Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познание (ФЭМП, конструирование):
- формировать умения детей определять величину предметов путем создания условий для изучения сравнения (большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий);
- развивать умения, различать и называть детали строительного конструктора (кирпичик, призма, кубик);
- умение выполнять игровые задачи, инициирующие конструирование объекта, строить простейшие постройки по образцу;
- закреплять умения детей различать пространственные направления (спереди, сзади, друг за другом).
Коммуникация (развитие речи):
- развивать умения детей отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании наглядного материала;
- активизировать слова-антонимы (большой - маленький, высокий - низкий и т.д.);
- побуждать детей образовывать уменьшительно-ласкательные наименования;
- уметь называть животных и правильно называть их детенышей;
- совершенствовать артикуляцию, произношение шипящего звука «Ш»;
- побуждать правильно пользоваться интонацией;
- обеспечивать связь конструирования с игрой, развитием речи и математических представлений;
- активизировать двигательную деятельность в интегрированных занятиях;
Предварительная работа:
- Изучение названий строительного конструктора, цвет, форму, величину деталей
- самостоятельно-игровая деятельность и конструирование по образцу;
- организация дидактических игр «Назови фигуры», «Поставь спереди», «Встань сзади» и т.д.;
- разучивание артикуляционных и пальчиковых упражнений «Тише мыши», «Замок», словесно-двигательные игры «Мы идем».
Материал и оборудование.
- Наглядный: иллюстрации и предметы, изображающие понятия «большой-маленький», картонное изображение Мамы-Мышки и Мышонка (на мольбертной доске).
- Раздаточный: строительный конструктор (деревянный), изображения Мамы-Мышки и Мышонка для каждого ребенка.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем о том, что то, что мы видим бывает большим и маленьким. Давайте подумаем, что бывает большим и что бывает маленьким.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно вы говорите. А если мы выйдем на улицу, то увидим, что дерево - большое, а кустик - маленький (показ иллюстраций), медведь - большой, а медвежонок- маленький, слон-большой, слонёнок маленький, книга - большая, книжечка - маленькая, мяч - большой, мячик-маленький, кукла - большая, куколка - маленькая. Ребята, куда бы мы не посмотрели, везде можно увидеть что-то большое и что-то очень маленькое.
Ой, ребята, я слышу чей-то голос. Да это же Мама-Мышка и Мышонок. Мама-Мышка какая? Большая или маленькая? Правильно, большая, а Мышонок-маленький. Вы знаете, ребята, мышки расстроены тем, что им негде жить. У них нет дома. Ребята, давайте поможем мышкам. Построим им дом. Как вы думаете, Маме-Мышке нужен большой дом или маленький? А мышонку?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, Маме-Мышке построим большой дом, а Мышонку-маленький домик. А построим домики из деревянного конструктора. Для этого я беру кирпичик и ставлю перед собой, беру второй кирпичик и ставлю его рядом с первым. Затем на них ставлю призму. Это будет крыша. Получился домик? Получился! Мама-Мышка, заселяйся в дом! (Воспитатель ставит Маму-Мышку перед домом). Ну, а теперь построим домик для мышонка. Ребята, как вы думаете каким должен быть домик для мышонка?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, как я буду строить домик. Беру маленький кубик и ставлю его перед собой, затем беру маленькую призму и ставлю его на кубик. Получилась маленькая крыша. Домик для мышонка готов! Мышонок, заселяйся в домик! Ребята, а теперь вы попробуйте построить домики.
(Дети строят, при необходимости воспитатель помогает справиться с заданием).
Молодцы, ребята, у вас у всех получились большой дом и маленький домик. Заселяйте их мышками. Они спрятались под круглыми подносами.
(Дети приподнимают подносы для конструктора и находят там картонных мышей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились Маму-Мышку вы поместили в большой дом, а мышонка в маленький домик. Давайте похлопаем себе, какие вы молодцы!
Ой, ребята, я слышу, кто-то крадется к мышкам. Это, наверное, кот. Давайте приготовим пальчик и скажем мышкам: «Ш-ш-ш» и прочитаем стишок:
Тише, мыши,
Кот на крыше,
А котята еще выше
На трубе сидят.
Для надежности закроем двери домиков на замок:
На двери висит замок,
Кто его открыть бы cмoг?
Покрутили, повертели,
Потянули и открыли!
Но за мышками охотятся кошки. Поэтому снова закроем дверь на замок! Пусть мышки спокойно отдыхают. Ну, а мы отправимся в путешествие! Тихонечко встаем, задвигаем стулья и идем на коврик.
Воспитатель и дети на ковре.
Воспитатель: Ребята, а что такое путешествие? Это интересная прогулка по высоким горам, по низкой траве. Это широкие реки и узкие ручейки, это темные леса и светлые полянки. Вы готовы отправиться на такую прогулку?
Ответы детей: Да! Готовы!
Воспитатель: Ну, тогда трогаемся в путь!
(Дети идут и повторяют за воспитателем):
Мы идем, мы идем,
Никогда не устаем.
Все преграды на пути
Можем весело пройти!
Ребята, перед нами лес. В лесу много деревьев. Подул ветерок и ветки на деревьях закачались. (Воспитатель и дети высоко поднимают руки и раскачивают их. Дальше дети имитируют "высокую гору", "узкий ручеёк", "широкую реку").
Ну, вот, ребята, мы вернулись в группу. Пора посмотреть на месте ли наши мышки? Давайте подойдем к столам и убедимся в этом. (Дети садятся на свои места).
Ребята, мы сегодня с вами здорово поиграли. Мы узнали, что предметы бывают большие и маленькие. К нам в гости приходили мышки, для них мы строили домики. И пока мышки отдыхали, мы путешествовали.