Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности «Забава» для 4 класса
Составитель:
Мордовец Т.М.,
учитель технологии
высшей квалификационной категории
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Забава» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ст.2 п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; в ред. приказа № 1576 от 31.12.2015 г., с учетом Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №3», положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 31.08.2017.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Забава» ориентирована на учащихся 4-х классов. Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 70 учебных часов в год.
Цель программы: организовать содержательный и эмоционально насыщенный досуг для детей, удовлетворить потребность младших школьников в общении и ученическом сотрудничестве, помочь им стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
- развитие индивидуальных особенностей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
- формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с постановкой проблемы и ее решения, выбором алгоритма действия, проведения анализа ситуации и принятия грамотных решений;
- развитие и совершенствование навыков сотрудничества, работы в малых группах;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности «Забава»
Личностными результатами являются следующие умения:
- уметь регулировать свою деятельность;
- проводить самооценку своим действиям при работе и общении с другими одноклассниками;
- оценивать свои поступки и поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- уметь выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму.
Познавательные УУД:
- уметь находить выход из проблемных ситуаций на основе своего опыта и знаний;
- уметь находить информацию, обрабатывать ее и анализировать;
- уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
- уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
- стараться находить решение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);
- уметь управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий);
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, используя современные средства коммуникации.
Предметными результатами являются следующие умения:
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
Cодержание программы по внеурочной деятельности «Забава»
№ модуля |
Название модуля |
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Игра в обучении и обучение в игре |
4 |
3 |
1 |
2 |
Русские народные игры |
6 |
1 |
5 |
3 |
Подвижные игры |
4 |
1 |
3 |
4 |
Интеллектуально-познавательные игры |
12 |
2 |
10 |
5 |
Настольные игры |
12 |
2 |
10 |
6 |
Игры-драматизации |
10 |
2 |
8 |
7 |
Ситуативные игры-упражнения |
6 |
1 |
5 |
8 |
Комплексные игры на местности |
8 |
2 |
6 |
9 |
Комплексная игра приключение |
8 |
2 |
6 |
|
Итого |
70 |
16 |
54 |
Модуль 1. Игра в обучении и обучение в игре
Содержание модуля: деятельность, игра, обучение. Классификация детских игр. Роли в игре и в жизни. Игровая реальность.
Основные виды деятельности: научиться поминать значение игры для развития ключевых компетенций, определять роли в игре и жизни. Сопоставлять понятия «игра» и «обучение». Формировать серьезное отношение к самостоятельной и общественной жизни.
Модуль 2. Русские народные игры
Содержание модуль: русскиенародные игры, классификация народных игр, история возникновения русских народных игр. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха. Организация и проведение русских народных игр «Ловишки – перебежки», «Горелки», «Гуси», «Кошки – мышки».
Основные виды деятельности: знать историю возникновения русских народных игр, их классификацию, элементы русских народных игр. Самостоятельно регулировать интенсивность нагрузок, уметь выбирать моменты для отдыха. Развивать внимание, креативность, смелость, быстроту, ловкость. Проявлять инициативу и желание участвовать в русских народных играх для развития личностных качеств. Уметь работать в команде, сотрудничать, сопереживать, добиваться успешности.
Модуль 3. Подвижные игры
Содержание модуля: подвижные игры, подвижно-полуспортивные игры-состязания. Организация и проведение подвижных игр для развития ловкости, быстроты и силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха.
Основные виды деятельности: знать элементы подвижно-полуспортивных игр-состязаний. Самостоятельно регулировать интенсивность нагрузок, уметь выбирать моменты для отдыха. Развивать креативность, смелость, быстроту, скоростную выносливость. Проявлять желание участвовать в подвижных играх для развития ловкости, силы, быстроты. Уметь работать в команде, сотрудничать, сопереживать, добиваться успешности.
Модуль 4. Интеллектуально-познавательные игры
Содержание модуля: игры интеллектуально-познавательного характера,вопросы на эрудицию и сообразительность. Тактика выигрыша интеллектуально-познавательных играх. Формулировка вопроса в познавательных играх. Корректные и не корректные вопросы. Правила формулировки вопросов. Организация и проведение игр интеллектуально-познавательного характера «Умники и умницы», «Эрудит», «Креатив бой».
