Пояснительная записка
Одним из обязательных элементов в преподавании иностранных языков в кадетских училищах является военная составляющая. Изучая тему «Искусство» в 10 классе, кадеты знакомятся с изобразительным искусством России 19 века на примере творчества известного художника-баталиста Верещагина и сравнивают его произведения с не менее известным художником того времени Федотовым, который будучи офицером Российской армии, изображал в своих произведениях быт российского народа. Изучение данного материала способствует не только развитию речевых навыков и умений воспитанников, но и позволяет преподавателю решать воспитательные задачи, одной из которых является воспитание чувства патриотизма.
Актуальность данной разработки заключается в том, что она представляет собой пример учебного занятия с применением военного компонента.
Практическая значимость методической разработки состоит в том, что она содержит задания, соответствующие ФГОС, т.е. направленные на развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, а также задания, нацеленные на воспитание чувства ответственности за выполненную работу, готовности к коллективному творчеству, оказания взаимопомощи.
Методическое обоснование темы:Урок немецкого языка в 10 классе по теме «Русские офицеры – известные художники» знакомит воспитанников с творчеством русских художников 19 века и является уроком «отработки умений и рефлексии».
Методической целью урока является создание условий для обучения воспитанников новым способам нахождения знания, формирования системы новых понятий, расширения знаний за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Достижение поставленной цели предполагается через использование коммуникативной технологии. Возможность самостоятельного действия, активного участия в образовательном процессе способствует развитию познавательной активности и мотивации к обучению. Наряду с ведущей коммуникативной технологией также используются элементы следующих технологий: критического мышления, ИКТ, продуктивного чтения, проблемного обучения, модульного обучения, обучения в сотрудничестве, проектной здоровьесберегающая.
Сценарий урока
Основополагающая цель урока: создание условий для формирования языковой компетенции воспитанников.
Задачи урока:
- когнитивные: обобщить знание ЛЕ по теме «Изобразительное искусство»; познакомить кадет с творчеством художников-реалистов П.А.Федотова и В.В.Верещагина; тренировать в чтении аутентичного текста с извлечением необходимой информации; систематизировать грамматический материал «Страдательный залог» и «Склонение прилагательных» и практиковать употребление данного материала в устной речи; совершенствовать навыки восприятия на слух видео фрагмента; учить применять полученную информацию в монологической речи;
- операциональные: совершенствовать навыки анализа полученной информации; развивать способность воспитанников применять знания в области искусства, полученные на уроках МХК; содействовать развитию умений высказывать свою точку зрения и аргументировать её;
- аксиологические: способствовать формированию эстетических потребностей и чувств воспитанников; воспитывать уважительное отношение и развивать интерес к творчеству русских художников; подчеркнуть значимость батальных сцен в изобразительном искусстве для отображения исторических событий.
Основные понятия: Der Künstler, die Malerei, die Richtung, das Realismus, das Alltagsleben, die Gesellschaftliche Verhältnisse, der Widerspruch, der Konflikt, der Kriegsmaler, der Porträtmaler, der Kriegsberichterstatter.
Межпредметные связи: МХК, история.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ресурсы: УМК, презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.
Планируемые результаты: умение полностью понимать речь учителя и одноклассников; умение определять понятие, опираясь на описание; умение выборочно понимать необходимую информацию; умение отвечать на вопросы по содержанию текста; умение работать с информацией: поиск и выделение необходимой информации, делать выводы; знание культуры своего народа; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России; умение делать связное сообщение с опорой на иллюстрации, ключевые слова и речевые конструкции; умение полно и точно излагать свои мысли; умение делать обобщение, умение делать выводы, опираясь на опорные слова и изображение, сопоставлять информацию; распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка.