Социальный проект. Акция «Подари сказку»

Разделы: Музыка, Начальная школа, Внеклассная работа, Социальная педагогика, Руководство учебным проектом

Классы: 2, 3, 4


Информационная карта социального проекта

Наименование проекта

Социальный проект «Подари сказку»

Творческая группа

  • Ученики 3 класса МБОУ СОШ п.Усть-Уда Иркутской обл. РФ.
  • Покрасенко Елена Николаевна, МБОУ СОШ п.Усть-Уда, учитель начальных классов, классный руководитель 3 класса.
  • Преподаватели МКУДО Усть-Удинская районная ДШИ:
  • Вишневская Людмила Васильевна
  • Тирских Екатерина Владимировна, мама Ромы Тирских.
  • Родители учеников 3 класса.

Обоснование актуальности и социальной значимости

Проект призван стать проявлением творчества и благотворительности учащихся по отношению к своим сверстникам. В нашей жизни так мало становится доброты, открытости и бескорыстия. Хочется верить, что дети, которые раскрывают себя творчески, способны дарить радость и другим.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Проявление творческой и социальной активности через умение нести радость другим людям, активно участвуя в постановке спектакля.
Задачи проекта:

  • Прочитать и разучить пьесу-сказку «Зимовье зверей», распределить роли с учётом желания и музыкальных способностей ребят.
  • Подготовить костюмы и реквизит для выступления;
  • Развивать творческую и социальную активность участников проекта.

Краткая аннотация содержания проекта

Проект разработан в рамках реализации программы внеурочной занятости учащихся по ФГОС.
Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я»
Сказка — это что-то волшебное! А что такое волшебство? Это чудо! А волшебство связано с созиданием, с игрой. А по утверждению К.С.Станиславского, театр по своей природе близок к игре ребёнка. Театрализовано-игровая деятельность развивает творческий потенциал, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию

Сроки выполнения проекта

Проект реализуется в три этапа:
1.Подготовительный – сентябрь-октябрь 2017
2. Исполнительный – ноябрь 2017
3. Итоговый – декабрь 2017

География проекта

Первый, второй и третий этапы проекта реализуются непосредственно в образовательных учреждениях МБОУ СОШ п.Усть-Уда и МКУДО Усть-Удинская районная ДШИ

Ресурсное обеспечение проекта

  • Материально-техническое оснащение: использование помещений и аппаратуры школ, изготовление реквизита Изготовление декораций из подручных в быту предметов.
  • Кадровый ресурс: участие родителей для оказания помощи в изготовлении костюмов и сложных декораций.
  • Методический ресурс: привлечение педагогов школы, библиотекаря, педагогов дополнительного образования МКУДО Усть-Удинская районная ДШИ в качестве консультации и музыкального сопровождения.

Ожидаемые результаты

  • Повышенная социальная активность третьеклассников, их готовность принять личное участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе: объединение дошкольников и учеников младших классов путем вовлечения в совместную деятельность через театр
  • Помощь малышам в организации досуга и познавательной деятельности.
  • Положительные изменения в сознании участников проекта, повышение уровня общей культуры личности.
  • Наличие у третьеклассников сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
  • Повышение статуса школьников и формирование положительного имиджа школы.
  • Создание единого педагогического пространства: « Семья-детский сад-школа».
  • Формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.

Этапы реализации проекта

  • Изучение «среды» муниципального образования и выявление актуальной социальной проблемы данного МО.
  • Привлечение участников в рамках своего классного коллектива для решения данного социального проекта.
  • Определение цели и задач социального проекта.
  • Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
  • Определение необходимых ресурсов.
  • Проведение плановых мероприятий.
  • Анализ результатов работы.

Этапы подготовки музыкальной сказки

  1. Подготовительный – написание сценария праздника, составление плана подготовки и проведения, распределение ответственных.
  2. Постановочный – распределение сцен праздника между группами артистов, назначение ролей, проведение репетиций педагогами с обучающимися.
  3. Оформительский – пошив костюмов, разработка и изготовление декораций, подготовка музыкального и звукового сопровождения, подбор светоэффектов, взаимодействие с родителями обучающихся по вопросам оказания содействия в данных вопросах.
  4. Итоговый – проведение генеральных репетиций музыкальной сказки «Зимовье зверей».

Конечный результат проекта

Новогоднее представление театральной постановки музыкальной сказки «Зимовье зверей» дошкольникам, родителям, младшим школьникам и общественности п.Усть-Уда

Продукт проекта

Сценарий и фильм музыкальной сказки «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ».

