Рабочая программа по внеурочной деятельности "Забава". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4


Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности «Забава» для 4 класса

Составитель:
Мордовец Т.М.,
учитель технологии
высшей квалификационной категории

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Забава» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ст.2 п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; в ред. приказа № 1576 от 31.12.2015 г., с учетом Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №3», положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 31.08.2017.

 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Забава» ориентирована на учащихся 4-х классов. Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 70 учебных часов в год.

Цель программы: организовать содержательный и эмоционально насыщенный досуг для детей, удовлетворить потребность младших школьников в общении и ученическом сотрудничестве, помочь им стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
  • развитие индивидуальных особенностей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с постановкой проблемы и ее решения, выбором алгоритма действия, проведения анализа ситуации и принятия грамотных решений;
  • развитие и совершенствование навыков сотрудничества, работы в малых группах;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности «Забава»

Личностными результатами являются следующие умения:

  • уметь регулировать свою деятельность;
  • проводить самооценку своим действиям при работе и общении с другими одноклассниками;
  • оценивать свои поступки и поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • уметь выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • учиться работать по определенному алгоритму.

Познавательные УУД:

  • уметь находить выход из проблемных ситуаций на основе своего опыта и знаний;
  • уметь находить информацию, обрабатывать ее и анализировать;
  • уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
  • уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
  • стараться находить решение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);
  • уметь управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий);
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, используя современные средства коммуникации.

Предметными результатами являются следующие умения:

  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.

Cодержание программы по внеурочной деятельности «Забава»

№ модуля

Название модуля

Всего

Теория

Практика

1

Игра в обучении и обучение в игре

4

3

1

2

Русские народные игры

6

1

5

3

Подвижные игры

4

1

3

4

Интеллектуально-познавательные игры

12

2

10

5

Настольные игры

12

2

10

6

Игры-драматизации

10

2

8

7

Ситуативные игры-упражнения

6

1

5

8

Комплексные игры на местности

8

2

6

9

Комплексная игра приключение

8

2

6

 

Итого

70

16

54

Модуль 1. Игра в обучении и обучение в игре

Содержание модуля: деятельность, игра, обучение. Классификация детских игр. Роли в игре и в жизни. Игровая реальность.

Основные виды деятельности: научиться поминать значение игры для развития ключевых компетенций, определять роли в игре и жизни. Сопоставлять понятия «игра» и «обучение». Формировать серьезное отношение к самостоятельной и общественной жизни.

Модуль 2. Русские народные игры

Содержание модуль: русскиенародные игры, классификация народных игр, история возникновения русских народных игр. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха. Организация и проведение русских народных игр «Ловишки – перебежки», «Горелки», «Гуси», «Кошки – мышки».

Основные виды деятельности: знать историю возникновения русских народных игр, их классификацию, элементы русских народных игр. Самостоятельно регулировать интенсивность нагрузок, уметь выбирать моменты для отдыха. Развивать внимание, креативность, смелость, быстроту, ловкость. Проявлять инициативу и желание участвовать в русских народных играх для развития личностных качеств. Уметь работать в команде, сотрудничать, сопереживать, добиваться успешности.

Модуль 3. Подвижные игры

Содержание модуля: подвижные игры, подвижно-полуспортивные игры-состязания. Организация и проведение подвижных игр для развития ловкости, быстроты и силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха.

Основные виды деятельности: знать элементы подвижно-полуспортивных игр-состязаний. Самостоятельно регулировать интенсивность нагрузок, уметь выбирать моменты для отдыха. Развивать креативность, смелость, быстроту, скоростную выносливость. Проявлять желание участвовать в подвижных играх для развития ловкости, силы, быстроты. Уметь работать в команде, сотрудничать, сопереживать, добиваться успешности.

