НОД "Викторина по творчеству Н.Н.Носова для старшего дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: викторина, старший дошкольный возраст, Н.Н.Носов


«Сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много знаний.
Главное – любви к ним и уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением.»

Н.Носов

Все книги Н.Носова наполнены веселыми и забавными историями из жизни детей, без неудержимого смеха читать произведения невозможно. Н.Н.Носов писал: « Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. По-моему, я так и родился, то есть у меня этот дар от природы.» Произведения Н.Носова любят слушать дети, которые живут сейчас в 21 веке. А родители вместе с детьми, прочитав эти повести, по-настоящему поймут, что для детей очень важна поддержка взрослых. Воспитатели найдут в книгах Носова немало такого, что пригодится им в труде. Во время викторины дети не только в игровой  форме закрепляют знания о творчестве Н.Н.Носова, но и развивают мыслительную деятельность, учатся работать в содружестве.

Цели:

  • В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве Н.Н.Носова, расширять кругозор.
  • Познакомить детей с произведениями Н.Носова.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде.
  • Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
  • Прививать интерес к книге.
  • Воспитывать бережное отношение к книгам.

Предварительная работа. Чтение и обсуждение рассказов Н.Носова, знакомство с биографией Н.Н.Носова, просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей”, подготовка презентации, экскурсия в библиотеку.

Оборудование и материалы. Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурсов, магнитофон, презентация, мультимедийнаясистема. Герой «Незнайка».

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный момент

Под музыку песни «Песенка про  кузнечика» (музыка В.Шаинского, слова Н.Носова) в зал входят две команды детей. Становятся в круг. Берутся за руки и произносят слова.
«Утром ранним поднимаясь. Собираясь в добрый путь, Умываясь, наряжаясь, Ты улыбку не забудь!»

Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно
Ты беседуй чаще с ней – 
Будешь вчетверо умней. 

Садятся на свои места.

 

Книга

Основная часть

– Мы отправляемся путешествовать в мир книг (слайд 2)
Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь, 
Много интересного узнаешь.

Кто написал все книги, которые вы увидели на экране. (слайд 3)
- Что вы можете рассказать о нем?
- А какие рассказы, сказки  Носова  знаете?
- Чем запомнились произведения Носова?
- Какие у него рассказы? 

Николай Николаевич Носов

Ответы детей: Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.

- Для кого писал Н. Носов?  Для детей 
Путешествовать будем группами. У нас есть две команды. У каждой свой значок.
Как называется ваша команда? 
А как называется ваша команда?

 

«Винтик»
«Шпунтик»

Винтик и Шпунтик герои какой сказки Носова? (Слайд4)
- Сейчас я вам представлю жюри, которое будет оценивать ваши знания. Начнём нашу игру-викторину
Итак 1-й конкурс «Блиц-вопросы». Я буду каждой команде задавать вопросы. За правильный ответ команда получает фишку.
«Приключение Незнайки и его друзей»

Вопросы для команды «Винтик»
- Что швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?  


Картофель

- В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (слайд 5) «Мурзилка»
- Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы?  «Фантазеры»
- В какой сказке Н.Носов рассказал нам о человечках коротышках?  «Приключения Незнайки и его друзей»
- Что нарвали на колхозном огороде мальчики?  Огурцы
Теперь вопросы для команды «Шпунтик»
На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? 


На воздушном шаре

Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»?  Бобка
Кто сочинял из коротышек стихи? поэт Цветик
На что обменял Виталик рыбку? Милицейский свисток
Самый знаменитый житель цветочного города?
А вот и он, встречайте.
(Входит Незнайка под музыку c воздушными шарами.)
Незнайка. Ой-ой-ой… Куда это я попал?
Ты попал в детский сад  
Незнайка.  Вы меня узнали? Я прилетел к вам из цветочного города.
Незнайка

Незнайка.  А вы кто?
- Вы знаете всех моих друзей? Давайте играть: я буду загадывать загадки про моих друзей, а вы их отгадывать. Хотите?.. Тогда слушайте внимательно: (Загадывает по очереди каждой команде). За правильные отгадки получаете фишку.

Дети называют свои имена
2-й конкурс. Загадки для команды «Винтик»
Одевается он всегда в черный костюм, а когда садится за стол, надевает на нос очки и начинает читать какую-нибудь книгу.

