Работа по развитию мелкой моторики руки детей младшего и среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, изготовленных собственноручно педагогом

Разделы: Работа с дошкольниками


Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Дидактическая игра «Волшебные крышечки»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение, закреплять знание основных цветов.

Материал: карточки с нарисованными из кругов предметами, цветные крышки от пластиковых бутылок.

Ход игры: предложить выложить из крышек предмет по схеме на карточке.

Дидактическая игра «Укрась картинку скрепками»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание.

Материал: фигурки животных и предметов из картона, цветные скрепки.

Ход игры: детям предлагается дополнить картинку скрепками, например: ежику – колючки, солнышку – лучики и т.п.

Дидактическая игра «Собери гирлянду»

Цель: развивать умение застегивать пуговицы, мелкую моторику руки, внимание, ориентировку в пространстве.

Материал: полоски из ткани с пуговицами на одном конце и прорезью для них на другом.

Ход игры: дети соединяют полоски в гирлянду, застегивая на них пуговицы.

Дидактическая игра «Чудесные дорожки»

Цель: развитие мелкой моторики и умение сосредоточиться.

Материал: листы бумаги формата А4. Наклейки, файлы, маркер, линейка.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям провести пальчиком по линии вперёд и назад.

Дидактическая игра «Цветочная полянка»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, закреплять знание основных цветов.

Материал: поляка из драпа, резинки для волос, заколки-крабики для волос.

Ход игры: предложить детям посадить на полянке цветы-крабики на «стебельки-резиночки».

Дидактическая игра «Сокровища морского дна»

Цель: развивать мелкую моторику руки, снять психоэмоциональное напряжение.

Материал: пластмассовая емкость с сухим бассейном из крупы, мелкие игрушки – обитатели морского дна.

Ход игры: найти в море сокровища.

Дидактическая игра «Сплети коврик из ленточек»

Цель: учить плести коврик из ленточек, развивать мелкую моторику руки, закреплять знание основных цветов.

Материал: подставка для раковины из пластмассы, узкие разноцветные ленточки.

Ход игры: предложить сплести коврик, продевая ленточки в отверстия подставки.

Дидактическая игра «Конструктор из колпачков фломастеров»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение, ориентировку в пространстве.

Материал: колпачки от фломастеров разных цветов.

Ход игры: предложить детям придумать и построить фигуру из колпачков.

Дидактическая игра "Собери бусы для мамы"

Цель: игра развивает мелкую моторику рук, мышление, память и творчество.

Материал: бусинки разной величины, разной формы и материала.

Ход игры: "Собери красивые бусы". По желанию дети набирают разный материал и нанизывают их на шнуровку, собирая тем самым бусы.

Дидактическая игра «Найди приз!»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, память, воображение.

Материал: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Ход игры: Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

Игры с пуговицами

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук детей, воображение, внимание, закреплять знание основных цветов и геометрических форм.

Материал: пуговицы разного размера, формы и цвета.

Ход игры: предложите ребенку придумать свои варианты рисунков из пуговиц. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, домики, рыбку, бусы и т.д.

Дидактическая игра «Паутинка»

Цель: развитие мелкой моторики руки, внимания, ориентировки в пространстве.

Ход игры: детям предлагается достать с помощью пинцета мелкие игрушки и предметы, попавшие в «паутину», не касаясь нитей «паутины».

Материал: пластиковая корзинка с толстыми нитями, мелкие игрушки, пуговицы, детали конструктора, пинцет.

Дидактическая игра « Кто чем питается»

Цель: развитие мелкой моторики руки, закрепление знаний о диких и домашних животных, их способах питания.

Материал: картонный круг с изображением предметов пищи, мордочки животных, закреплённые на деревянных прищепках.

Ход игры: детям предлагается расставить животных на ячейки с питанием.

Вся работа с этими играми в детском саду проводится небольшими подгруппами по 3-4 ребенка, в утренние и вечерние часы. Игры соответствуют сезонной тематике, постепенно усложняются от более простых к сложным.