Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье это не только отсутствия болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития, и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.
В своём историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Так, например наши предки использовали разнообразную двигательную деятельность (погони за добычей, бегство от врага и т.д.) - это, конечно же, не может добавить здоровья, но и недостаток физической активности вреден для организма. Сейчас наблюдается противоположная картина. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на здоровье всего человечества. Ж.-Ж.Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо условие таких понятий, как пространство, время, форма. К.Д.Ушинский неоднократно подчёркивал роль движений в овладении ребёнком родного языка.
Как известно физическая культура и спорт эффективно воздействуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнения правил личной гигиены режим двигательной активности и отдыха, и организацию рационального питания отказ от всякого рода вредных привычек. Средства физической культуры усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Они хорошо известны: оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжные прогулки вело туризм, плавание туристические походы, подвижные и спортивные игры. Все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, что требует с одной стороны, индивидуального выбора и дозирования нагрузок при оздоровительных мероприятиях, с другой стороны медицинского контроля их.
Профилактика многих наиболее часто встречающихся у детей заболевании возможна путем формирования навыков здорового образа жизни, начиная с самого раннего возраста.
Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях (государственных и негосударственных, городских и сельских школах, гимназиях и колледжах) ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности.
Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечнососудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в пять раз увеличивается число нарушений органов зрения, в три раза — патология органов пищеварения, в пять раз — нарушение осанки, в четыре раза — нервно-психических расстройств.
У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 25–30% — в сердечнососудистой и дыхательной системах; около 70 % детей страдают от гипокинезии. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. В результате более 60 % призывников не достигают необходимого уровня физической подготовленности [1].
Влияние двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Комплекс таких изменений относится к предпатологическим и патологическим состояниям. Ведущими признаками гипокинезии служат нарушение механизмов саморегуляции физиологических функций; снижение функциональных возможностей организма; нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата; деятельности вегетативных функций.
Понятием «гипокинезия» обозначается также ограничение количества и объема движений, связанных с перемещением тела в пространстве, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности.
Основные причины гипокинезии у школьников:
- ограничения двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;
- отсутствие систематических и достаточных занятий физическими упражнениями;
- хронические заболевания и дефекты развития, ограничивающие двигательную активность.
У школьников 6-8 лет гипокинезия наблюдается у каждого второго, среди 9–12-летних она не отмечена только у 30%, ею не страдают только 25 % старшеклассников[2].
Чрезмерная двигательная активность обозначается термином «гиперкинезия». Одна из ее основных причин — ранняя спортивная специализация детей. Для гиперкинезии характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений состояния здоровья: центральной нервной системы и нейрорегуляторного аппарата. При этом происходит истощение симпатико-адреналовой системы и снижение общего неспецифического иммунитета организма.
Как известно, двигательная активность несет в себе как огромный оздоровительный потенциал, так и способна причинять разрушительное действие. Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической нагрузки происходит естественным путем за счет стимуляции жизненно важных функций и систем организма. Для этого физическая тренировка должна соответствовать главному принципу – оздоровительной направленности, необходимо, чтобы она базировалась, прежде всего, на правильно организованной двигательной активности [3].
Это способствует предупреждению разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Активная мышечная деятельность содействует развитию костно-мышечного и связочного аппарата, улучшает координацию движений, совершенствует функции центральной нервной системы.
Наиболее трудный вопрос заключается в определении рационального уровня двигательной активности для каждого ребёнка. На основании антропометрических измерений и физиологических исследований, можно увидеть приблизительные показатели, которые необходимо корректировать с учётом психолого-педагогических наблюдений за поведением школьника.
М.А.Рунова (2002), Н.Н.Супонев, Н.В.Школьника (1983) считают, что нормальный уровень жизнедеятельности ребенка равен 15 600-17 500 локомоций в сутки. Однако по, данным некоторых авторов, у первоклассника в процессе обучения происходит сокращение двигательной активности на 50 % по сравнению с дошкольниками. Основными причинами этого являются: увеличение продолжительности образовательных занятий с преобладанием статических поз, увлечение компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач и т.д. [1].
Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством. Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении всего этого периода, наделяет их чувством «Я могу» и, безусловно, оказывает мощное воздействие на формирование «Я-концепции» ребенка, его самооценки. Кроме того, физические умения представляют одну из трех наиболее значимых, «престижных» областей в среде сверстников, а хорошее владение своим телом во многом определяет социальный статус ребенка (в большей мере это характерно в мальчишеской среде) (Мухина, 2000)[4].
