На формирующем этапе опытно-практической работы в исследуемом первом классе мы включили в уроки физической культуры упражнения с мячом и подвижные игры. В основу построения комплексов упражнений были положены дидактические принципы: постепенности, систематичности, последовательности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, принцип развивающего и воспитывающего обучения, связи с жизнью и решение задач развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
Практическая часть нашего исследования включала:
- знакомство с научной и педагогической литературой по развитию координационных способностей посредством подвижных игр и упражнений с мячом
- использование комплексов упражнений с мячами и подвижных игр для развития координационных способностей на уроках физической культуры
- обобщение результатов опытно-практической работы
Уроки проводились с младшими школьниками по «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич). При планировании учебного материала мы заменили тему «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания темы «Спортивные и подвижные игры» (в объеме 33 часов)
На формирующем этапе мы организовали работу по развитию координационных способностей у младшего школьника посредством спортивных игр. На каждом уроке проводился комплекс упражнений с мячами в начале основной части урока. Каждую неделю комплексы упражнений чередовались. Подобранные упражнения, по нашему мнению, являются наиболее эффективными для развития координационных способностей. Упражнения с мячами мы сочетали с подвижными играми.
Упражнения с мячом:
- Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и
- др.), катание «змейкой» между предметами.
- Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз
- подряд).
- Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз
- подряд).
- Бросание мяча друг другу с хлопком.
- Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.
- Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.
- Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.
- Бросание мяча друг другу и ловля в движении.
- Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд)
- Бросание мяча вверх и ловля одной рукой (не менее 10 раз подряд)
- Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении.
- Бросание мяча друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа.
- Катание друг другу набивного мяча.
- Бросание набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.
- Отбивание мяча об землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд.
- Отбивание мяча об землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстоянии 6-8м.
Подвижные игры на развитие координационных способностей:
«Охранники». Цель игры: развить координацию движений, реакцию, умение быстро принимать решение.
«Удочка». Цель игры: развить координацию движений, реакцию.
«Скворечники». Цель игры: развить координацию движений, реакцию.
«Вышибалы». Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
«Пингвины с мячом» Цель: учить детей прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между колен, стараясь не потерять мяч, приземляться на обе ноги. Развивать ловкость, быстроту движений, координацию.
«Ловишка с мячом» Цель: учить детей бегать врассыпную в зале, образовывать круг, бросать мячом в движущуюся мишень – ребёнка. Развивать умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать выдержку.
«Стоп» Цель: учить детей бросать мяч о стену так, чтобы он, коснувшись стены, отскочил от неё. Ловить мяч на лету двумя руками, бросать мяч, стараясь запятнать игроков. Развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции.
«Кого назвали, тот ловит мяч» Цель: учить детей ловить мяч, подброшенный вверх двумя руками, не прижимая к груди, бросать вверх, называя имя ребёнка. Развивать умение действовать быстро. Укреплять моторику рук.
«Перебрось через планку» Цель: учить детей подбивать мяч, ногой снизу, стараясь перебросить мяч через планку высотой 20-30см., потом 50-60см. развивать ловкость глазомер. Воспитывать интерес к спортивным играм.
Анализ результатов опытно-практической работы по развитию координационных способностей младшего школьника на уроке физической культуры
Наше исследование проходило на базе МОАУ Гимназии №2 г. Оренбурга. В исследовании приняли участие 20 учеников 1 Б класса.
Тестирование проводилось в два этапа:
- ноябрь 2018 г. - исходные данные;
- апрель 2019 г. - итоговый контроль.
Наше исследование можно разделить на три этапа. Первый этап – анализ научной, специальной методической литературы по проблеме исследования. Определение цели исследования, формулировка задач исследования Проведение констатирующего этапа опытно-практической работы. Второй этап – сбор информации о результатах выполнения тестовых заданий младшего школьника, их оценка и анализ. Проведение формирующего этапа опытно-практической работы. Третий этап – проведение контрольного этапа опытно-практической работы, обработка полученных данных. Для оценки подобранных нами комплексов упражнений с мячом и подвижных игр, способствующих развитию координационных способностей младшего школьника, нами был проведен сравнительный анализ результатов, показанных в начале и в конце опытно-практической работы.
На первом этапе мы провели констатирующее исследование уровня развития координационных способностей младших школьников.
