Адаптация и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование, Конкурс «Цифровой класс»

Ключевые слова: адаптация, ОВЗ


Цель: Выравнивание качества образовательных результатов всех категорий обучающихся к 9 классу.

Задачи:

  • выявить факторы, которые влияют на низкую результативность обучающихся с диагнозом;
  • определить формы и методы оказания помощи;
  • разработать адаптированную общеобразовательную программу;
  • внедрение в образовательный процесс индивидуальных планов развития педагогов и детей.

Целевая аудитория проекта. Дети школьного возраста от 7 до 16 лет, посещающие школьную образовательную организацию.

Прогнозируемые результаты:

Проект направлен на выравнивание уровня образования детей с различными психическими и психо-физическими свойствами.

Должны произойти следующие позитивные изменения в школе:

  • поможет сблизить участников целевых групп проекта;
  • предоставит возможность для жителей местных организаций и учреждений стать активными партнерами в разработке и реализации адаптированной программы;
  • выравнивание качества образования всех групп детей за счёт корректировки индивидуальных планов обучения и развития.

Ресурсы:

Нормативно-правовые:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации;
  • Закон «Об образовании»;
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Закон «О защите прав потребителей»;
  • Приказы, инструктивные письма;
  • Устав;
  • Локальные акты.

Кадровые:

  • имеющийся кадровый потенциал школы
  • работники Люльпанского детского дома
  • работники Люльпанского детского сада «Радость»

Материально-технические:

  • организованная среда школы, детского сада и детского дома для осуществления образовательных услуг;
  • мультимедийные ресурсы, ресурсы интернет-сети, опыт школ

Финансовые:

  • средства в рамках бюджета организации
  • имеющиеся внебюджетные средства
  • спонсорская помощь

Риски и их минимизация:

Риски

Способы их минимизации

Отсутствие до конца изученного практического опыта и механизма его применения.

Разработка технологий организации инновационной деятельности для эффективного обучения.

Неполное осознание кардинально изменившегося подхода в обучении детей в общеобразовательных школах

Ежемесячное обсуждение новых законодательных актов, закона об образовании среди педагогического персонала, участие в в педагогических проектах и конкурсах, обучение молодых специалистов школы.

Финансовые затруднения школы.

Участие в инновационных проектах и конкурсах, привлечение внебюджетных средств.

Пассивная позиция со стороны участников проекта школы,  эмоциональное выгорание педагогов.

Создание условий для формирования позитивного отношения и готовности каждого к демократическим преобразованиям.
Повышение уровня мотивации педагогов.

Нехватка времени для общения партнеров проекта.

Использование эффективных приемов тайм-менеджмента.

Оптимизация образования путем сокращения штата школы, укрупнения.

Изменение нормативно-правовой базы (должностные инструкции, обязанности) совместно с профсоюзной организацией.

Этапы и механизм реализации проекта: Проект планируется провести в 3 этапа (общий срок 1 год).

Первый этап – констатирующий: 201–2016 учебный год (сентябрь):

  1. Проанализировать возможности внешней и внутренней среды для формирования стратегии развития;
  2. Провести идентификацию «проблемного поля» школы;
  3. Изучить состояние проблемы в педагогической и социологической теории и практике общего образования
  4. Изучить социальный заказ целевых групп, на которые направлен проект.
  5. Проанализировать состояние школьной инфраструктуры, ресурсного (управленческого, кадрового, ученического потенциала), ее соответствие проектным задачам.
  6. Провести тематическую подготовку педагогических работников, разъяснительную работа с учащимися, родителями и законными представителями по данной деятельности.
  7. Обеспечить информационную открытость предлагаемого проекта.

Второй этап - формирующий: 2015–2016 учебный год (октябрь–май):

  1. Скорректировать программу развития школы в соответствии с целями и задачами проекта.
  2. Разработать алгоритм организации управления проектом.
  3. Создание индивидуальных учебных планов, адаптированных образовательных программ обучающихся и перспективных планов развития педагогов;
  4. Обобщить промежуточные результаты формирующего этапа реализации проекта.
  5. Обеспечить информационную открытость предлагаемого проекта.