Многообразие движений, используемых в учебном процессе, оказывает на организм учащихся двойное воздействие: специфическое и неспецифическое. Первое выражает в прямом участии двигательного анализатора в любом обучении. Второе состоит в том, что мышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры больших полушарий мозга, создавая, таким образом, благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и для выработки новых Необходимо с самого начала правильно организовать учебный процесс в соответствии с психофизиологическими особенностями ребенка, определяющими его функциональные возможности, что является залогом — успешности всей последующей деятельности ученика. Для детей в возрасте от 7до 11-12 лет характерно плавное развитие морфофункциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно его массы. В этом возрасте продолжается окостенения скелета, хотя он ещё содержит значительное количество хрящевой ткани; формируется шейная и грудная кривизна; связочный аппарат обладает высокой эластичностью; мышцы сгибатели превалируют над разгибателями, мышцы туловища - над мышцами конечностей; относительная сила конечностей приближается к показателю взрослых. Морфофункциональные перестройки системы кровообращения заключаются в увеличении минутного объёма крови (МОК.) Совершенствуется дыхательная система. Совершенствования аппарата дыхания и кровообращения идёт в направлении «экономизации» функций и состояния покоя и повышения их реактивности при напряженной мышечной деятельности. К возрасту 10-11 лет аэробные возможности достигаю своего максимума. Сила и уравновешенность нервных процессов в 7-11 лет относительно невелики, преобладает возбуждение. Это вызывает сравнительно быструю утомляемость, повешенную возбудимость и ограниченную во времени концентрацию внимания. Это дает базис для быстрого и точного освоения двигательных навыков. В 7-12 лет сформирован базис для развития скоростных способностей. Зная морфологические изменения всего возрастного периода, мы можем тщательно подбирать нагрузку без вреда ребенку [7].
С помощью регулярных занятий физической культурой мы можем действенно противостоять нескончаемому потоку стресса, тревог и депрессий. Физические упражнения могут выполнять, роль своеобразного защитного буфера уменьшающего напряжения и стресс учебной деятельности, а также позитивно влияющего на улучшения настроя и общего физического и психического состояния ребёнка. Также в результате физически активной жизни уменьшается уровень психической возбудимости и депрессии и улучшается общее состояния человека любого возраста. Хотелось бы отметить об индивидуальном подходе, учитывая не только морфофункциональные особенности данного возраста, но и психологические которые скрываются за характером [5]. Зная и пользуясь этими типами характера в работе с детьми, мы можем настроить их на достижения, как спортивных результатов, так и личностных.
Одной из форм двигательной активности является игровая деятельность. Которая является уникальной возможностью в физическом и нравственном воспитании школьника, особенно в развитии познавательных интересов, выработки воли и характера, формировании умений ориентироваться в окружающей действительности, воспитания коллективизма. Двигательная активность, физические упражнения, игры развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка. Кости начинают хорошо расти, и становятся более прочными; замещение хряща плотной костной тканью происходит без отклонений. Ежедневные физические упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета (искривление позвоночника, уплощение грудной клетки, изменение формы ног), укрепляют организм в целом и повышают его сопротивляемость различным заболеваниям. Во время движения к мышцам поступает больше крови и лимфы, которые приносят питательные вещества. Под влиянием упражнений мышцы ребенка хорошо развиваются и укрепляются [4].
«Один из основоположников теории физического воспитания П.Ф.Лесгафт подчёркивал, что оно не ограничивается оздоровлением и укреплением организма или выработкой спортивных навыков, а должно быть органически связано с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания». Только при наличии такой связи можно осуществить реализацию общей цели воспитания, которая, по Лесгафту, заключается во «всестороннем гармоническом развитии деятельности человеческого организма». Оно направлено на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психологических функций организма школьника, обеспечение его всестороннего развития [6].
В процессе обучения, занимающийся приобретает различные знания: о социальной сущности физической культуры, влияний знаний физическими упражнениями на функции организма, о методике обучения двигательным действиям, методике самостоятельных занятий и т.д.
Обычно выделяют два взаимосвязанных вида знаний:
- наглядно-чувственные знания выступают в форме представлений (зрительных, слуховых, вестибулярных и т.д.)
- словестно-логический выступает в форме понятий, закономерностей теории и способствуют глубокому познанию сущности техники физических упражнений, её характеристике.
Формы организации двигательной активности:
- гимнастика до учебных занять;
- физкультминутки на всех уроках;
- подвижные игры на переменах;
- занятия на свежем воздухе;
- дни здоровья;
- занятия в кружках и спортивных секциях;
- стандартные и нестандартные уроки по физической культуре.
Вывод
Благотворное влияние физических нагрузок на организм ребенка безгранично. Ведь организм человека изначально был рассчитан природой на повышенную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и увяданию организма. Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье. Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления организма и улучшения психического состояния ребёнка. Игра как ведущая деятельность, и неотъемлемая часть всего обучающего процесса, является псохо-эмоциональным возбудителем и формирующем звеном. Во время игры у детей формируется внимание и наблюдательность, дисциплинированность, развивается сила воля и вырабатывается характер.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями школьников.
Список литературы
1. Я.С.Вайнбаум, В.И.Коваль, Т.А.Родионова. «Издательство центр Гигиена физического воспитания». Академия 2002. С.885-886.
2. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С.Вайнбаум, В.И.Коваль, T.А.Родионова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 240 с.
3. И.В.Муравов. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. - К., 1989. - 3с.
4. К.С.Дрозденко. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника. 2001. №3.
5. Психологические особенности младших школьников (тезисы).
6. Статья Бубель. В.С. Двигательная активность в младшем школьном возрасте,- 2015.
7. В.А.Романенко. Диагностика двигательных способностей, 2005г. Донецк – с.17.