирование базы для успешного дальнейшего изучения языка, а также формирование и поддержание мотивационной базы.

Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге, учащиеся развивают свою способность к общению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, становятся более терпимыми и коммуникабельными.

Здесь на помощь ученику приходит учитель, который, согласно новым образовательным стандартам является не «транслятором знаний», а человеком, который способен выйти за рамки своего предмета, подумать о формировании личности ребенка, его готовности и желании совершенствоваться в изучении языка, а также помочь в его самореализации. А также и это не менее важно:

  1. Учитель начинает видеть, что его не понимают.
  2. Учитель видит, что именно не понимают.
  3. Учитель осознает, почему его не понимают.
  4. Учитель видит, что нужно сделать, и делает так, чтобы его поняли.
  5. Учитель способен добиться понимания за минимальное время.
  6. Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает творческие способности учащихся.

Говоря о новых стандартах, необходимо упомянуть и о самом уроке. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика. На современном этапе урок должен соответствовать не только возрастным особенностям наших учеников, но и современным реалиям мира, тогда в рамках 40 минут можно создать положительную мотивации к изучению английского языка в дальнейшем.

Список компетенций, которыми должен обладать современный учитель, достаточно велик. Чтобы овладеть ими, учителю необходимо заниматься самообразованием. Самообразование учителя является естественным и логичным требованием в контексте требований ФГОС. Одним из ключевых требований ФГОС является уход от фронтального обучения к обучению в сотрудничестве. Главная его идея- работать вместе. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы, увеличивается плотность общения, так как в процессе обучения ребята обмениваются информацией, идеями, мнениями, учатся друг у друга, что наиболее актуально при обучению языку на первой ступени. Так как младшие школьники не подвержены сомнениям  в правильности высказываемых мнений и здесь главная функция учитель не критиковать а направлять в нужное русло.

Самой популярной на сегодняшний день методикой, рекомендованной новым стандартом и отвечающей его требованиям является проектная технология. Последние годы метод проектов находит все больше сторонников среди учителей и учеников. Его главной целью является: развить самостоятельное мышление ребенка; научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применить их на практике, в реальной жизни. В курсе иностранного языка метод проектов можно использовать в рамках программного материала по любой теме. Главное – это сформулировать проблему, которую учащиеся будут изучать, подыскивать материал и представлять ее на защите проектов. Во время своей педагогической деятельности я активно использую метод мини-проектов. Младшим школьникам, в силу их образного мышления, очень нравиться такие формы работы.

Еще одна реалия нашей жизни: Современный учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве. Являясь активным пользователем интернет ресурсов, учитель имеет возможность повышать свою профессиональную компетентность, участвуя в разных международных и российских олимпиадах и конкурсах для педагогов.

Говоря о профессионализме необходимо учитывать и то, что преподаватель, тем более преподаватель иностранного – английского языка, должен не только стремиться привить ученику какие-либо знания, но так же и вникнуть в особенности учащихся, разработать подходы к каждому из группы, и именно личностный подход позволит реализовать профессиональные знания и умения у учащихся. Творчество педагога – это залог его сближения с обучаемыми и сплочения коллектива и передачи необходимых компетенций, а следовательно, это показатель качества и профессионального уровня преподавателя. Потому, говоря о профессионализме преподавателя английского языка нужно говорить о его стремлении к саморазвитию, постоянному применению новых методов обучения, использования творческих способностей и умений.