Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС НОО

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ФГОС, УУД


«Единственный путь, ведущий к
знанию – это деятельность»
Б.Шоу

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у обучающегося не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Особенности системно-деятельностного подхода в начальной школе

Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка обучающегося.

Воспитатель начальной школы должен тщательно планировать занятия, учитывая следующие психологические особенности младших школьников: дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме; у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки; ребята в начальной школе не имеют навыков самообразования. Учитывая эти особенности личности младшего школьника, воспитатель должен творчески подходить к проведению занятия, максимально включать игровые элементы во внеурочную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между обучающимися на занятии для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Если воспитатель будет учитывать психологические особенности детей, системно-деятельностный подход в начальной школе даст свои позитивные плоды и поможет обучающимся приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения.

Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социального опыта, а в развитии личности обучающегося, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, - формирование системы универсальных учебных действий (УУД).

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся.

Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Основные технологии

Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике воспитатели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.

Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку проблемы и поиск решения. В процессе занятия воспитатель совместно с детьми формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.

Благодаря использованию технологии оценивания, у обучающихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.

Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному воспитателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Реализация технологии системно-деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов:

  • принцип деятельности – заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывая их сам, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей;
  • принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
  • принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)
  • принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса, создание в школе и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развития диалоговых форм общения;
  • принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Системно-деятельностный подход в образовании неразрывно связан с воспитательным процессам. Только в условиях деятельностного подхода человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовят их к жизни – это и есть системо-деятельностный подход, который приносит свои плоды не сразу, но приведет к достижениям.

Значение системно-деятельностногоподхода в современном образовании

Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.

Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.

Надо только помнить напутствие Уильяма А.Уорда:

«До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно,
готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и
добивайтесь неустанно».