Мы выбрали следующую диагностику уровня развития координационных способностей младшего школьника (см. таблицу 2):
Таблица 2
Диагностические тесты координационных способностей
способность | тест |
Способность к реагированию |
Опускание палки - реакция |
Способность к равновесию |
Балансирование на гимнастической скамейке. |
Ориентационная способность |
3 кувырка вперед. Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата. |
Способность к дифференцированию |
Упражнение - реакция - мяч (П.Хиртц) |
Каждый тест оценивался по пятибалльной системе. Оценки выполнения заносились в таблицу. (Приложение 1). Подсчитывался общий и средний балл выполнения тестов. Путем дифференцирования результатов нами были выявлены уровни развития координационных способностей.
Высокий уровень: 4,5-5 баллов (средний балл).
Средний уровень: 2,9-4,4 баллов (средний балл).
Низкий уровень: ниже 2,9 баллов (средний балл).
После выполнения тестов нами были проанализированы результаты констатирующего этапа работы. Результаты мы занесли в таблицу 3.
Таблица 3
Результаты констатирующего тестирования
уровня развития координационных способностей младшего школьника
уровень | низкий |
средний |
высокий |
|||
группа |
человек |
% |
человек |
% |
человек |
% |
опытная |
7 |
35 |
7 |
35 |
6 |
30 |
Результаты тестирования показали, что 30% учащихся опытной группы (6 человек) безошибочно (с мелкими недочетами) выполняют тесты на выявление уровня координационных способностей. У этих младших школьников зафиксирован высокий уровень развития координационных способностей. Они способны быстро реагировать, их действия при выполнении тестов согласованы, они не допускают технических ошибок при выполнении упражнений.
У 35% учащихся исследуемой группы (7 человек) имеются 1-2 ошибки при выполнении тестов на выявление уровня координационных способностей. У этих младших школьников зафиксирован средний уровень развития координационных способностей. Они способны достаточно быстро реагировать, но их действия при выполнении тестов не всегда согласованы, они допускают мелкие технические ошибки при выполнении упражнений.
У 35% учащихся исследуемой группы (7 человек) допущено 3 и более ошибок при выполнении тестов на выявление уровня координационных способностей. У этих младших школьников зафиксирован низкий уровень развития координационных способностей. Они медленно реагируют, их действия при выполнении тестов часто не согласованы, они допускают технические ошибки при выполнении упражнений. В целом необходимо отметить, что большинство обучающихся в 1Б классе, имеют низкий и средний уровень развития координационных способностей.
Основной причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие целенаправленной, планомерной, систематической работы по развитию координации. Поэтому нами была составлена определенная система работы по развитию координационных способностей в исследуемой группе посредством целенаправленного включения в уроки физической культуры комплексов упражнений с мячом и подвижных игр.
На контрольном этапе работы мы провели повторное тестирование уровня развития координационных способностей младшего школьника в исследуемой группе.
После выполнения тестов нами были проанализированы результаты контрольного этапа работы. Сводные результаты мы занесли в таблицу 4.
Таблица 4
Результаты контрольного тестирования
уровня развития координационных способностей младшего школьника
уровень | низкий |
средний |
высокий |
|||
группа |
человек |
% |
человек |
% |
человек |
% |
опытная |
1 |
5 |
9 |
45 |
10 |
50 |
Результаты тестирования показали, что 50% учащихся опытной группы (10 человек) безошибочно (с мелкими недочетами) выполняют тесты на выявление уровня координационных способностей. У этих младших школьников зафиксирован высокий уровень развития координационных способностей. Они способны быстро реагировать, их действия при выполнении тестов согласованы, они не допускают технических ошибок при выполнении упражнений.
У 45% учащихся исследуемой группы (9 человек) допущено 1-2 ошибки при выполнении тестов на выявление уровня координационных способностей. У этих младших школьников зафиксирован средний уровень развития координационных способностей. Они способны достаточно быстро реагировать, но их действия при выполнении тестов не всегда согласованы, они допускают мелкие технические ошибки при выполнении упражнений.
5 % учащихся исследуемой группы (1 человек) допустили 3 и более ошибки при выполнении тестов на выявление уровня координационных способностей. У этих младших школьников зафиксирован низкий уровень развития координационных способностей. Они медленно реагируют, их действия при выполнении тестов часто не согласованы, они допускают технические ошибки при выполнении упражнений.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-практической работы отражены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Из диаграммы видно, что в результате проведения исследования в опытной группе количество учащихся с высоким уровнем развития координационных способностей увеличилось на 20%. Количество учащихся со средним уровнем развития координационных способностей увеличилось на 10%. Количество учащихся с низким уровнем развития координационных способностей уменьшилось на 30%.
Таким образом, исходя из полученных данных, мы наблюдаем положительную динамику уровня развития координационных способностей младшего школьника в исследуемой группе,что доказывает эффективность проделанной нами опытно-практической работы.