Введение
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!
Если хорошенько подумать – это книг.
Анатоль Франс
В школьных программах формулируется требование обучать учеников умению пользоваться словарями. Содержание этого умения в программах не раскрывается; не говорится о том, в каких случаях использование словарей обязательно; не выработаны
критерии сформированности названного умения.
Программное требование прочитывается в большинстве случаев неверно, а именно: формулировка ,,умение пользоваться орфографическим словарём’’ понимается как ,,пользование орфографическим словарём’’, что совершенно не одно и тоже. Пользование словарями без обучения специальному умению не даёт желаемых результатов.
Создаются учебники, и совершенствуется методика с учётом возможности использования этой справочной литературы, в методике происходит движение в сторону обучения школьников умениям и навыкам самостоятельной работы и подготовки их к самообразованию.
Назовём те случаи, в которых обращение к словарям является не только желательным, но и обязательным: написание слов с непроверяемыми гласными и согласными, которые фиксируются орфографическими словарями в основной их части – в словнике.
В зоне вариантности находится большое количество словоформ, выучить которые невозможно.
Уяснение значений незнакомых слов и уточнение значений слов пассивного словаря требуют обращения к словарям толковым, а слов, заимствованных из других языков, - к словарям иностранных слов.
При затруднениях в подборе синонимических слов и выражений нужно обращаться к словарям синонимов и к толковым словарям.
В трудных случаях словообразовательного разбора – к словообразовательному словарю, морфемного разбора – к словарю строения слов.
При затруднениях в подборе синонимических слов и выражений нужно обращаться к словарям синонимов и к толковым словарям.
Главный смысл обращения к словарям состоит не в получении справки для корректорской правки, но в возможности постижения родного языка в его полноте и глубине, что открывает неограниченные возможности проникновения в культуру народа, отражённую в тончайших оттенках в языке.
Основные усилия должны быть направлены не на то, чтобы запоминать язык, а на то, чтобы воспитать в себе потребность и готовность постоянно его изучать, уточнять свои познания, делать открытия.
Умение работать со справочной лингвистической литературой имеет свою структуру. В соответствии с этой структурой и строится методика работы со словарями.
В структуру этого умения должны быть включены:
На уровне знаний:
1) знание типологии языковых словарей и
2) представление о современном русском литературном языке, его нормах, о нарушении норм литературного языка;
На уровне навыков:
1) обнаружение и квалификация языкового явления, требующего обращения к языковым словарям;
2) использование справочной литературы в соответствии с её назначением;
3) изменение способа чтения при работе со словарём (просмотровое чтение, сканирование, изучающее, ознакомительное);
4) быстрое ориентирование в структуре словарных статей различных типов языковых словарей и точное извлечение искомой информации.
Думается, многие учителя согласятся с тем, что ученики не пользуются справочной литературой зачастую потому, что не знают, как это делать.
Вашему вниманию предлагается разработка урока для пятиклассников.
Цели урока:
- Познакомить учащихся со справочной литературой, имеющейся в школьной библиотеке.
- Показать приёмы работы с толковым и орфографическим словарями, Детской энциклопедией.
- Расширить кругозор школьников.
- Повысить интерес к знаниям
Эпиграф к уроку:
Усердней с каждым днём смотрю
в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах—события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век заживать чужой...»
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Речь на нём пойдёт о наших верных друзьях и помощниках.
- Дети, а кого бы вы назвали помощниками? Как вы понимаете значение этого слова?
(Ученики называют людей, животных и т.д.)
- А какую роль играют в нашей жизни книги? Какие мудрые высказывания и них вы знаете?
Верно, книга – надёжный друг и помощник. Вы уже знакомы со многими из них, но больше всего с художественной литературой.
Настало время войти в мир книги научной, познакомиться со справочно-информационным фондом школьной библиотеки. В нём находятся книги, без которых вам в жизни не обойтись. Это энциклопедии, справочники, словари.
2. Знакомство с этимологией и значением слова
Энциклопедия (греч. «Круг + просвещение»)
3. Краткая информация о БСЭ (Большой Советской Энциклопедии) и МСЭ (Малой Советской Энциклопедии)
4. Знакомство с Детской энциклопедией
- В подготовке этого издания участвовали известные учёные, педагоги, писатели и художники. Кого из создателей Детской энциклопедии вы можете назвать?
(Ответы учеников)
- А как устроена эта книга? (В ней 12 томов, каждый их которых имеет своё название и состоит из нескольких разделов)
5. Групповая работа
Далее учащиеся разбиваются на 4 группы, каждая из которых получает 1 том энциклопедии и задание: подготовить сообщение на определённую тему.
Вопросы к каждой группе перед началом работы:
1.К какому тому Детской энциклопедии вы обратитесь?
2.Как будете с ним работать?
3.Запишите наиболее интересные факты и цифры.
6. Знакомство с языковыми словарями
- В.И.Даля (рассказ ученика);
- С.И.Ожегова (используя материалы книги Л.И.Скворцова «С.И.Ожегов» из цикла «Люди науки»)
Учащимся сообщаются некоторые сведения о словарях:
- Словарь русского языка С.И.Ожегова содержит около 53 тысяч слов.
- Первый словарь русского языка советской эпохи – «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова. В 4 томах.
- Четвёртый «Словарь языка Пушкина» включает 21 тысячу слов.
6. Практические задания для учащихся
* Объясните значение слов актив, аннотация, проблема, салют.
* Перепишите слова и вставьте пропущенные гласные буквы: д...ректор, т...мпература, в...негрет, г...рдероб, р...петиция и др.
Итог: в каком случае мы обращаемся к толковому, а в каком случае к орфографическому словарю? Для чего предназначен орфографический словарь?
7. Выставка словарей-справочников
Экскурсия с учащимися по выставке:
- Словарь-справочник «Слитно или раздельно»
- Словарь-справочник «Новые слова и значения»
- Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка и др.
8. Заключительное слово учителя
- Хочется вам пожелать, чтобы вы обращались к школьным словарям постоянно, так как их помощь при изучении русского языка и литературы, истории и географии, физики и алгебры и многих других предметов просто неоценима.
Список использованной литературы
1. Арсирий А.Т.Материалы по занимательной грамматике русского языка. «Просвещение», 1967.
2. Булгакова И.В.Нестандартные уроки русского языка.
5. 7 Кл. «Феникс», 2002.
3. Богданова Г.А.Уроки русского языка в 5 классе. Москва, 1998.
4. Детская энциклопедия в 12 томах.
5. Ушаков Д.Н.Орфографический словарь. Москва, 1990.
6. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. Москва, 1998.
7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. Москва, 2006.
8. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка.Москва, 1997.
Приложение к уроку
«Моя отрада – мысленный полет по книгам со страницы на страницу». Гете
«Кто записывает, тот читает дважды».
Древнеримская пословица
«Слова улетают, написанное остается».
Латинское изречение
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»
К.Г.Паустовский
«Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный».
И.Гришашвили