Знайка 
Он всегда ходит в белом халате, а на голове носит белый колпак с кисточкой и лечит коротышек от всех болезней. доктор Пилюлькин
У него есть разные музыкальные инструменты, и он часто играет на них. Все слушают музыку и очень хвалят. музыкант Гусля
Загадки для команды «Шпунтик»
Одевается он всегда в длинную блузу, которую называет «балахон». У него длинные волосы. Стоит у мольберта с палитрой в руках.

художник Тюбик
В доме жил охотник. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Пулька

Он знаменитый астроном, сделал из увеличительных стёкол большую подзорную трубу.

Незнайка: Молодцы! Ребята, я должен возвращаться к своим друзьям. Но мы еще встретимся, и я расскажу вам, как я летал на Луну. До свидания! (уходит)

Стекляшкин
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Попади в шляпу». Игрокам  каждой  команды необходимо картофелем попасть в шляпу. Та команда, которая больше совершила точных попаданий, получает фишку.
Игра «Попади в шляпу»
Подскажите мне в каком рассказе ребята кидались в шляпу?
А кто там сидел?

 

«Живая шляпа»
котенок Васька

3-й конкурс. «Бюро находок»
(показывает коробку) Вам нужно определить из каких произведений Н.Носова потерялись предметы (воспитатель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает фишку).
 

Нитки, иголки, ткань
Пистолет  
Фуражка
Свисток
Книга «Три поросенка»
Удочка

Теперь, как герои рассказа Носова «Огурцы», вы отправитесь на рыбалку.
От каждой команды по 2 человека. Одному  нужно удочкой поймать  рыбку из пруда, а второму снять с удочка и положить в ведро. Кто быстрее все сделает, та команда  получает фишку.

Игра «Рыболовы»
4-й конкурс: «Эпизод».
В этом конкурсе вам нужно назвать произведение и его героев.
Я буду зачитывать отрывки, а вы по ним угадывать какой это рассказ. Внимание на экран.

«Заплатка»
«Саша»
«Милиционер»
«Карасик»
«Затейники»
«Огурцы»
Сначала 3 эпизода для команды «Винтик»
«Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» (слайд 6)

«Живая шляпа»
Котенок Васька, Вовка, Вадик

«Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». (слайд 7) «Фантазеры», Мишутка, Стасик, Ира, Игорь
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (слайд 8)

Мальчиков звали – Павлик и Котька. «Огурцы»

- Теперь, внимание, команда «Шпунтик»
«Сумел порвать, сумей и зашить» (слайд 9)
«- Давай веревку. – А ее нет, веревки.
-  Где же она?
-  Там.
-  Где – там?
-  Ну… В колодце.
-  Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?
-  Ну да.» (слайд 10)
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее» (слайд 11)

 

«Заплатка», Бобка

«Мишкина каша», Мишка

 

«На горке», Котька Чижов

Следующая игра «Сложи картинку». По одному от команды. Кто быстрее из вас сложит и назовет из какого произведения получилась картинка, тот принесет своей команде фишку.

Собирают картинку и называют из какого произведения эта картинка
5-й конкурс. «Что лишнее»
Я вам буду называть несколько слов, а вы найдите лишнее и объясните почему и назовите из какого произведения.
 
- Сначала для команды «Винтик»
Брюки, швейная машинка, иголка, нитки,.
Милицейский свисток, рыба, конфета, кот. 
Бобка, одеяло, стол, серый волк


«Заплатка», швейная машинка
«Карасик», конфета
«Затейники», Бобка 

- Теперь для команды «Шпунтик»
Лестница, Москва, каша, станция. 
Пистолет, сестры,милиционер, огурцы
Охотник, Бобик, Барбос, дедушка


«Метро», каша
«Саша» огурцы
«Бобик в гостях у Барбоса», охотник 

Заключительная часть

Итак, все испытания вы прошли,
Пора итоги подводить
И кого-то  наградить.
Прошу жюри подвести итоги.
 
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение
Вы, ребята, получили очень дорогой подарок - книгу. Они рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум, душу. Помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием.
Пока книга сделается книгой 
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.
Детей награждают подарками

Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете обращаться с книгой, чаще просить читать своих родителей, но а те, кто пойдет в школу скоро научится читать их сами.
Наша викторина закончена. Всех благодарю, вы молодцы! (слайд 12)

Благодарят за подарки.

Дети под музыку уходят.