Основные виды деятельности: знать суть, цель, задачи и планируемые результаты успеха интеллектуально-познавательных игр. Уметь вырабатывать тактику выигрыша в данных играх, определять главное в вопросах на эрудицию и сообразительность, анализировать информацию, проводить синтез, составлять банк идей, распознавать корректные и не корректные вопросы. Знать правила формулировки вопроса. Проявлять сообразительность, логику. Развивать внимание и мышление. Проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Модуль 5. Настольные игры
Содержание модуля: настольная игра, виды настольных игр, возрастная категория и настольная игра, игровые действия в настольных играх (бросание кубика, передвижение фигур(фишек), выкладывание карт). Везение и невезение в игре. Игра в шашки, шахматы, лото и т.п.
Основные виды деятельности: знать суть, цель и элементы разнообразных настольных игр. Правильно выполнять игровые действия в настольных играх (бросание кубика, передвижение фигур(фишек), выкладывание карт). Различать понятия «везение» и «невезение» в игре. Научиться или совершенствовать навыки игры в шашки, шахматы, лото, пазлы и другие настольные игры. Проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Развивать современные средства коммуникации.
Модуль 6. Игры – драматизации
Содержание модуля: игра и театральная драматизация, игровые диалоги - импровизации. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Проблемная ситуация. Игра как способ изучения проблемы. Задачи участников ситуации, позиция участника, вариативность позиций. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия. Игра как способ самопознания. Организация и проведение игр «Ассоциации», «Импровизация», «Этикет»
Основные виды деятельности: знать суть и цель игр – драматизаций. Уметь проводить игровые диалоги- импровизации, находить выход из проблемных ситуаций с помощью игровых элементов. Уметь решать задачи участников ситуации, распознавать позиции участников и их вариативность, сотрудничать в команде. Знать способы решения задач в процессе игрового взаимодействия. Определять уровень достижения планируемых результатов в игре, стремиться к развитию креативности, гибкости, оригинальности.
Модуль 7. Ситуативные игры – упражнения
Содержание модуля: Ситуационные игры, интерактивные упражнения, групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнером, конкуренция. Организация и проведение игр «Ярмарка», «Пойми, меня!».
Основные виды деятельности:знать суть и цель ситуативных игр – упражнений, их виды, понятие «конкуренция». Уметь выбирать союзников в игре, договариваться с партнером, стремиться к групповому взаимодействию в игре, проявлять тактику, уважение к участникам игры, проявлять сообразительность, инициативу, развивать свои личностные качества в сотрудничестве.
Модуль 8. Комплексные игры на местности
Содержание модуля: комплексные игры, игровое соревнование двух групп. Ограничение игровой территории, ориентирование на местности. Площадки игры. Правила игры, рекомендации игрокам. Техника безопасности в игре на местности. Организация и проведение комплексных игр «Поиски клада», «Мозаика», «Дорога доверия».
Основные виды деятельности: знать виды комплексных игр на местности. Уметь взаимодействовать в группе, распределять обязанности и четко выполнять их, стремиться к сотрудничеству, проявлять лучшие личностные качества в соревновании, понимать важность взаимопомощи в игре. Учитывать индивидуальные особенности участия в кооперации. Развивать современные средства коммуникации.
Модуль 9. Комплексная игра - приключение
Содержание модуля: игры – приключения, командные игры, команды игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. Испытания, загадки. Организация и проведение игр «Тропа испытаний», «Виктория». Итоговое занятие «Самый лучший».
Основные виды деятельности: знать понятия «команды игроков», «площадка игры», «маршрутная карта». Уметь определять суть игры, знать правила различных игр-приключений. Уметь работать по определенному алгоритму, четко выполнять последовательность действий. Стремиться к сотрудничеству, сопереживанию, владению своими эмоциями. Развивать навыки содружества, грамотного соперничества.
