Программа курса "Психология для старшеклассников"

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 10, 11

Ключевые слова: уроки психологии


Пояснительная записка

Программа курса «Психология для старшеклассников» рассчитана на два года обучения. Данная программа предполагает ведение занятий по психологии в 10-11 классах средних общеобразовательных учреждений, включает в себя два блока «Основы психологии в школе» (10 класс) и «Психология общения» (11 класс).

Программа состоит из 56 тем и рассчитана на 70 часов.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях является актуальной и важной задачей образования. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, способность к рефлексии и самосовершенствованию, умение строить отношения с окружающими – все это необходимо для развития успешной личности. Введение психологии, как учебного предмета обусловлено тем, что в современной школе отсутствует такой курс, где учащийся смог бы получить знания о самом себе, других людях, о том, каковы мотивы поступков человека и каковы его потенциальные способности.

Цель курса: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.

Задачи курса:

  • Формирование психологических знаний;
  • Выработка собственной личностной позиции;
  • Развитие способностей к критической переработке информации;
  • Осознание особенностей человеческой психики и социального поведения;
  • Выработка собственной личностной позиции;
  • Развитие умений конструктивно решать конфликты;
  • Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни;
  • Развитие способностей конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
  • Воспитание уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

Для реализации задач применяются следующие методы:

  • Словесный метод (лекционная форма);
  • Методы исследования личности (психодиагностические процедуры);
  • Экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, рисунках, письменных работах;
  • Методы социально-психологического тренинга;
  • Дискуссионный метод обсуждения психологических проблем;
  • Метод анализа конкретных ситуаций;
  • Имитационные игры;
  • Игровое моделирование.

Методическая особенность курса – проблемность обучения (за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем личного и общего характера).

Форма ведения занятий разнообразная. В зависимости от целей и задач могут применяться такие методы, как свободная или директивная дискуссия, эвристическая беседа, ролевое обучение и т.д.

Программа блока «Основы психологии в школе» (10 класс) охватывает все основные разделы общей психологии, а также социальной и возрастной.

Программа 10-го класса имеет пять разделов, есть специальные темы, на которых лекционно излагается материал (например, по психоанализу З. Фрейда, теории личности Адлера и Маслоу).

Практическую направленность имеют уроки, позволяющие учащимся овладеть приемами саморегуляции, развивать способность к позитивному мышлению.

При раскрытии каждой темы традиционно выделяется 5 блоков: объяснение темы и цели урока; повторение пройденного материала; изучение нового материала; практическая работа и закрепление нового материала; подведение итога.

Программа рассчитана на преподавание в классе с обычной наполняемостью, один урок в неделю, 35 (34) часа в год.

Программа «Психология общения» продолжает курс «Основы психологии», изучение материала проводится на базе знаний, полученных учащимися в 10-м классе.

В программе курса больше времени отводится на активные формы работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитии социальной компетентности. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнеров по общению, а также навыки конструктивного ведения диалога.

Программа предполагает 7 разделов, такие как «Структура, функции и средства общения», «Конструктивное преодоление конфликтов», «Психология семейных отношений», «Деловое общение», «Профориентация».

Насыщенный объем учебного материала направлен на компенсацию отсутствия учебников и хрестоматий. Дополнительный материал можно предложить заинтересованным учащимся для подготовки рефератов, презентаций, творческих проектов.

Контроль знаний проводится по системе зачетов или контрольных тестов, на основе подбора вопросов после изучения каждого раздела.

Тематическое планирование

Литература

  1. Баскаков А.М. Культура познания и понимания человека человеком. Челябинск -2003.
  2. Гамезо М.В. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  3. Григорьева Т.Д. Основы конструктивного общения. – Новосибирск; М. 2007.
  4. Зуева Ф.А. «Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка. – Челябинск: Взгляд, 2008.
  5. Касаткин С. Техника обратной связи. Питер. 2002.
  6. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии/ – Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та,2007.
  7. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь - справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2007.
  8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
  9. Платонов К.К. «Занимательная психология» СПб.: Издательство «Питер», 1998.
  10. Платонов К.К. Краткий психологический словарь, М.: АСТ, 2005.
  11. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003 г.
  12.  Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. «Психология 8-11 класс. Учебник». – СПб.: Издательство «Питер», 2007.
  13. Столяренко Л.Д. «Психология: 100 экзаменационных ответов. – М.: ИКЦ «Март», 2010.
  14. Филатова Е. «Соционика для Вас». – СПб.: Издательство «Питер», 2008.
  15. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Психология. – М.: «Издательство АСТ», 2000.