Третий этап - обобщающий: 2015–2016 учебный год (июнь–август):

  1. Провести анализ эффективности реализуемого проекта.
  2. Коррекция проекта.
  3. Систематизировать, обобщить и выполнить статистическую обработку результатов проекта.
  4. Обобщить опыт работы на школьном, муниципальном и региональном уровнях.
  5. Обеспечить информационную открытость предлагаемого проекта, распространить инновационную практику в сетевых профессиональных сообществах.

Кто и что делает:

Администрации школы:

  • анализирует возможности внешней и внутренней среды  для формирования стратегии;
  • проводит идентификацию «проблемного поля»;
  • выявляет факторы, которые влияют на низкую результативность работы детей с диагнозом;
  • определяет формы и методы оказания помощи участникам образовательного процесса;
  • разрабатывает и реализует общую адаптированную программу;
  • формирует пакет информационно-аналитических материалов;
  • отчитывается перед отделом образования об итогах работы;
  • обеспечивает ведение переговорных процессов в разных форматах;
  • организует PR-компании;
  • подготавливает проект договорных документов.

Муниципальные органы  управления:

  • оказывают методическую поддержку в данном вопросе;
  • презентуют опыт работы школы в профессиональном сообществе и в социуме;
  • выступают гарантом соблюдения нормативно-правовых основ взаимодействия.

Педагогический персонал:

  • разработка и реализация адаптированных образовательных программ;
  • разработка и претворение в жизнь индивидуальных планов развития педагога и ребенка;
  • разработка системы оценивания различных групп обучающихся в зависимости от их возможностей и здоровья

Школьное самоуправление:

  • организует общественно-полезные акции (волонтерские акции);
  • обеспечивает участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • участвует в PR-акциях.

 Родительская общественность:

  • осуществляет поддержку детских инициатив;
  • участвует в волонтерской работе в школе;
  • содействует развитию инфраструктуры школы.

Направления деятельности в режиме развития:

Направления деятельности

Инновационный (режим развития)

1. Объект управления

Инновационный процесс целевой аудитории: освоение всех уровней образовательных программ всеми категориями обучающихся.
Инновационный процесс педагогического персонала: применение всевозможных методов и технологий в обучении и воспитании.

2. Характеристика образовательной деятельности

2.1. Цели и задачи

Создание или освоение нового опыта (практики образования), наращивание потенциала, обеспечивающего повышение качества образования и как процесса, и как результата.

2.2. Содержание образования

Использование новых идей, новых научных знаний, введение в учебный план новых учебных дисциплин, ранее не преподававшихся в данном общеобразовательном учреждении, разработка новой системы оценивания результатов деятельности обучающихся.

2.3. Методики и технологии обучения и воспитания

Освоение и разработка новых методик, технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, ориентированных на получение современного качества образования, (соответствующего требованиям социального заказа к выпускникам всех ступеней общего образования).

2.4. Организация образовательного (учебно-воспитательного) процесса

Инновационное освоение новых способов организации образовательного процесса (изменение режима учебного года, продолжительности учебной недели, уроков, освоение предметно-урочной и циклопоточной систем организации образовательного процесса, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, организация образовательного процесса в условиях школы с филиалами и пр.)

3. Условия образовательной деятельности

3.1. Нормативно-правовое обеспечение

Разработка и утверждение пакета оригинальных, учитывающих специфику образовательного учреждения документов (устава, локальных актов, концепции и программы развития и др.), а также документов, необходимых для организации деятельности экспериментальной (инновационной, пилотной и пр.) площадки на базе образовательного учреждения, подготовка документов, необходимых для его аттестации в новом статусе и пр.

3.2. Кадровое обеспечение

Специальная профессиональная подготовка кадров до уровня, необходимого школе, сотрудничество с научными кадрами и другими специалистами социума, необходимыми для эффективной деятельности образовательного учреждения в инновационном режиме.

3.3. Научно-методическое обеспечение

Разработка и освоение новых учебных планов, программ, учебников и пособий и соответствующих им технологий обучения, воспитания и развития, создание адаптивной методической службы, организация исследовательской работы педагогов, сотрудничество с научными консультантами и пр.

3.4. Мотивационное обеспечение

Организация специальной деятельности по изучению ведущих мотивов педагогов, их ценностей, устремлений, потребностей для того, чтобы обеспечить их целенаправленное развитие и стимулирование к инновационной деятельности.