Модуль 4. Интеллектуально-познавательные игры

Содержание модуля: игры интеллектуально-познавательного характера,вопросы на эрудицию и сообразительность. Тактика выигрыша интеллектуально-познавательных играх. Формулировка вопроса в познавательных играх. Корректные и не корректные вопросы. Правила формулировки вопросов. Организация и проведение игр интеллектуально-познавательного характера «Умники и умницы», «Эрудит», «Креатив бой».

Основные виды деятельности: знать суть, цель, задачи и планируемые результаты успеха интеллектуально-познавательных игр. Уметь вырабатывать тактику выигрыша в данных играх, определять главное в вопросах на эрудицию и сообразительность, анализировать информацию, проводить синтез, составлять банк идей, распознавать корректные и не корректные вопросы. Знать правила формулировки вопроса. Проявлять сообразительность, логику. Развивать внимание и мышление. Проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Модуль 5. Настольные игры

Содержание модуля: настольная игра, виды настольных игр, возрастная категория и настольная игра, игровые действия в настольных играх (бросание кубика, передвижение фигур(фишек), выкладывание карт). Везение и невезение в игре. Игра в шашки, шахматы, лото и т.п.

Основные виды деятельности: знать суть, цель и элементы разнообразных настольных игр. Правильно выполнять игровые действия в настольных играх (бросание кубика, передвижение фигур(фишек), выкладывание карт). Различать понятия «везение» и «невезение» в игре. Научиться или совершенствовать навыки игры в шашки, шахматы, лото, пазлы и другие настольные игры. Проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Развивать современные средства коммуникации.

Модуль 6. Игры – драматизации

Содержание модуля: игра и театральная драматизация, игровые диалоги - импровизации. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Проблемная ситуация. Игра как способ изучения проблемы. Задачи участников ситуации, позиция участника, вариативность позиций. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия. Игра как способ самопознания. Организация и проведение игр «Ассоциации», «Импровизация», «Этикет»

Основные виды деятельности: знать суть и цель игр – драматизаций. Уметь проводить игровые диалоги- импровизации, находить выход из проблемных ситуаций с помощью игровых элементов. Уметь решать задачи участников ситуации, распознавать позиции участников и их вариативность, сотрудничать в команде. Знать способы решения задач в процессе игрового взаимодействия. Определять уровень достижения планируемых результатов в игре, стремиться к развитию креативности, гибкости, оригинальности.

Модуль 7. Ситуативные игры – упражнения

Содержание модуля: Ситуационные игры, интерактивные упражнения, групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнером, конкуренция. Организация и проведение игр «Ярмарка», «Пойми, меня!».

Основные виды деятельности:знать суть и цель ситуативных игр – упражнений, их виды, понятие «конкуренция». Уметь выбирать союзников в игре, договариваться с партнером, стремиться к групповому взаимодействию в игре, проявлять тактику, уважение к участникам игры, проявлять сообразительность, инициативу, развивать свои личностные качества в сотрудничестве.

Модуль 8. Комплексные игры на местности

Содержание модуля: комплексные игры, игровое соревнование двух групп. Ограничение игровой территории, ориентирование на местности. Площадки игры. Правила игры, рекомендации игрокам. Техника безопасности в игре на местности. Организация и проведение комплексных игр «Поиски клада», «Мозаика», «Дорога доверия».

Основные виды деятельности: знать виды комплексных игр на местности. Уметь взаимодействовать в группе, распределять обязанности и четко выполнять их, стремиться к сотрудничеству, проявлять лучшие личностные качества в соревновании, понимать важность взаимопомощи в игре. Учитывать индивидуальные особенности участия в кооперации. Развивать современные средства коммуникации.

Модуль 9. Комплексная игра - приключение

Содержание модуля: игры – приключения, командные игры, команды игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. Испытания, загадки. Организация и проведение игр «Тропа испытаний», «Виктория». Итоговое занятие «Самый лучший».

Основные виды деятельности: знать понятия «команды игроков», «площадка игры», «маршрутная карта». Уметь определять суть игры, знать правила различных игр-приключений. Уметь работать по определенному алгоритму, четко выполнять последовательность действий. Стремиться к сотрудничеству, сопереживанию, владению своими эмоциями. Развивать навыки содружества, грамотного соперничества.


