Цель урока: сформировать знания о строении основных отделов осевого скелета - черепа и позвоночника человека и их функциях.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично поисковый, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), проблемного изложения материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, ноутбук, проектор, ЦОР, модели скелета млекопитающих, человека.
Предметные результаты обучения:
- называть и показывать на модели скелета человека основные части черепа и позвоночника человека;
- уметь объяснять взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника.
Метапредметные результаты обучения:
- познавательные – самостоятельно находить и анализировать информацию, необходимую для решения поставленных учебных задач;
- регулятивные – контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
- коммуникативные - полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог; работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Личностные результаты обучения:
- осознавать необходимость знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека;
- проявлять познавательный интерес, направленный на изучение скелета человека, в том числе в деятельности с использованием ИКТ-средств.
Ход урока
1. Организационный этап и проверка домашнего задания
Проверка знаний учащихся.
Работа у доски (2 ученика).
Задание 1. Зарисовать строение компактного вещества кости, подписать его структурные элементы (части). Чем отличаются по строению компактное и губчатое вещество кости? Чем объясняется высокая прочность костей?
Задание 2. Составить схему «Типы костей» (по форме и строению). Объяснить, чем различаются трубчатые, плоские и губчатые кости.
Фронтальная беседа с классом, обсуждение вопросов.
- Почему скелет и мышцы относятся к единому аппарату органов?
- В чем заключаются опорная, защитная и двигательная функции скелета и мышц?
- Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?
- Объясните, почему искривление костей чаще бывают у детей, а переломы – у пожилых людей?
2. Актуализация знаний
Поисковая беседа с использованием учебных таблиц по следующим вопросам:
- Что такое скелет? Какие отделы скелета можно выделить у млекопитающих и человека?
- Какие отделы позвоночника имеют млекопитающие (собака, кролик) и человек?
- Какие части скелета относятся к осевому, а какие - к добавочному скелету? Подумайте, почему их так называют?
- Какие функции выполняет скелет?
Слова учителя: скелет выполняет защитную функцию, является опорным каркасом, который фиксирует разные части организма в определенном положении. За подвижность и гибкость скелета отвечают суставы, хрящи и связки.
3. Изучение нового материала
Просмотр фотографий, модели «Строение черепа» с комментариями учителя.
Фронтальная работа с рисунками учебника и беседа по вопросам:
1. Изучение рисунка 27 на стр. 72. Беседа об отделах черепа.
Назовите кости, образующие отделы черепа. Какие из костей черепа относятся к непарным, а какие – к парным?
2. Какие функции выполняет череп?
Просмотр фотографий, таблиц с рисунками о позвоночнике, знакомство обучающихся с основными отделами позвоночника и позвонками, входящими в его состав.
Фронтальная беседа по вопросам.
- Изучите рисунок 28 на стр.72 и назовите пять отделов позвоночника.
- Назовите количество позвонков в каждом из отделов позвоночника.
- Какое значение имеют изгибы позвоночника?
- Какое значение имеют хрящевые диски между позвонками?
- Изучив рисунок 30 на стр.74 учебника, нужно объяснить какие особенности строения имеют два первых шейных позвонка.
- Рассмотрев рисунок 31 на стр.74, назовите кости, которые формируют грудную клетку человека.
- Сколько пар ребер прикрепляются к грудине?
- Сколько пар свободных ребер?
- Какие особенности строения имеет крестец и копчик?
4. Закрепление нового материала и рефлексия
А. Заполнение таблицы «Скелет человека» в тетради.
Отдел скелета | Кости, образующие отдел скелета |
Типы костей |
Тип соединения костей |
Шейный |
7 позвонков |
|
|
Грудной |
12 позвонков |
|
|
Поясничный |
5 позвонков |
|
|
крестцовый |
1 кость (5 сросшихся позвонков) |
|
|
копчиковый |
4-5 сросшихся маленьких позвонков |
|
|
Б. Тестовые задания.
- Мозговой отдел черепа образуют кости:
а) височные
б) скуловые
в) носовая
г) лобная
д) затылочная
е) теменные - Лицевой отдел черепа образуют кости:
а) носовая
б) верхнечелюстная
в) нижнечелюстная
г) височные
д) скуловые
е) лобная - Из скольки позвонков состоит позвоночник человека?
а) 43-44
б) 33-34
в) 20 - По сколько позвонков в поясничном, крестцовом, копчиковом отделах позвоночника:
а) 4
б )5
в) 6
г) 7 - Грудная клетка состоит из:
а) грудных позвонков
б) киля
в)12 пар ребер
г) грудины
д) поясничных позвонков - Размеры и масса позвонков увеличиваются от:
а) поясничного отдела к шейному
б) шейного отдела к поясничному
в) поясничного отдела к копчиковому.
В. Рефлексия.
Учитель предлагает сначала оценить положительные стороны урока, а затем те моменты, которые можно было бы изменить. Заслушиваются и анализируются предложения учащихся.
4. Домашнее задание
- Параграф 11 с рисунками изучить.
- Завершить заполнение таблицы «Скелет человека».