Цели:
- учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);
- развивать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ
Программное содержание:
- Развитие речи: учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы; формировать умение заучивать и четко декламировать стихотворения о Родине, богатырях; приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; развивать умение координировать слова с движениями; знакомство с пословицами и поговорками о героизме русских воинов, о любви к своей Родине.
- Познавательное развитие: формировать представление детей о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; закрепить названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина; воспитывать интерес к истории России и своего родного края; оживить представление о былине, о былинных героях; формировать умение разгадывать загадки.
- Словарная работа: Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).
Предварительная работа:
- Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», карта мира, России.
- Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист — Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Михайло Данилович», «Святогор».
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации богатырей Древней Руси
- Карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, копье, щит)
- Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей. Улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.
«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку!
«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет!
Воспитатель: Мы рады видеть их у себя в гостях. От ваших улыбок в группе стало светлее и добрее. Улыбнитесь друг другу. Встаньте в круг, положите руки на плечи друг другу, почувствуйте тепло и поддержку товарищей, изобразите волну.
Воспитатель: Вот вы подарили тепло своей души своему другу. А теперь передайте товарищу воображаемый предмет – горящую свечу. А передавая ее, мы будем проговаривать чистоговорку про свечу.
Чу-чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу.
Ча-ча-ча-ча – горит ярко свеча.
Чи-чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в мини-музей. Если вы не против, я буду экскурсоводом. Наша экскурсия будет посвящена предстоящему празднику. Какой праздник наша страна отмечает 23 февраля?
Дети: День защитника Отечества
Воспитатель: А кого мы называем защитником Отечества?
Дети: Воинов Российской армии, солдат и офицеров. Всегда Россия славилась своими защитниками.
Воспитатель: Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, досталась она им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания.
Силен как вольный ветер,
Могуч как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
(Богатырь)
Воспитатель: А кто такой богатырь? Какими качествами обладали богатыри? (Ответы детей).
Воспитатель: Откуда мы узнали о русских богатырях?
Дети: Из былин, сказаний, песен.
Воспитатель: Что такое былина?
Дети: Былина произошла от слов «было», «быль».
Воспитатель: А кто слагал былины о богатырях?
Дети: Сказитель-былинник, калики – перехожие, они ходили по селениям, и рассказывали былины нараспев, сопровождая их игрой на гуслях.
Воспитатель: Правильно, именно так слагалась былина. В ней отражалась нелегкая жизнь русского народа. Подвиги русских богатырей-героев отражалась не только в былинах, но и в творчестве художников. И я приглашаю вас пройти в первый зал нашего мини-музея, посвященный творчеству русского художника Виктора Васнецова. Перед вами картина, которую художник рисовал более 25 лет. Посмотрите внимательно на картину, как бы вы ее назвали? (Ответы детей).
Ваше мнение совпало с мнением художника. Он тоже назвал её «Богатыри». Давайте же рассмотрим её и немного побеседуем.
Три богатыря
Вечерняя тает заря
Клубятся над степью тучи
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих
От силы жестокой, вражьей
Народ берегут они.
И грозно стоят на страже
Нашей родной земли.
Воспитатель: Представьте, что мы с вами оказались там (показываю на картину). Кого Вы видите?
Дети: Трех богатырей.
- Кто из вас знает, как их зовут? (Ответы детей)
- Какими качествами обладали богатыри? (Сильные, смелые, отважные, храбрые, бесстрашные и т.д.)
- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)
- Как вы догадались, что это именно Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь)
- Ребята, а Илья Муромец сразу стал богатырем? Кто вспомнит, что за беда с ним приключилась? И кто его от этой беды избавил? (Ответы детей)
- Кто находится по правую руку от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)
- Расскажите о нем (В плечах широк, брови черные вразлет, глаза зоркие, соколиные, кудри русые, вьются кольцами, а в силе и хватке ему равных нет. На гуслях играл с детства, песни складывал)
- А кто самый молодой из богатырей? (Алёша Попович)
- Какими качествами обладал Алеша Попович? (Хитростью, смекалкой, ловкостью)
- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят в даль, не видно ли врагов. Они охраняли землю русскую, ее границы)
- А вы хотели бы быть похожими на богатырей? (Ответы детей). А почему? Чем они вам нравятся? (Ответы детей)
Воспитатель: Спасибо, ребята, за ваши ответы. А сейчас мы немного отдохнем и снимем напряжение.
Физкультминутка
Дружно встали
Раз-два-три
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошки.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Словно в танце – руки в боки,
Наклонились влево-вправо
Получается на славу.
Воспитатель: Тысячу лет прошло, а мы с вами гордимся делами и подвигами витязей богатырей. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что их невозможно было победить. Об этом мы можем узнать с вами из пословиц:
- Не родом славен богатырь, а подвигами.
- Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
- Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять.
- В русском сердце прямая честь да любовь к Руси-матушке.
Воспитатель: Ребята, а кто был главным другом богатырей? (Конь). Для чего нужен был конь? (Из беды выручит, быстро домчит). Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка).
А сейчас я загадаю Вам загадки, а про что – догадайтесь сами:
Рубашку такую не вяжут, не шьют.
Ее из колечек железных плетут.
(Кольчуга)Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом.
(Шлем)Что за полотно, чтоб от ветра закрывать лицо?
(Плащ)Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руках удержать.
Снести им легко было голову с плеч.
Ну что, догадались? Конечно же …
(Меч)Чтобы грудь защищать от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький…
(Щит)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки разгадали. А какое еще древнее оружие вы знаете? (Палица, копье, булава, лук и стрелы).
- Для чего нужны доспехи? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что щиты украшались знаком солнца. Этот знак призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь. А родовым деревом в Древней Руси считался дуб. Уходя из дома, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай дошел и до нашего времени. И сейчас я подарю вам талисманы «Листочек дуба», чтобы вы были сильными, смелыми, отважными, честными, добрыми и храбрыми, как богатыри.
Наша беседа о былинных богатырях подошла к концу, и мы с вами вспомним о том, какой завет оставили богатыри своим потомкам:
- Защищать свою Родину, беречь ее.
- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
- Любить свою малую Родину, свой народ, свою страну.
Итог занятия
Пусть сегодняшняя встреча была для вас игрой, но вы вырастите и будете похожи на любимых богатырей и будете отважно защищать свою землю.
Дети поют песню «Бравые солдаты».