Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Дидактическая игра «Волшебные крышечки»
Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение, закреплять знание основных цветов.
Материал: карточки с нарисованными из кругов предметами, цветные крышки от пластиковых бутылок.
Ход игры: предложить выложить из крышек предмет по схеме на карточке.
Дидактическая игра «Укрась картинку скрепками»
Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание.
Материал: фигурки животных и предметов из картона, цветные скрепки.
Ход игры: детям предлагается дополнить картинку скрепками, например: ежику – колючки, солнышку – лучики и т.п.
Дидактическая игра «Собери гирлянду»
Цель: развивать умение застегивать пуговицы, мелкую моторику руки, внимание, ориентировку в пространстве.
Материал: полоски из ткани с пуговицами на одном конце и прорезью для них на другом.
Ход игры: дети соединяют полоски в гирлянду, застегивая на них пуговицы.
Дидактическая игра «Чудесные дорожки»
Цель: развитие мелкой моторики и умение сосредоточиться.
Материал: листы бумаги формата А4. Наклейки, файлы, маркер, линейка.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям провести пальчиком по линии вперёд и назад.
Дидактическая игра «Цветочная полянка»
Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, закреплять знание основных цветов.
Материал: поляка из драпа, резинки для волос, заколки-крабики для волос.
Ход игры: предложить детям посадить на полянке цветы-крабики на «стебельки-резиночки».
Дидактическая игра «Сокровища морского дна»
Цель: развивать мелкую моторику руки, снять психоэмоциональное напряжение.
Материал: пластмассовая емкость с сухим бассейном из крупы, мелкие игрушки – обитатели морского дна.
Ход игры: найти в море сокровища.
Дидактическая игра «Сплети коврик из ленточек»
Цель: учить плести коврик из ленточек, развивать мелкую моторику руки, закреплять знание основных цветов.
Материал: подставка для раковины из пластмассы, узкие разноцветные ленточки.
Ход игры: предложить сплести коврик, продевая ленточки в отверстия подставки.
Дидактическая игра «Конструктор из колпачков фломастеров»
Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение, ориентировку в пространстве.
Материал: колпачки от фломастеров разных цветов.
Ход игры: предложить детям придумать и построить фигуру из колпачков.
Дидактическая игра "Собери бусы для мамы"
Цель: игра развивает мелкую моторику рук, мышление, память и творчество.
Материал: бусинки разной величины, разной формы и материала.
Ход игры: "Собери красивые бусы". По желанию дети набирают разный материал и нанизывают их на шнуровку, собирая тем самым бусы.
Дидактическая игра «Найди приз!»
Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, память, воображение.
Материал: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).
Ход игры: Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.
Игры с пуговицами
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук детей, воображение, внимание, закреплять знание основных цветов и геометрических форм.
Материал: пуговицы разного размера, формы и цвета.
Ход игры: предложите ребенку придумать свои варианты рисунков из пуговиц. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, домики, рыбку, бусы и т.д.
Дидактическая игра «Паутинка»
Цель: развитие мелкой моторики руки, внимания, ориентировки в пространстве.
Ход игры: детям предлагается достать с помощью пинцета мелкие игрушки и предметы, попавшие в «паутину», не касаясь нитей «паутины».
Материал: пластиковая корзинка с толстыми нитями, мелкие игрушки, пуговицы, детали конструктора, пинцет.
Дидактическая игра « Кто чем питается»
Цель: развитие мелкой моторики руки, закрепление знаний о диких и домашних животных, их способах питания.
Материал: картонный круг с изображением предметов пищи, мордочки животных, закреплённые на деревянных прищепках.
Ход игры: детям предлагается расставить животных на ячейки с питанием.
Вся работа с этими играми в детском саду проводится небольшими подгруппами по 3-4 ребенка, в утренние и вечерние часы. Игры соответствуют сезонной тематике, постепенно усложняются от более простых к сложным.