Правописание частицы не с глаголами. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: пословицы, не с глаголом


Триединая цель урока:

а) Учебно-образовательный аспект.

  • Повторить и закрепить знания обучающихся о правописании частицы не с глаголом.
  • Дать обучающимся понятие о пословицах, их характерных признаках.

б) Воспитывающий аспект.

  • Воспитание ответственности, сознательной дисциплины, культуры поведения, коммуникативности.
  • Воспитание обучающегося на гуманистических ценностях, воплощенных в устном народном творчестве, воспитание уважения к своему прошлому, народным традициям, любви к родной земле.

в) Развивающий аспект.

  • Активация познавательной деятельности обучающихся, обогащение словарного запаса, развитие монологической речи (полные ответы на вопросы), слуховой и зрительной памяти.
  • Развитие умения работать самостоятельно при выполнении упражнений.
  • Развитие сенсорной сферы, глазомера и ориентировки в пространстве (физминутка).

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Таблицы: «морфологический разбор имени существительного», «правописание частицы не с глаголом».

Литература:

  1. «Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей». М., «Просвещение», 2004.
  2. М.Н.Скаткин «Дидактика средней школы». М., «Просвещение», 1982.
  3. Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы». М., «Просвещение», 1978.
  4. А.В.Текучев «Методика русского языка в средней школе». М., «Просвещение», 1980.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. https://www.google.ru

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. У каждого на парте учебник, дневник, синяя и зеленая ручки.

II. Актуализация пройденного материала.

- Какое сегодня число?
- А какой день недели?
- Завтра какой будет день недели?
- А вчера какой был день недели?

 

- 5 марта.
- Вторник.
- Среда.
- Понедельник.

Записываем число. Пятое марта.
Классная работа.
- О чем мы разговаривали на прошлом уроке? - О правописании частицы не с глаголом.
- Как пишется частица не с глаголом? - Частица не с глаголом пишется отдельно.
III. Объявление темы. Правописание частицы не с глаголом (пишут в тетрадях).

IV. Работа с пословицей.

1. Разбор по членам предложения.

Обучающийся выходит к доске и разбирает предложение по членам, подчеркивая глаголы и выделяя частицу не. (под диктовку).
- Что означает эта пословица?

 

 

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

- Правду нельзя скрыть, она всегда обнаружится.

2. Морфологический разбор.

Обучающиеся разбирают слова: «не тонет» и «не горит».

не тонет
I глагол
II тонуть, несов. в., 1 спр, ед. ч., н.в., 3 л.
III сказуемое.

 

 

Пишут на доске.

- Как пишется частица не с глаголом? - Частица не с глаголом пишется отдельно.
не горит
I глагол
II гореть, несов. в., 2 спр., ед. ч., н.в., 3 л.
III сказуемое.
 
- Как пишется частица не с глаголом? - Частица не с глаголом пишется отдельно.

V. Беседа с обучающимися.

Сегодня мы поговорим с вами не только о правописании частицы не с глаголом, но и о русских пословицах. Одну из них мы уже с вами разобрали. Так что же такое русская пословица?
Русская пословица – это народная мудрость, пришедшая к нам из жизненного опыта. А теперь давайте с ними поработаем.

 

VI. Работа у доски.

К доске вызываются два обучающихся
Задание: переписать, вставить по смыслу пропущенные вторые части пословиц, подчеркнуть все глаголы, выделить частицу не.

 

Выполняют задание.

Первый обучающийся:

1. Слово не воробей, не вырубишь и топором.

2. Что написано пером, вылетит - не поймаешь.

- Что значат эти пословицы?

1. Произнеся дурное слово, невозможно его вернуть.

2. Написанное, ставшее известным, не поддаётся изменению.

Вопрос первому обучающемуся:
- Как пишется частица не с глаголом?
- Частица не с глаголом пишется отдельно.

Второй обучающийся:

1. Кто не работает, и рыбку из пруда.

2. Без труда не вытащишь тот не ест.

- Что значат эти пословицы?

1. Лентяи и тунеядцы не должны кормиться за счёт тех, кто работает.

2. Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.

Вопрос второму обучающемуся:

- Как пишется частица не с глаголом?

- Частица не с глаголом пишется отдельно.

VII Физминутка.

Показываются учителем несколько упражнений для восстановления зрения.

Выполняют упражнения (глаза направо-налево-вверх, вниз, зажмуриться-открыть (3 раза), поморгать)

VIII. Работа в тетрадях.

Задание: подчеркнуть все глаголы, выделить частицу не.

1. Попусту негодовать – здоровья (не)видать.
2.(Не)смажешь колеса – быстро (не)поедешь.
3.(Не)посеешь – урожай (не)соберешь.
4.Лентяю все (не)можется да (не)здоровится.
5.Шила в мешке (не)утаишь.
6.Немилостивому мил (не)будешь.
7.Любят того, кто (не)обидит никого.
8.Одна пчела много мёду (не)принесёт.

Если останется время:

1. С мастерством люди (не)родятся, а добытым мастерством гордятся.
2. (Не)одежда красит человека, а добрые дела.
3. Кто в Москве (не)бывал, красоты (не)видал.
4. Без букв и грамматики (не)учатся и математике.
5. Кто грамоте горазд, тому (не)пропасть.
6. Вырасти вырос, а ума (не)вынес.
7. (Не)ошибается лишь тот, кто ничего (не)делает.
8. За двумя зайцами погонишься – и одного (не)поймаешь.

Пишут в тетрадях, выполняют задание.

IX. Самопроверка.

Обучающиеся проверяют друг у друга тетради.

X. Выборочная проверка.

 

XI. Итог урока.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Как пишется частица не с глаголом?

 

- О правописании частицы не с глаголом.

- Частица не с глаголом пишется отдельно.

XII. Выставление оценок. Сегодня хорошо работали все! Оценки за сегодняшний урок …

XIII. Домашнее задание.

Прочитай пословицы. Некоторые из них потеряли свой смысл. Отыщи такие пословицы и исправь недочеты.

Стр.149, упр.198.