В образовательных учреждениях среднего профессионального образования базисным учебным планом общеобразовательной подготовки по специальности предусмотрено обязательное изучение дисциплины «Физика».
Главной задачей преподавателя при изучении физики является формирование у студентов усвоения основных физических величин, явлений, законов, приборов.
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Физика» на тему «Формула тонкой линзы. Оптические приборы» представляет собой технологическую карту и подробный план-конспект урока с применением ИКТ (компьютерная программы, программное обеспечение SMART Notebook Lat 2.0 для интерактивной доски), технологии развивающего обучения, активных методов обучения. Разработка урока представлена в соответствии с методикой изучения физических величин в процессе решения учащимися системы специально подобранных задач, предложенной профессором, д.пед. наук В.И.Земцовой. Такая форма предъявления информации ориентирована не на накопление суммы знаний в памяти обучающихся, а на овладение ими способами их получения и применения в любых конкретно-практических ситуациях. Данная методика предполагает реализацию на занятии определенных этапов: демонстрация условия экспериментально-ситуативной задачи; решение задачи; получение выводов по изучаемому понятию; варьирование исходных данных для нахождения существенных признаком, изучаемого объекта; проверка качества усвоенного материала.
На протяжении занятия, выполняя определенные задания, обучающиеся заполняют обобщающую таблицу «Корзина идей».
На этапе актуализации опорных знаний преподаватель просит обучающихся вспомнить основные оптические приборы, содержащие линзы. При заполнении столбца «Оптические приборы» преподаватель использует программное средство SMART Notebook Lat 2.0 «Нажать и открыть».
На этапе объяснения учебного материала преподаватель знакомит обучающихся с планом урока: Теоретический этап, Экспериментальный, Практический, Контрольный.
На теоретическом этапе студенты изучают теоретический материал, представленный в методичке, и заполняют второй и третий столбцы в таблице «Корзина идей».
Преподаватель демонстрирует обучающимся, с помощью программы Algodoo, ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах.
На экспериментальном этапе преподаватель знакомит обучающихся с условием экспериментально-ситуативной задачи. Обеспечивает процесс ее решения: объясняет принцип построения изображения в собирающей и рассеивающей линзах; выдает задание для самостоятельной работы в парах, с помощью компьютерной программы optic.html. Выполняя задания, студенты делают выводы о характере изображения, получаемого в линзах при различных расположениях предмета.
На практическом этапе (Варьирование исходных данных для нахождения существенных признаком, изучаемого объекта) преподаватель контролирует процесс решения студентами задач по нахождению фокусного расстояния собирающей линзы различными методами; обеспечивает процесс демонстрации обучающимися самодельных приборов: простейший телескоп, модель глаза человека.
На этапе закрепления обучающиеся отвечают по вариантам на вопросы теста, представленного в компьютерной программе.
В процессе занятия на каждом из этапов, обучающиеся проводят самооценку. В листе самооценки предусмотрен столбец «Бонусы», в который обучающиеся вносят дополнительно заработанные за урок баллы. Итоговый балл определяется как среднеарифметический, с применением правило округления.
Линза - слово латинское и означает чечевица, поэтому для реализации этапа рефлексия преподаватель использовал зерна этого растения. Обучающимся предлагается высыпать зерна чечевицы, выставленные у них на столе, в один или несколько стеклянных стаканов с надписями: «Было интересно, понятно»; «Узнал много нового»; «Испытывал затруднения при выполнении заданий»; «Было не интересно, скучно».
Данное занятие активизирует познавательную деятельность студентов, помогает проявить свои интеллектуальные способности. Урок спланирован таким образом, что каждый студент принимает в нём активное участие при ответах на вопросы, заполнении таблиц, самостоятельном решении задач.
Методическая разработка предназначена для преподавателей ГАПОУ «Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А.Сорокина».
Ход урока
ЭТАП 1 (1 мин). Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Приготовьте тетради, ручки, карандаши. Кто отсутствует?
Я рада приветствовать вас на занятии. Сегодня к вам на занятие пришли гости, которые будут оценивать вашу работу, поэтому давайте пожелаем, друг другу удачи и нацелимся на работу в полную силу.
Девизом нашего сегодняшнего урока будет высказывание Р.Декарта “Мало знать – надо уметь применять”.
Сегодня на занятии мы будем проводить эксперименты, и учиться применять, полученные знания на практике.
