Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри – защитники земли русской»

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание

Класс: д/с


Цели:

  • учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);
  • развивать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ

Программное содержание:

  • Развитие речи: учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы; формировать умение заучивать и четко декламировать стихотворения о Родине, богатырях; приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; развивать умение координировать слова с движениями; знакомство с пословицами и поговорками о героизме русских воинов, о любви к своей Родине.
  • Познавательное развитие: формировать представление детей о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; закрепить названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина; воспитывать интерес к истории России и своего родного края; оживить представление о былине, о былинных героях; формировать умение разгадывать загадки.
  • Словарная работа: Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

Предварительная работа:

  • Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», карта мира, России.
  • Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист — Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Михайло Данилович», «Святогор».

Материалы и оборудование:

  • Иллюстрации богатырей Древней Руси
  • Карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, копье, щит)
  • Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей. Улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.

«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку!
«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет!

Воспитатель: Мы рады видеть их у себя в гостях. От ваших улыбок в группе стало светлее и добрее. Улыбнитесь друг другу. Встаньте в круг, положите руки на плечи друг другу, почувствуйте тепло и поддержку товарищей, изобразите волну.

Воспитатель: Вот вы подарили тепло своей души своему другу. А теперь передайте товарищу воображаемый предмет – горящую свечу. А передавая ее, мы будем проговаривать чистоговорку про свечу.

Чу-чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу.
Ча-ча-ча-ча – горит ярко свеча.
Чи-чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в мини-музей. Если вы не против, я буду экскурсоводом. Наша экскурсия будет посвящена предстоящему празднику. Какой праздник наша страна отмечает 23 февраля?

Дети: День защитника Отечества

Воспитатель: А кого мы называем защитником Отечества?

Дети: Воинов Российской армии, солдат и офицеров. Всегда Россия славилась своими защитниками.

Воспитатель: Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, досталась она им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания.

Силен как вольный ветер,
Могуч как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
(Богатырь)

Воспитатель: А кто такой богатырь? Какими качествами обладали богатыри? (Ответы детей).

Воспитатель: Откуда мы узнали о русских богатырях?

Дети: Из былин, сказаний, песен.

Воспитатель: Что такое былина?

Дети: Былина произошла от слов «было», «быль».

Воспитатель: А кто слагал былины о богатырях?

Дети: Сказитель-былинник, калики – перехожие, они ходили по селениям, и рассказывали былины нараспев, сопровождая их игрой на гуслях.

Воспитатель: Правильно, именно так слагалась былина. В ней отражалась нелегкая жизнь русского народа. Подвиги русских богатырей-героев отражалась не только в былинах, но и в творчестве художников. И я приглашаю вас пройти в первый зал нашего мини-музея, посвященный творчеству русского художника Виктора Васнецова. Перед вами картина, которую художник рисовал более 25 лет. Посмотрите внимательно на картину, как бы вы ее назвали? (Ответы детей).

Ваше мнение совпало с мнением художника. Он тоже назвал её «Богатыри». Давайте же рассмотрим её и немного побеседуем.

Три богатыря

Вечерняя тает заря
Клубятся над степью тучи
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих
От силы жестокой, вражьей
Народ берегут они.
И грозно стоят на страже
Нашей родной земли.

Воспитатель: Представьте, что мы с вами оказались там (показываю на картину). Кого Вы видите?

Дети: Трех богатырей.

- Кто из вас знает, как их зовут? (Ответы детей)

- Какими качествами обладали богатыри? (Сильные, смелые, отважные, храбрые, бесстрашные и т.д.)

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)

- Как вы догадались, что это именно Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь)

- Ребята, а Илья Муромец сразу стал богатырем? Кто вспомнит, что за беда с ним приключилась? И кто его от этой беды избавил? (Ответы детей)

- Кто находится по правую руку от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)

- Расскажите о нем (В плечах широк, брови черные вразлет, глаза зоркие, соколиные, кудри русые, вьются кольцами, а в силе и хватке ему равных нет. На гуслях играл с детства, песни складывал)

- А кто самый молодой из богатырей? (Алёша Попович)

- Какими качествами обладал Алеша Попович? (Хитростью, смекалкой, ловкостью)

- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят в даль, не видно ли врагов. Они охраняли землю русскую, ее границы)

- А вы хотели бы быть похожими на богатырей? (Ответы детей). А почему? Чем они вам нравятся? (Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо, ребята, за ваши ответы. А сейчас мы немного отдохнем и снимем напряжение.

Физкультминутка

Дружно встали
Раз-два-три
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошки.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Словно в танце – руки в боки,
Наклонились влево-вправо
Получается на славу.

Воспитатель: Тысячу лет прошло, а мы с вами гордимся делами и подвигами витязей богатырей. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что их невозможно было победить. Об этом мы можем узнать с вами из пословиц:

- Не родом славен богатырь, а подвигами.

- Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

- Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять.

- В русском сердце прямая честь да любовь к Руси-матушке.

Воспитатель: Ребята, а кто был главным другом богатырей? (Конь). Для чего нужен был конь? (Из беды выручит, быстро домчит). Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка).

А сейчас я загадаю Вам загадки, а про что – догадайтесь сами:

Рубашку такую не вяжут, не шьют.
Ее из колечек железных плетут.
(Кольчуга)

Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом.
(Шлем)

Что за полотно, чтоб от ветра закрывать лицо?
(Плащ)

Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руках удержать.
Снести им легко было голову с плеч.
Ну что, догадались? Конечно же …
(Меч)

Чтобы грудь защищать от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький…
(Щит)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки разгадали. А какое еще древнее оружие вы знаете? (Палица, копье, булава, лук и стрелы).
- Для чего нужны доспехи? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что щиты украшались знаком солнца. Этот знак призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь. А родовым деревом в Древней Руси считался дуб. Уходя из дома, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай дошел и до нашего времени. И сейчас я подарю вам талисманы «Листочек дуба», чтобы вы были сильными, смелыми, отважными, честными, добрыми и храбрыми, как богатыри.

Наша беседа о былинных богатырях подошла к концу, и мы с вами вспомним о том, какой завет оставили богатыри своим потомкам:

- Защищать свою Родину, беречь ее.

- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

- Любить свою малую Родину, свой народ, свою страну.

Итог занятия

Пусть сегодняшняя встреча была для вас игрой, но вы вырастите и будете похожи на любимых богатырей и будете отважно защищать свою землю.

Дети поют песню «Бравые солдаты».