Предметная математическая неделя эффективное средство формирования и развития ключевых компетенций в условиях реализации ФГОС

Разделы: Математика

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ФГОС, предметная неделя


Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу.

Одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития способностей ученика – это многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно он включается. Требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положи- тельного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Всем этим требованиям удовлетворяет предметная неделя.

Главной особенностью предметной недели является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться всем ее участникам. Специфика предметной недели как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.

Предметная неделя – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т.п. Мероприятия предметной недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников.

Одной из приемлемых форм развития ключевых компетенций в условиях реализации ФГОС по математике я считаю проведение предметных недель. Их популярность вызвана тем, что они включают разные виды деятельности.

Работа в предметной недели формирует составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной компетенции:

- умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;

- умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;

- умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

- умение оценивать результаты;

- умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

- умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.

Помимо этого предметная неделя позволяет пробудить у обучающих интерес к учебным предметам; выявить одаренных школьников, воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности.

Предметная неделя – это одна из форм внеурочной работы, которую я использую в своей работе. К планированию предметных недель я привлекаю обучающиеся с учетом их интересов, вопросов, предложений и пожеланий. Предметные недели способствуют формированию побуждений к творческому исследовательскому труду. Важно, чтобы главным мотивом, стал их познавательный интерес, их пытливость и любознательность.

Проведение предметных недель – это не только развлечения для обучающихся, но одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.

Многолетний опыт организации предметных недель позволил мне выделить следующие цели проведения предметных недель:

- Обеспечение активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного отдыха во внеурочное время.

- Создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, выявление одаренных детей.

- Воспитание осознания важности знаний в жизни каждого человека.

- Развитие умения работать коллективно.

- Развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей детей.

Каждый ребенок является активным участником всех событий недели - это принцип каждой разработанной мной математической недели. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, петь, декламировать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, участвовать в постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить доклады и выступать с ними. План проведения предметной недели заранее обсуждался на заседании МО учителей естественно-математического цикла.

Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы учащихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Учителя школы включают в план Недели мероприятия, в которых принимают участие ребята с седьмого по одиннадцатый классы.

Формы организации учебной деятельности:

1. Индивидуальные – взаимодействие учителя с одним учеником консультации по содержанию и оформлению творческих работ, решение задач занимательного характера, индивидуальная деятельность ученика по выполнению конкретного задания на уроке или во время внеклассного мероприятия.

2. Групповые – работа групп учащихся приблизительно одного возраста по созданию сценарий мероприятий, стенной газеты и т.д. Участие группы (команды) в игре, соревнованиях, турнирах и т.д.

3. Коллективные – учащиеся класса занимаются как целостный коллектив, готовятся к внеклассным мероприятиям в рамках Предметной Недели.

4. Ролевые и организационно-деятельностные игры.

Виды и формы мероприятий на предметной математической недели:

Внеурочные мероприятия:

  • нетрадиционные занятия по математике;
  • стендовые математические задания.

Коллективно-творческие дела:

  • брейн-ринг;
  • виртуальная экскурсия;
  • творческие конкурсы стенгазет, кроссвордов, ребусов, стихотворений, сказок и т.д.;
  • КВН;
  • игра;
  • викторина

Классификация мероприятий и формируемых компетентностей

1. Массовые состязания: творческие конкурсы стенгазет, кроссвордов, ребусов, сказок, и т.д.

Компетенции: развитие познавательной компетентности: расширение и углубление знаний в области истории предмета, научных открытий, ученых. Развитие творческих способностей учащихся. Приобретение опыта эффективной организации свободного времени, т.е. развитие общекультурной компетентности.

Рекомендации: при объявлении конкурсов указываю не только тему, но и рекомендую литературу, электронные версии, сайты. Приглашаю к сотрудничеству родителей, классных руководителей, библиотекаря и т.д.

2. Предметные состязания: соревнования, викторины, турниры и т.д.

Компетенции: Развитие предметной компетентности. Мероприятия этого типа позволяют мне выявить учеников, обладающих творческими способностями в определенной предметной области. Развитие социальной компетентности и коммуникативных способностей.

Рекомендации: Мероприятия провожу без предварительной подготовки учащихся, деление на команды осуществляю сама с учётом способностей, чтобы получились равносильные команды. Оценка деятельности команды в целом и отдельного ученика озвучиваю в конце мероприятия. При подборе заданий учитываю: развитие творчества; от простого к сложному, от общих знаний к предметным; умение решать базовые задачи; умение детей работать в группе, индивидуальная ответственность за общий результат. При составлении конкурсов учитываю смену деятельности.

3. Командные соревнования во внеурочное время (КВН, брейн-ринги, математические вечера и т.д.)

Компетенции: Развитие коммуникативных способностей и чувства ответственности перед коллективом за свои действия. Развитие творческих способностей, логического мышления, любознательности, умений добывать и обрабатывать информацию.