№ |
Кол-во |
Тема занятия |
Дата проведения |
Дата проведения |
Дата проведения |
Дата проведения |
Дата проведения |
Дата проведения |
|
|
|
4 А |
4 Б |
4 Д |
|||
1-2 |
2 |
Игра в обучении и обучение в игре |
|
|
|
|
|
|
3-4 |
2 |
Роли в игре и в жизни |
|
|
|
|
|
|
5-6 |
2 |
Русские народные игры |
|
|
|
|
|
|
7-8 |
2 |
Русские народные игры «Ловишки – перебежки», «Горелки» |
|
|
|
|
|
|
9-10 |
2 |
Русские народные игры «Гуси», «Кошки-мышки» |
|
|
|
|
|
|
11-12 |
2 |
Подвижные игры - состязания для развития ловкости, быстроты, силы |
|
|
|
|
|
|
13-14 |
2 |
Подвижные игры для развития сотрудничества |
|
|
|
|
|
|
15-16 |
2 |
Интеллектуально-познавательные игры |
|
|
|
|
|
|
17-18 |
2 |
Тактика выигрыша в интеллектуально-познавательных играх |
|
|
|
|
|
|
19-20 |
2 |
Вопросы на эрудицию и сообразительность |
|
|
|
|
|
|
21-22 |
2 |
Игра «Умники и умницы» |
|
|
|
|
|
|
23-24 |
2 |
Игра «Эрудит» |
|
|
|
|
|
|
25-26 |
2 |
Игра «Креатив бой» |
|
|
|
|
|
|
27-28 |
2 |
Игровые действия в настольных играх |
|
|
|
|
|
|
29-30 |
2 |
Настольная игра «Шашки» |
|
|
|
|
|
|
31-32 |
2 |
Настольная игра «Шахматы» |
|
|
|
|
|
|
33-34 |
2 |
Настольная игра «Лото» |
|
|
|
|
|
|
35-36 |
2 |
Настольная игра «Пазлы» |
|
|
|
|
|
|
37-38 |
2 |
Настольная игра «Я выбираю сам!» |
|
|
|
|
|
|
39-40 |
2 |
Игра-драматизация |
|
|
|
|
|
|
41-42 |
2 |
Игра как способ изучения и решения проблемы |
||||||
43-44 |
2 |
Игра «Ассоциации» |
|
|
|
|
|
|
45-46 |
2 |
Игра «Импровизация» |
|
|
|
|
|
|
47-48 |
2 |
Сюжеты игры «Этикет» |
|
|
|
|
|
|
49-50 |
2 |
Ситуативные игры-упражнения |
|
|
|
|
|
|
51-52 |
2 |
Игра «Ярмарка» |
|
|
|
|
|
|
53-54 |
2 |
Игра «Пойми, меня!» |
|
|
|
|
|
|
55-56 |
2 |
Комплексные игры на местности |
|
|
|
|
|
|
57-58 |
2 |
Игра «Поиски клада» |
|
|
|
|
|
|
59-60 |
2 |
Игра «Мозаика» |
|
|
|
|
|
|
61-62 |
2 |
Игра «Дорога доверия» |
|
|
|
|
|
|
63-64 |
2 |
Комплексная игра-приключение |
|
|
|
|
|
|
65-66 |
2 |
Игра-приключение «Тропа испытаний» |
|
|
|
|
|
|
67-68 |
2 |
Игра-приключение «Виктория» |
|
|
|
|
|
|
69-70 |
2 |
Итоговое занятие «Самый лучший» |
|
|
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение учебного процесса: мультимедийное оборудование, магнитная доска.
Методическая литература
- Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение», М. Просвещение 2011. (Работаем по стандартам второго поколения).
- Праздник в школе. В лабиринте Интернета / Ред – сост. Л.И.Жук. – Минск: Красико – Принт, 2012 .
- Мега – тест для эрудита. 1000 вопросов и ответов. РОСМЭН - ПРЕСС, 2007.
- Дела школьные. Сборник сценариев/под редакцией А.Б.Малюшкина, Е.А. Романовой. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
- Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000.
- Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000.
Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи.
Настольные игры: шашки, шахматы, лото, пазлы, домино, сюжетные настольные игры.