Конспект урока математики по теме "Решение задач на кратное сравнение". 3-й класс

Разделы: Математика

Класс: 3

Ключевые слова: УМК «Школа России»


Класс: 3.

Программа: "Школа России".

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место урока: 30 урок, 20 урок в теме “Табличное умножение и деление”.

Цели:

  • деятельностная - формировать у учащихся умений реализовать новые способы действий;
  • содержательная - формировать математическую речь и культуру, за счёт знакомства с новым понятием "задача на кратное сравнение"
  • познавательная: учить решать простые задачи на кратное сравнение.

Продукт урока: Создание сборника задач.

Задачи:

  • Совершенствовать вычислительные навыки;
  • Развивать логическое мышление, математическую речь;
  • Воспитывать математическую культуру, интерес к предмету.

Планируемый результат: уметь решать простые задачи на кратное сравнение.

Личностные умения:

  • Позитивное отношение к решению проблемы.
  • Понимание собственных достижений.

Метапредметные умения:

  • Познавательные умения: использовать приобретённые знания для выполнения заданий, отличать задачи изученного вида.
  • Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
  • Коммуникативные умения: оказывать сотрудничество, необходимую взаимопомощь, уметь работать в группах.

Предметные умения:

  • Различать задачи разных видов.
  • Решать простые задачи на кратное сравнение.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, планшеты для устного счёта, карточки для игры «идём в гости», карточки с задачами, сборник стихов А.Л.Барто для физ.минутки, заготовки для книги – сборника задач, смайлики.

Продолжительность урока: урок 45 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

- А вы готовы начать урок?

(четверостишие читает ученик)

Всё в порядке на столе!
Есть порядок в голове!
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпение и старание.

2. Вхождение в тему. Определение целей урока

- Скажите, а хотел бы кто-нибудь из вас стать ученым, писателем… и выпускать свои сборники трудов?

- А что такое сборник? (Книга, в которую собраны какие-либо материалы, произведения, задачи)

- А мы могли бы выпустить сборник задач для класса?

- А что надо уметь для этого? (знать табл. умножения, уметь решать разные задачи, сочинять задачи…)

- Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке? (Решать задачи)

3. Актуализация знаний

Богатство нужно так нажить,
Чтоб никого не потревожить.
Умножить, значит умно жить,
А умно жить – умножить.

- Сейчас мы поиграем в игру «Иду в гости», которая поможет нам вспомнить и закрепить знание таблицы умножения от 2 до 5 и соответствующих случаев деления.

Есть гости и хозяева. У хозяев карточки с примерами. Если гость правильно решает пример, то забирает карточку себе. Далее вы меняетесь ролями. У кого больше карточек, тот и выиграл. У нас 3 мин. Начали!

Подведём итог. У кого 5 карточек? 6? 7? …

(На доске фиксируем результат игры) Победитель игры - ...

- Мы сказали, что цель урока научиться решать задачи. А зачем тогда  мы повторяли решение примеров на умножение и деление?

- А теперь приступаем к реализации заданной цели урока – решению задач. Приготовьте планшеты.

Задачи решать нелёгкое дело,
Но за него возьмёмся мы смело,
А чтобы ошибок не допускать,
Будем думать, смекать, вычислять.

  1. Сыну 8 лет. Отец в 5 раз старше. Сколько лет отцу?
  2. С одной яблони собрали 18кг фруктов, а с другой на 5кг больше. Сколько кг яблок собрали с двух яблонь?
  3. В деревне 28 деревянных домов, а каменных в 7 раз меньше. Сколько всего домов в деревне?

- Молодцы!!!!

4. Изучение нового (постановка проблемной ситуации)

- Составьте задачу по краткой записи, задавая разные вопросы:

Цыплят – 8 птиц

Утят - 4 птицы

- Первый вопрос такой, чтобы задача решалась сложением.

(На лужайке было 8 цыплят и 4 утёнка. Сколько всего птиц на лужайке?)

- Как покажем вопрос в краткой записи?

Запишем решение ………, ответ…… комментирует

- Второй вопрос такой, чтобы задача решалась вычитанием.

- На сколько больше цыплят, чем утят?

- Как покажем в краткой записи?