занятий

Кол-во
часов

Тема занятия

Дата проведения
«П»

Дата проведения
«Ф»

Дата проведения
«П»

Дата проведения
«Ф»

Дата проведения
«П»

Дата проведения
«Ф»

 

 

 

4 А

4 Б

4 Д

1-2

2

Игра в обучении и обучение в игре

 

 

 

 

 

 

3-4

2

Роли в игре и в жизни

 

 

 

 

 

 

5-6

2

Русские народные игры

 

 

 

 

 

 

7-8

2

Русские народные игры «Ловишки – перебежки», «Горелки»

 

 

 

 

 

 

9-10

2

Русские народные игры «Гуси», «Кошки-мышки»

 

 

 

 

 

 

11-12

2

Подвижные игры - состязания для развития ловкости, быстроты, силы

 

 

 

 

 

 

13-14

2

Подвижные игры для развития сотрудничества

 

 

 

 

 

 

15-16

2

Интеллектуально-познавательные игры

 

 

 

 

 

 

17-18

2

Тактика выигрыша в интеллектуально-познавательных играх

 

 

 

 

 

 

19-20

2

Вопросы на эрудицию и сообразительность

 

 

 

 

 

 

21-22

2

Игра «Умники и умницы»

 

 

 

 

 

 

23-24

2

Игра «Эрудит»

 

 

 

 

 

 

25-26

2

Игра «Креатив бой»

 

 

 

 

 

 

27-28

2

Игровые действия в настольных играх

 

 

 

 

 

 

29-30

2

Настольная игра «Шашки»

 

 

 

 

 

 

31-32

2

Настольная игра «Шахматы»

 

 

 

 

 

 

33-34

2

Настольная игра «Лото»

 

 

 

 

 

 

35-36

2

Настольная игра «Пазлы»

 

 

 

 

 

 

37-38

2

Настольная игра «Я выбираю сам!»

 

 

 

 

 

 

39-40

2

Игра-драматизация

 

 

 

 

 

 

41-42

2

Игра как способ изучения и решения проблемы

           

43-44

2

Игра «Ассоциации»

 

 

 

 

 

 

45-46

2

Игра «Импровизация»

 

 

 

 

 

 

47-48

2

Сюжеты игры «Этикет»

 

 

 

 

 

 

49-50

2

Ситуативные игры-упражнения

 

 

 

 

 

 

51-52

2

Игра «Ярмарка»

 

 

 

 

 

 

53-54

2

Игра «Пойми, меня!»

 

 

 

 

 

 

55-56

2

Комплексные игры на местности

 

 

 

 

 

 

57-58

2

Игра «Поиски клада»

 

 

 

 

 

 

59-60

2

Игра «Мозаика»

 

 

 

 

 

 

61-62

2

Игра «Дорога доверия»

 

 

 

 

 

 

63-64

2

Комплексная игра-приключение

 

 

 

 

 

 

65-66

2

Игра-приключение «Тропа испытаний»

 

 

 

 

 

 

67-68

2

Игра-приключение «Виктория»

 

 

 

 

 

 

69-70

2

Итоговое занятие «Самый лучший»

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение учебного процесса: мультимедийное оборудование, магнитная доска.

Методическая литература

  1. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение», М. Просвещение 2011. (Работаем по стандартам второго поколения).
  2. Праздник в школе. В лабиринте Интернета / Ред – сост. Л.И.Жук. – Минск: Красико – Принт, 2012 .
  3. Мега – тест для эрудита. 1000 вопросов и ответов. РОСМЭН - ПРЕСС, 2007.
  4. Дела школьные. Сборник сценариев/под редакцией А.Б.Малюшкина, Е.А. Романовой. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
  5. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  6. Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000.
  7. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000.

Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи.

Настольные игры: шашки, шахматы, лото, пазлы, домино, сюжетные настольные игры.