На прошлых уроках мы выучили с вами законы отражения и преломления света. Хочу вам напомнить, что эти законы используются для того, чтобы управлять световыми пучками. На них основано действие специальных оптических приборов. А какие, и как они устроены, поговорим сегодня.
ЭТАП 2 (5 мин). Мотивационный момент
Прежде, чем перейти к теме урока давайте немного поиграем, и вы сами сформулируете мне ее.
Преподаватель задает обучающимся вопросы.
Преподаватель: У меня находится оптический прибор. По отношению к нему надо быть очень осторожным. Его назначение – увеличивать предметы. Обычно он состоит из двух линз, которые предназначены для двух глаз. С его помощью можно охотиться, а также любоваться игрой актёров в театре (Бинокль).
Преподаватель: В этой папке находится портрет учёного. Свои первые открытия он сделал студентом. В 1609 году он изготовил зрительную трубу и с её помощью увидел горы на Луне, 4 спутника Юпитера, заметил пятна на Солнце. Закон инерции открыл именно он. Занимался исследованием свободного падения, для этого ему понадобилась наклонная башня (Галилей).
Преподаватель: А теперь угадайте, кто это? Это живое существо. Он обладает большой чувствительностью глаз, может увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км. За 0,05 с его мозг может узнать объект. За всю жизнь он съедает 40 тонн пищи. Это существо – самое умное на Земле (Человек)
Преподаватель: Скажите, что объединяет эти три ответа? Какой оптический прибор, имеющийся и в бинокле и в телескопе Галилей и у человека, позволяет видеть различные предметы, удаленные и не очень (Линза).
Преподаватель: До сих пор мы рассматривали преломление света на плоской границе двух сред. На практике же широко используется преломление на сферических поверхностях. Во многих оптических приборах одной из основных частей являются собирающие и рассеивающие линзы. Итак, тема нашего сегодняшнего урока связана с прибором – Лиина, как вы правильно угадали, и звучит она следующим образом: «Формула тонкой линзы. Оптические приборы».
Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами. Обратите внимание у вас на столах стоят баночки с зернами растения чечевица, а зачем они Вам вы узнаете в конце урока.
Линза используется во многих приборах, с которыми вы можете столкнуться в повседневной жизни или работая на производстве. Поэтому важно сегодня непросто изучить теоретический материал, но и научиться применять его на практике.
Учитывая сказанное выше, сформулируйте, пожалуйста, цель занятия.
Преподаватель предлагает обучающимся продолжить фраза: «Я хочу изучить», «Я хочу понять», «Я хочу проверить».
Цель: Изучить виды линз, свойства, характеристики; научиться строить изображения в линзах, определять фокус линзы.
ЭТАП 3 (5 мин). Актуализация опорных знаний
Преподаватель: Сегодня уроке обобщая, изученный в школьном курсе физике материал, и, изучая новый, мы будет собирать «Корзинку идей». Она представлена в виде таблице на экране и в ваших методичках, которые лежат у вас на столе и, с которыми вы сегодня будите работать весь урок.
Оптические приборы, содержащие линзы |
Виды линз |
Характеристики |
|
По форме: По оптическим свойствам: |
Характеристики линз: |
Преподаватель: Давайте вспомним, какие оптические приборы, содержащие линзы вы знаете? Обучающиеся перечисляют, известные им приборы.
Преподаватель демонстрирует их изображения на экране, с помощью программного средства SMART Notebook Lat 2.0 «Нажать и открыть».
После того, как обучающиеся назовут все оптические приборы, преподаватель предлагает им записать их в таблицу, представленную в методичке.
Оптические приборы, содержащие линза |
Виды линз |
Характеристики |
Глаз хрусталик - биологическая линза |
По форме:
По оптическим свойствам: |
Характеристики линз: Характеристики изображений: Формулы для определения фокуса линзы: |
Преподаватель: Перейдем к заполнению второго столбца таблицы. Знаете ли Вы виды линз и их характеристики? Обучающиеся перечисляют отдельные виды, затрудняются полностью заполнить таблицу.
Преподаватель: Итак, опираясь на ранее полученные вами знания, мы замечаем, что для заполнения всех столбцов таблицы необходимы новые теоретические знания. Поэтому сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с таким оптическим прибором как линза, выясним его свойства и характеристики. В течение всего занятия мы будем продолжать заполнять таблицу «Корзинка идей».