Запишем решение …………, ответ ……. комментирует

- На сколько меньше утят, чем цыплят?

- Как покажем это в краткой записи?

Комментирует …………………….

- Почему при ответе на два последних вопроса вы выбрали действие вычитание?

- Как называются такие задачи? (на разностное сравнение)

- Но вот какая проблема: ребята из другого класса решили её делением.

- Какая задача перед нами стоит? Что надо выяснить?

а) Какой вопрос задали?

б) Почему надо решать делением?

в) Как доказать, что надо решать делением?

г) Каким правилом надо воспользоваться?

- Я помогу вам.

Вспомните, что такое деление, и тогда вам удастся задать правильный вопрос. В толковом словаре даётся такое объяснение: Деление – это математическое действие, посредством которого определяется, сколько раз одно количество содержится в другом.

- Какой вопрос поставим? (Во сколько раз утят меньше, чем цыплят?)

- Как это показать?

- Сколько раз 4 содержится в 8? (2 раза )

- Каким действием решим задачу? (делением)

- Почему?

- Запишем решение: 8 : 4 = 2 (?) раза

- Ещё раз произнесите вопрос

- Сформулируйте ответ.

- А если нас спросят, во сколько раз цыплят больше, чем утят, каким действием решим задачу?

- Почему?  (Надо тоже узнать, сколько раз 4 содержится в 8)

- Какое больше число 8 или 4?

- Какое меньше?

- Какое число делим? (большее на меньшее)

- Сделайте вывод: почему, когда вопрос «Во сколько раз?» надо делить?

(т.к. надо узнать, сколько раз меньшее число содержится в большем)

- Такие задачи называются ... (“задачи на кратное сравнение”)

- Это и есть тема нашего урока. - Кто уже может сказать правило решения таких задач? (Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого нужно большее разделить на меньшее)

- Давайте сравним наш вывод с научным источником – учебником. Совпадают ли они?

- Молодцы!

5. Первичное закрепление нового

Внимание на экран (или на доску)

- Перед вами 2 задачи и 2 решения. Определите, какой задаче соответствует какое решение и обоснуйте свой выбор.

В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. На сколько конфет во второй вазе больше, чем в первой?

В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. Во сколько раз во второй вазе больше, чем в первой?

15 : 5 = 3 (раза)

15 – 5 = 10 (конфет)

  • Почему вычитанием?
  • Почему делением? (когда вопрос во сколько раз б. или м., надо узнать сколько раз меньшее число содержится в большем)

6. Эмоциональная разрядка. Физминутка

- С помощью активного метода обучения «Сам себе режиссёр» снимем напряжение и отдохнём.

Учитель читает стихи А.Л.Барто, а дети показывают движения.

7. Самостоятельное решение

Двое учеников решают задачу у доски на закрытых досках.

- Отдохнули. Еще раз повторим, что нужно сделать, чтобы узнать, во сколько раз одно число больше другого? (правило)

- У вас на столах лежит конверт с задачей. Попробуйте решить её самостоятельно. Если возникнут трудности, можно обратиться за помощью к товарищу.

Далее идёт проверка решённых задач на доске и у детей.

- Поднимите руку, кто легко справился с задачей. Кому еще трудно?

8. Создание продукта (работа в парах)

- А теперь, я думаю, все готовы к тому, чтобы мы смогли придумать и записать задачи на кратное сравнение, чтобы создать сборник класса.

Дети составляют и записывают на специальных листках свою задачу.

9. Обсуждение

- Проверяем. Ученик читает, а класс решает, берем задачу в сборник или нет и почему?
Листы с записанными задачами от команд тут же собираются в тетрадь и скрепляются заранее приготовленной обложкой. Получается сборник задач на кратное сравнение.

10. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- А пригодятся ли нам эти умения в жизни?

- А теперь подведем итог. Кому-то на уроке сегодня было легко, а кому то ещё трудно. Это не беда. Впереди у нас ещё будут уроки на эту тему. У вас всё получится. А вас я попрошу, оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующий смайлик (молодец, старайся, можешь лучше)

11. Домашнее задание

- С. 41 - из № 2, 4, 5 выберите понравившееся для себя задание и решите его самостоятельно.

- Спасибо за урок!