Использование образовательных интернет-ресурсов для изучения русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Профессия — педагог

Ключевые слова: электронные ресурсы, электронные образовательные ресурсы


Актуальность данного вопроса заключается в том, что в последнее время в системе образования на всех уровнях активно используются интернет-ресурсы, которые имеют значительный образовательный потенциал.

Следует отметить, что сегодня педагоги используют интернет-ресурсы в качестве подготовки к урокам, источников полезной и актуальной информации, но внедрение интернет-технологий в образовательный процесс должно становиться интенсивнее и шире, потому что «качественные ресурсы Интернета являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей» [1, с. 25].

Изучение русского языка с помощью использования Интернет-ресурсов – современная тема, изученная многими исследователями, в число которых можно включить О.И.Руденко-Моргун, А.Л.Архангельскую, П.В.Сысоева, М.Н.Евстигнеева, Н.Мальцеву-Замковую, Э.Г.Азимова, А.С.Айтпаеву, О.А.Беженарь, А.С.Потапову и др.

В их работах рассматриваются вопросы изучения русского языка с использованием интернет-технологий, сопоставляется традиционный метод обучения и мультимедийный, предлагаются способы организации обучения педагогом с использованием Интернет-ресурсов и т.д.

Так, к примеру, в статье «Инновационные технологии в преподавании русского языка» Н.Мальцевой-Замковой, И.Моисеевой, Н.Раудсепп излагается мысль о том, что преподаватель, используя Интернет, может актуализировать материал учебников; найти дополнительную информацию; разместить учебную информацию; разработать интерактивные обучающие материалы; применить различные формы контроля и самоконтроля; организовать обратную связь; осуществлять контакты между разными членами группы; работать с гипертекстами, аудио- и видеофайлами и блогами [4].

С внедрением ФГОС в перечне квалификационных требований к педагогу появляются новые умения, которые позволят ему идти в ногу со временем и станут эффективным подспорьем в процессе изучения русского языка.

Для того чтобы оперировать в данной статье точными данными, мы произвели интернет-поиск образовательных ресурсов по изучению и преподаванию русского зыка в поисковой системе «Яндекс». Всего нами было обнаружено 150 интернет-ресурсов по теме запроса, но путем детального изучения этих объектов мы из обозначенного числа ресурсов выбрали 72 единицы, которые, действительно, могут быть полезны педагогам и обучающимся при изучении русского языка.

Характеристику ресурсов мы проводили по принципу нисходящей градации: от наиболее полный и «богатых» ресурсов к наименее значимым объектам.

Далее мы отбирали те интернет-ресурсы, которые могут с успехом войти в методическую копилку для учителей начальных классов и среднего звена. Среди наиболее ценных мы можем отметить следующие:

Данный перечень будет имеет практическую ценность и может стать настоящим подспорьем при изучении русского языка для педагогов и обучающихся.

Изучение русского языка подчиняется требованиям ФГОС. И в данной ситуации на помощь обучающимся могут прийти образовательные интернет-ресурсы.

Если обобщить требования ФГОС касательно современного подхода к обучению школьников, то основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетенций у ученика, а именно:

- информационная компетенция предполагает умение искать, преобразовывать, анализировать, применять информацию для решения проблем;

- навыки по самообразованию предполагают готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. [2, с. 19]

Уже в начальных классах на уроках русского языка педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя Интернета, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами. Соответственно, для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо делать уроки по этому предмету занимательными, творческими. Именно в этом случае на помощь учителю приходят интернет-ресурсы и ИКТ-технологии.

Реализация такого подхода к преподаванию русского языка может быть любая, что объясняется своеобразием изучаемых вопросов, и уровнем владения программными средствами, и применением уроков различного типа.