Актуальность

Сегодня в условиях изменяющейся сущности социальных отношений в обществе, связанных с переходом государства на новые ориентиры рыночной экономики, на первый план в развитии личности выходят приоритеты конкурентоспособности, компетентности и социальной адаптивности. Чтобы быть успешным и реализованным в современном обществе нужно развивать в себе все эти качества с детства. Для этого необходимы следующие условия:

  1. Хорошее здоровье и стремление к его сохранению,
  2. Развитие коммуникативных навыков общение через расширение круга общения в социуме,
  3. Стремление получить качественное образование,
  4. Реализация творческого потенциала через систему дополнительного образования в кружках, секциях, клубах по интересам.

Поэтому школа даёт возможность получить этот багаж знаний, умений и навыков, чтобы дать почувствовать ребёнку, что и он может быть успешным, и тот опыт, полученный в творческой работе, обязательно пригодится в выборе своего жизненного пути.

Участники проекта

1. Ученики 3 класса МБОУ СОШ п.Усть-Уда Иркутской области РФ.
2. Покрасенко Елена Николаевна, МБОУ СОШ п.Усть-Уда, учитель начальных классов, классный руководитель 3 класса.
3. Преподаватели МКУДО Усть-Удинская районная ДШИ:
1) Вишневская Людмила Васильевна
2) Тирских Екатерина Владимировна, мама Ромы Тирских.
4. Родители учеников 3 класса.

Мы решили создать социальный проект и подарить маленькое «чудо» тем, кто только начинает (1 и 2 классы) или готовится начать школьную жизнь (дошкольникам). А ещё они должны знать, что в нашей школе есть мы, те, на кого они могут положиться в будущем.

Целеполагание. Постановка проблемы

  • Как можно подарить радость людям, вовлекая детей в творческую деятельность?
  • Как выбрать необходимые формы представления, доступные и интересные младшим школьникам?
  • Как заинтересовать большее количество учащихся в проявлении бескорыстной подаче своего творчества и умения приносить радость людям?

Цель: Проявление творческой и социальной активности через умение нести радость другим людям, активно участвуя в постановке спектакля.

Задачи проекта:

  • Выбрать и разучить для постановки пьесу, доступную и интересную для детей;
  • Подготовить костюмы и реквизит для выступления;
  • Развивать творческую и социальную активность участников проекта.

Сроки реализации проекта: Период реализации проекта «Подари сказку детям» – с 1сентября по 30 декабря ___ года.

Содержание деятельности

Название «Подари сказку» проект имеет не случайно. В жизни так мало становится доброты, дети зачастую наравне со взрослыми несут на своих плечах тяготы жизни. А так хочется верить в добрую сказку со счастливым концом. Такую сказку мы и решили подарить своим сверстникам.

Данный социальный проект позволит объединить дошкольников и учеников младших классов путем вовлечения в совместную деятельность через театр, что будет способствовать художественно-эстетическому воспитанию всех участников.

Новый год самый долгожданный праздник для всех детей. И это не удивительно. Его сопровождают подарки, нарядная елка, вкусные угощения. А ещё под Новый год случаются чудеса и их можно творить самим!

Мы подумали, что создание веселого предновогоднего настроения – будет хорошим подарком для них.

Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнана.

Театральная постановка музыкальной сказки «Зимовье зверей» была приурочена к празднованию Нового года.

Продолжая традиции старшеклассников нашей школы проводить представления для учеников начальной школы, мы решили самостоятельно подготовить постановку и выступить перед сверстниками, родителями

Концептуальные основы

В основе проекта лежат принципы воспитания:

  • морально-этический, раскрывающий личность в проживании эмоционально-насыщенных ситуациях гуманного, нравственного поведения, проявления активной гражданской позиции, милосердия, заботы о других людях и;
  • принцип активного социального взаимодействия, предполагающий активное сотрудничество детей с педагогами, родителями, общественностью при организации и управлении различными формами деятельности;
  • принцип творчества и успеха, позволяющий выявить ребёнку свои слабые и сильные стороны, достигать успехов той или иной деятельности, самосовершенствоваться.

Ожидаемые результаты

1. Повышенная социальная активность третьеклассников, их готовность принять личное участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе: объединение дошкольников и учеников младших классов путем вовлечения в совместную деятельность через театр.

2. Помощь малышам в организации досуга и познавательной деятельности.

3. Положительные изменения в сознании участников проекта, повышение уровня общей культуры личности.