3.5. Финансовое обеспечение

Определение сметной стоимости программы развития, инновационных проектов и изыскание в соответствии со сметами новых бюджетных и внебюджетных источников (поиск спонсоров, оказание платных образовательных услуг, платное повышение квалификации педагогов других общеобразовательных учреждений на основе авторских программ повышения квалификации и др.)

3.6. Материально-техническое обеспечение

Развитие материально-технической базы, необходимой для организации образовательного процесса в инновационном режиме для достижения нового качества образования путем участия в проектной деятельности.

4. Субъект управления

Все участники инновационного процесса: администрация образовательного учреждения, педагоги, учащиеся, родители, спонсоры, общественность, наделенные реальными правами, обеспечивающими субъектные функции всех участников процесса развития.

План реализации проекта:

Сроки

Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению

Ожидаемы результаты

Ответственные

Первый этап

2015–2016 учебный год (сентябрь)

Проанализировать возможности окружения школы для формирования стратегии развития.

Анализ результатов и определение направлений деятельности в условиях развития.

Директор

Выявить проблемы образовательного учреждения.

Выявление «западающих» мест в образовательной деятельности.

Администрация, педагоги

Изучить состояние проблемы в педагогической и социологической теории и практике общего образования. Познакомиться с опытом реализации проектов.

Определение эффективных форм и методов решения проблемы.

Администрация, педагоги

Изучить вопросы инновационного менеджмента в управлении школой.

Разработка программы перехода в эффективный режим развития.

Администрация

Изучить социальный заказ целевых групп, на которые направлен проект.

Соответствие целей и задач потребностям заказчика.

Администрация, педагоги, РОО

Формирование пакета информационно-аналитических материалов.

Систематизация банка материалов деятельности школы за последние пять лет.

Администрация

Второй этап

2015–2016 учебный год (октябрь–май)

Скорректировать программу развития школы в соответствии с целями и задачами проекта.

Уточнение конкретных форм и методов перехода в инновационный режим.

Администрация, педагоги

Воплощение алгоритма организации и управления проектом.

Вовлечение в процесс социума, создание системы ГОУ

Администрация, общественность

Приведение в соответствие школьной инфраструктуры с задачами проекта.

Укрепление ресурсной базы.

Администрация

Обобщить промежуточные результаты формирующего этапа реализации проекта.

Соответствие целей и задач проекта предполагаемым результатам.

Администрация, педагоги

6.  Обеспечить информационную открытость предлагаемого проекта.

Распространение опыта по проекту, повышение имиджа школы.

Самоуправление, общественность

Разработать и апробировать новые образовательные технологии.

Создание индивидуальных планов развития персонала и адаптивных программ обучающихся, работа по новой системе оценивания.

педагоги

Третий этап

(2015–2016 учебный год, июнь–август)

Провести анализ эффективности реализуемого проекта.

Увеличение спроса на образовательные услуги и повышение качества обучения.

Администрация, РОО, общественность

Выявление недочетов проекта, уточнение целей.

Корректировка направлений работы по проекту

Администрация, педагоги

Систематизация и обобщение результатов проекта.

Оценка результатов

Администрация

Обобщить опыт работы на школьном и муниципальном уровнях

Проявление интереса к опыту работы школы по данному направлению со стороны других школ

Администрация, педагоги

Оценка результатов:

  • по увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых образовательных услуг;
  • востребованность образовательных услуг;
  • по оценке привлеченных дополнительных средств;
  • по увеличению спроса на образовательные услуги;
  • качество образовательной услуги;
  • положительные отзывы родителей и законных представителей;
  • положительные результаты освоения детьми программ на всех уровнях;
  • по интересу к опыту организации руководителей других ОУ и желанию апробации в своих школах.

Возможность дальнейшего развития проекта:

  • Формирование благоприятного имиджа школы, культуры современных деловых отношений.
  • Возможность вовлечения в процесс различных групп обучающихся, независимо от их развития, а значит – увеличение числа обучающихся школы.
  • Участие в инновационных проектах и конкурсах.
  • Привлечение внебюджетных средств.
  • Развитие инфраструктуры образовательного учреждения.
  • Укрупнение и реорганизация учреждения.