Рекомендации: Необходима предварительная подготовка к внеклассным мероприятиям. Формированием команд занимаются сами учащиеся, так как мероприятия этого типа проводятся как в "знакомых" классах, так и в "незнакомых" (дети знают способности своих одноклассников и степень комфортности каждого при участии в коллективном деле). Подготовку докладов, разучивание ролей, решение практических задач и т.д. поручаю ответственным ребятам и обязательно контролирую процесс подготовки во избежание срыва мероприятия.

4. Индивидуальные соревнования (мероприятия одной перемены) (разгадывание кроссвордов, ребусов, конкурсы "Собери картинку", "Вопрос-ответ" и др.)

Компетенции: Развитие предметной компетентности и умения работать со всеми видами информации.

Рекомендации: Мероприятия провожу без предварительной подготовки учащихся, такие мероприятия очень популярны среди ребят, чьи математические способности ниже среднего. Для этих мероприятий подготавливаю несколько вариантов комплектов заданий с моментальной проверкой правильности выбранных ответов.

5. Торжественная линейка подведения итогов Предметной Недели

Компетенции: Развитие нравственной компетентности. Ознакомление всего коллектива школы с результатами прошедшего мероприятия. Пропаганда знаний. Поощрение творчества учеников. Это значительно повышает интерес к предмету, количество участвующих и качество мероприятий.

Своевременная и качественная подготовительная работа во многом определяет успех проводимых предметных недель. Подготовка учащихся к неделе происходит в процессе всего учебного года. Изучая программный учебный материал, приобретая соответствующие знания, практические умения и навыки, учащиеся тем самым осуществляют свою подготовку к неделе.

Очень важно проанализировать каждое мероприятие предметной недели: достигло ли оно поставленной цели, в какой мере оно помогло реализовать цель самой предметной недели, цели и задачи учебно-воспитательной работы школы. Для проведения мониторинга возможно использовать различные методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседу с учащимися и учителями, изучение произведений учащихся в ходе недели.

Рекомендации для учителя при разработке заданий к мероприятиям Предметной Недели

1. Содержание заданий должно соответствовать изученному учащимися программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.

2. Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

3. Задания должны требовать от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.

4. В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.

5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет учащимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.

6. Практическое задание (задача) требует времени на его изготовление (решение), поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.

Практическая задача должна удовлетворять определенным педагогическим требованиям:

  • задача должна нести познавательную информацию о современном производстве, показывать творческий характер труда людей массовых профессий;
  • вопрос задачи должен соответствовать реальной ситуации, а не подстраиваться под определенную предметную проблему;
  • условие задачи должно быть лаконичным, свободным от перегрузки специальной терминологии;
  • решение задачи требует содержательных знаний из школьного курса.

Примеры проведения предметных недель.

Неделя математики проведенная в 2015-2016 учебном году.

Дата

Мероприятие

Время

Ответственный

10.11
понедельник

Линейка

После зарядки

 

«Математический марафон» 5,7-9 класс

После урока

«Эх, кроссворды хороши – выбирай на вкус!»
5, 7 класс
Математический лабиринт 9 класс

Большая перемена
После урока

13.11
среда

Игра "Счастливый случай" 5,7-9 классы

После урока

 

«Самый умный» 5,7-9 классы

В течение дня

 

14.11
четверг

«Собери картинку» 5,7-9 классы

Большая перемены

 

Игра "Умники и умницы" 5,7-9 классы

После урока

 

15.11
пятница

Конкурс математических газет 5,7-9 классы

В течение дня

 

Математический вечер
"Машина Времени" театрализованная сказка
Подведение итогов недели Награждение

18.00

Неделя математики проведенная в 2016-2017 учебном году.

Дата

Мероприятие

Время

Ответственный

16.02
понедельник

Линейка
«Великолепная семерка» 6 класс

После 5 урока
К №19

 

«Эх, кроссворды хороши – выбирай на вкус!»
 8–9 классы

3 перемена
К №19

17.02
вторник

Турнир смекалистых 5 класс

После 5 урока
К №11

 

«Самый умный» 6, 8, 9 классы

В теч дня

 

18.02
среда

«Собери картинку» 6 класс

3-4 перемены

 

Интеллект-шоу «Шерлок Холмс и черный ящик» 9 – 10 класс

После 6 урока
К №19

 

19.02
четверг

«Счастливый случай» 6 класс

После 6 урока
К №19

 

Конкурс математических газет 11 класс

3 перемена

 

«Собери картинку» 8 -9 классы

В теч дня

 

Интеллект-игра среди команд 7–8 классы

После 6 урока
К №11

 

20.02
пятница

Математический вечер
"История одной задачи" музыкальный спектакль
Подведение итогов недели Награждение

18.00

 

Подводя итоги, пришла к выводу, что проведение таких недель благоприятно влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся; содействует развитию творческих способностей; способствует выявлению талантливых учащихся; формирует ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе; воспитывает нравственно-эстетическое отношение к миру.