4. Наличие у третьеклассников сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

5. Повышение статуса школьников и формирование положительного имиджа школы.

6. Создание единого педагогического пространства: «Семья-детский сад-школа».

7. Формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.

Ход работы над проектом «Подари сказку»

 Дети полны энергии, жаждут и торопятся действовать. На организацию совместной полезной деятельности для дошкольников как раз и направлен наш социальный проект.

Этапы реализации проекта

  • Изучение «среды» муниципального образования и выявление актуальной социальной проблемы данного МО.
  • Привлечение участников в рамках своего классного коллектива для решения данного социального проекта.
  • Определение цели и задач социального проекта.
  • Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
  • Определение необходимых ресурсов.
  • Проведение плановых мероприятий.
  • Анализ результатов работы.

Реализация этапов

Этап 1. Изучение «среды» ДОУ «Светлячок» и выявление актуальной социальной проблемы данного ДОУ

На данном этапе 3 класс определил, какая проблема организации досуга волнует дошкольников. Информация была собрана в результате социологического опроса воспитателей ДОУ, беседы с классным руководителем, членами родительского комитета.

Этап 2. Привлечение участников в рамках своего классного коллектива для решения данного социального проекта

На сентябрьском организационном классном общем сборе в 3 класса МБОУ СОШ п. Усть-Уда было принято решение о проведении в классе социального проекта «Подари праздник детям». Было принято решение, что все учащиеся должны принять участие в данном классном мероприятии, разработать и реализовать социальный проект, направив социальную деятельность на дошкольников п.Усть-Уда. Классный социальный проект должен быть приурочен к празднованию Нового года и способствовать формированию доброжелательной атмосферы предстоящего праздника. Также была создана инициативная группа из числа педагогов, родителей и учеников, отвечающая за реализацию проекта.

Этап 3. Определение цели, задач социального проекта

На данном этапе инициативная группа класса определила предполагаемые результаты реализации проекта с точки зрения их четкости, конкретности, достижимости. После того как была сформулирована цель проекта, определялись задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Учитывалось, что задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают ее, решение задач должно привести к ожидаемому результату, от четкости и осознанности формулировок цели и задач проекта будет зависеть его успех.

Этап 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей

Новизна данного проекта заключается в развитии сценического творчества средствами музыкальной театрализации через социальную проектную деятельность с детьми, их родителями - преподавателями МКУДО Усть-Удинская районная ДШИ.

Музыкальный компонент расширил развивающие и воспитательные возможности сказки, усилил эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавился музыкальный язык мыслей и чувств. Дети с удовольствием участвовали в постановке музыкальной сказки. Отчасти это объясняется их природной предрасположенностью к пению и движению. Таким образом, работа над постановкой музыкальной сказки позволила оказать позитивное влияние на детей.

Процесс постановки музыкальной сказки трудоемкий, но интересный.

Работа над музыкальной сказкой

Предварительная работа проводится на уроках музыки, где всегда имеют место элементы театральной деятельности (передача в движении образа персонажа, инсценировка песни и т.д.). На дополнительных музыкальных занятиях (2 часа в неделю) преподавателями РДШИ осуществлялась работа над развитием артистических качеств детей, таких, как: развитие четкости речи с помощью распевок, скороговорок; развитие звуковысотных представлений и тембрового слуха; развитие чувства ритма и танцевальных навыков; развитие умения ориентироваться в пространстве.

Выбор музыкальной сказки «Зимовье зверей» был не случаен. Тематика сказки соответствует времени года, празднованию Нового года, чудесам. Музыкальный и литературный материал доступен, понятен и интересен для маленьких артистов.

Следующим этапом был подбор «актеров». В индивидуальном порядке проводилось своеобразное тестирование на выявление актерских умений. Например, ребенку предлагалось произнести какую-либо фразу с разной интонацией, показать, как танцует герой сказки или мультфильма, «прохлопать» свое имя и т.д.

Затем приглашались все предполагаемые участники спектакля. Происходит знакомство с содержанием сказки. Проводится беседа о характерах персонажей. Проходит своеобразный кастинг на получение роли – каждый пробует себя в нескольких ролях. После обсуждения, кому какая роль больше подходит, происходит распределение ролей.

Существует мнение, что в детской театрализации важен не столько результат, сколько процесс. Для нас самым интересным в процессе театрализации является работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов, мимики, интонации персонажей, их места на сценической площадке.