Всем известно, что уроки русского языка в большей степени, чем другие дисциплины, требуют наглядности (правила, таблицы, схемы) для оптимального усвоения материала [3]. Неограниченные возможности Интернета позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: сопровождая авторский текст, помогая детям своими глазами что-либо, отправиться в увлекательные виртуальные путешествия по стране Знаний. Творчески активный учитель, владеющий образовательными интернет-ресурсов при изучении русского языка, может придумать богатейший материал к своему уроку, повысив тем самым познавательную активность обучающихся.

Приведем в пример, как можно использовать образовательные интернет-ресурсы при изучении русского языка на уроках для повышения познавательной активности детей и интереса непосредственно к предмету. Например, на этапе актуализации опорных знаний можно использовать блиц-опрос, взятый с одного из сайтов, с демонстрацией правильных ответов средствами гиперссылок.

Также можно с успехом использовать тесты, которые быстро помогают определить типичные ошибки и устранить пробелы в знаниях. Кроме того, на этом этапе урока можно заслушивать сообщения детей с просмотром созданных ими презентаций, составленных с помощью образовательных интернет-ресурсов при изучении конкретных тем по русскому языку.

Например, на этапе самоопределения к деятельности успешно можно использовать образовательные интернет-ресурсы при изучении русского языка, которые подводят детей к постановке проблемы урока.

На этапе открытия новых знаний образовательные интернет-ресурсы при изучении русского языка уже могут выступать в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивающего не только высокий уровень наглядности, но и возможность создания проблемной ситуации. Такие элементы проблемности могут создаваться с помощью выхода на специальные сайты по грамматике русского языка, содержащие проблемный вопрос, некоторое научное противоречие и т.д.

У обучающихся, благодаря использованию образовательных интернет-ресурсов, предполагается повышение мотивации к изучению данного предмета, в частности, и школьники будут выполнять с удовольствием даже домашнее задание, готовить дополнительные материалы к уроку, если им будет рекомендовано при подготовке к урокам пользоваться образовательными Интернет-ресурсами при изучении русского языка.

Важно, чтобы на каждом уроке при изучении русского языка всем ученикам было интересно. Тогда первоначальная заинтересованность предметом у многих из них перерастет в стойкий и глубокий интерес к науке.

Особое место в этом плане принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Состоит оно в том, что учитель вызывает у учащихся, используя свойства образовательных интернет-ресурсов при изучении русского языка, чувство удивления (любопытства), воздействуя на эмоции учеников, обостряет их внимание, способствует созданию положительного настроя у них к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.

Также применение образовательных интернет-ресурсов при изучении русского языка позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом индивидуальных особенностей, дает возможность учителю, творчески работающему, расширить спектр способов предъявления учебной информации, является социально значимым и актуальным, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.

На уроках материал образовательных интернет-ресурсов при изучении русского языка должен соответствовать возрастным особенностям детей, уровню их интеллектуального развития. Обучающимся также будут полезны ссылки на общие грамматические правила русского языка, ссылки на словари, на справочники и сборники упражнений и, конечно, же сайты для подготовки к экзаменам.

Библиографический список

  1. Абакумова, Н.Н. Диагностика и мониторинг инновационных изменений в образовании [Текст]: учебное пособие. — Томск: ТГУ (Национальный исследовательский Томский государственный университет), 2011. — 202 с.
  2. Азимов Э.Г. Русский язык в Интернете (лингвистический и методический аспекты) [Текст] / Э.Азимов // Лингводидактический поиск на рубеже веков. М., 2000. – 340 с.
  3. Букин Д. Использование интернет-ресурсов для обучения русскому языку [Электронный ресурс] // Аз-буки. – 2012. – №4 (39). – С. 396-403. Режим доступа: http://master-rki.net/docs/Bukin042012.pdf.
  4. Мальцева-Замковая Н., Моисеенко И., Раудсепп Н. Инновационные технологии и интернет-ресурсы в преподавании русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oppekava. innove.ee/link14_innovatsioon _vene_keele_ oppes_pk_ vene/