После работы над сольными номерами и диалогами начинается постановка массовых сцен, включающих в себя общие танцы, хоровое пение.
На заключительном этапе работы над музыкальной сказкой приглашаются все «актеры», происходит соединение всех сценических фрагментов, т.е. выстраивание сюжетной линии.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов

На реализацию проекта смета не потребуется, так как используются подручные в быту предметы. Для осуществления социального проекта родители активно включились в проект и заинтересовались проблемой создания сказки, помогли педагогам и детям в подборе и создании костюмов и декораций. А родители-педагоги МКУДО Усть-Удинская районная ДШИ музыкально оформили и помогли поставить музыкальную сказку «Зимовье зверей».

Этап 6. Проведение плановых мероприятий

Результатом работы над постановкой музыкальной сказки является ее показ на праздниках детям и родителям.

Театральная постановка музыкальной сказки «Зимовье зверей» была исполнена на общешкольном родительском собрании, перед учащимися начальной школы и дошкольниками МБДОУ «Светлячок» п.Усть-Уда.

Представление результатов работы

21 декабря ___ года выступили на общешкольном собрании МБОУ СОШ п.Усть-Уда (100 человек)

23 декабря ___ года состоялась премьера сказки перед учениками начальных классов МБОУ СОШ п.Усть-Уда.(60 человек)

28 декабря ___ года дали два представления музыкальной сказки перед воспитанниками МБДОУ «Светлячок» п.Усть-Уда. (80 человек)

Этап 7. Анализ результатов работы

Важным шагом является анализ работы над проектом. 29 декабря ___г. в классе было проведён итоговый общий сбор, на котором сделано сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого в ходе групповой работы обучающиеся постарались дать ответ на следующие вопросы:

  • Достигнута ли цель проекта?
  • Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
  • Какой была атмосфера проведения социального проекта?
  • Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
  • Чему научились в ходе реализации проекта?
  • Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?

Заключение

Занимаясь с детьми проектной театральной деятельностью, мы обратили внимание на то, что третьеклассники стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи; у ребят появилось умение выразить свое понимание сюжета и характера персонажа. Они стали активнее и инициативнее; появилось желание придумать сказку, сочинять мизансцены. Произошли позитивные изменения в развитии нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до задуманного). У третьеклассников повысилась социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.

Работая над постановкой музыкальной сказки, мы получили моральное удовлетворение от процесса совместной с детьми творческой деятельности. (https://nsportal.ru/albom/2018/01/12/pokrasenko-elena-nikolaevna/fotootchyot-o-rabote-nad-teatralnoy-postanovkoy-0?page=0%2C0)

Зрители оценили старания участников театрального представления бурными аплодисментами. (https://youtu.be/nAAU23NRsjA)

Результативность

В эмоциональном плане все участники проекта отметили у себя проявлении позитивное отношение к происходящему. Для участников праздника – это радость от общения, это положительные эмоции. Для организаторов проекта – это радость от совершённого доброго дела, это признание правильной социальной позиции, что немаловажно для самоутверждения развивающейся личности ребёнка

Результатом социального проекта можно считать повышение статуса школьников и формирование в п. Усть-Уда позитивного имиджа нашей школы.
Стало доброй традицией нашего классного коллектива формой подведения итогов считать: творческие выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, акциях, инсценировки сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Данный проект помог нам сдружиться. Мои одноклассники проявили себя инициативными, коммуникабельными и творческими личностями. Создано единое педагогическое пространство: «Семья-ДОУ-школа-РДШИ».

Постановка сказки удалась на славу. Ребята и взрослые благодарили нас и не хотели отпускать. Ну, ничего, скоро увидимся. Так как мы запланировали в ближайшее время приступить к следующей театральной постановке.

Список использованной литературы

  1. Иванов И.П. Педагогика общей заботы // Педагогические труды академика И.П.Иванова, СПб., 2013. Т. 2 (гл. Динамика воспитательного процесса).
  2. Выготский Л.С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998.
  3. Музыкальная сказка «Зимовье зверей». Музыка Е.Ботярова, сценарий Ю.Николаева по мотивам русской народной сказки. Тексты песен П.Синявского.
  4. Прохорова П.Л. Развиваем творческую активность школьников. - Владимир, 1995.
  5. Прутченков А.С. Шаг за шагом. Технология разработки и реализации социального проекта, М., 2001
  6. http://experiment.lv/rus/biblio/obraz_21veka/1.12_ivoshina.htm - Учебное сотрудничество и социальное проектирование в школе Т.Ивошина
  7. https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/07/29/sotsialnoe-proektirovanie-kak-faktor - Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся.

Презентация

Приложение