Население и страны Южной Америки

Разделы: География

Класс: 7

Ключевые слова: население, Южная Америка


Учебник: География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник / В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. – М.: Дрофа, 2018.

Цели урока:

  • изучить население Южной Америки, его расовый состав и размещение, происхождение и формирование современного населения материка;
  • познакомить с особенностями политической карты материка; определить основные государства;
  • развивать умения работать с источниками географической информации, навыки анализировать и обобщать полученную информацию.

Оборудование: физическая карта полушарий, политическая карта мира, географические атласы, компьютер, проектор; рисунки, карточки, фото, магнитная доска.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Основные понятия: население, расы, государства, колонизация.

Межпредметные связи.

История: колониальное прошлое народов Южной Америки.

Термины и понятия: древняя цивилизация, конкистадоры, индейцы, метисы, мулаты, самбо, язык, плотность населения, колония, государство.

Ход урока

I. Организационный этап (оргмомент)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности. Настрой учеников на учебную деятельность.
Эпиграфом нашего урока я взяла слова Константина Паустовского
«Познания и странствия неотделимы друг от друга».
Проверка готовности к уроку.
- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться? - Тогда начнем наш урок!

Приветствие учителя.
Проверяют готовность к уроку. Положительно настраиваются на работу на уроке.

II. Проверка домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Игра «Что такое? Кто такой?»
Учитель слушает ответы и задаёт дополнительные вопросы, если есть неточности в ответах.
- ЮА – материк рекордов!

Учащиеся отвечают на вопросы игры «Что такое? Кто такой?», показывают объекты на физической карте полушарий.

Игра «Что такое? Кто такой?»

1. Колумбия (страна)

2. Дрейка (самый широкий пролив)

3. Гоацин (единственная птица, чьи птенцы имеют 2 пальца на концах крыльев)

4. Атакама («пустынная земля»; самая сухая пустыня на Земле; Чили)

5. Ленивец (самое медленное млекопитающее; скорость передвижения 2,5 м/мин)

6. Куба (остров, страна)

7. Кондор (самая крупная на нашей планете хищная птица, имеющая размах крыльев до 3 м)

8. Патагония (зона полупустынь, расположенная на юге материка)

9. Колибри (самая маленькая птица)

10. Пончо

11. Виктория-регия (кувшинка; самое большое водное растение, диаметр листьев 2 м. выдерживают вес 50 кг)

12. Инки (древняя индейская цивилизация, Перу)

13. Котопахи (вулкан)

14. Пиранья (самая опасная рыба Амазонки)

15. Христофор Колумб

АТАКАМА. Вся влага, на которую могут рассчитывать обитатели пустыни, поступает сюда в виде густых туманов. Для сбора воды жители этого края издавна используют местное изобретение – уникальные «туманоуловители», представляющие собой цилиндрические емкости высотой с человеческий рост.

Стенки цилиндров выполнены из нейлоновых нитей, на которых конденсируется туман и по которым вода стекает в бак. Данное устройство позволяет в сутки собрать до 20 л. воды, вполне пригодной для питья.

ПОНЧО — латиноамериканская традиционная верхняя одежда в форме большого прямоугольного куска ткани с отверстием для головы посередине. Считается, что впервые пончо появилось еще до эпохи испанского владычества.

III. Постановка темы и цели урока

– Чтобы определить тему урока, вы должны помочь мне разгадать кроссворд, записанный на доске.

  1. Самые длинные горные цепи на суше Южной Америки (Анды)
  2. Самое большое озеро, которое лежит на севере во впадине земной коры и соединяется узкой протокой с заливом Карибского моря (Маракайбо)
  3. Человек, первым высказавший мысль о существовании неизвестных европейцам землях и принявшим участие в двух экспедициях к новым землям (Веспуччи)
  4. Самый высокий водопад мира (Анхель, 1054 м)
  5. Русский ботаник, который установил происхождение некоторых культурных растений, родиной которых является Южная Америка (Вавилов)
  6. Что означает слово «Анды» в переводе с языка инков? (Медь)
  7. Самая длинная река в мире; (с притоком Укаяли – 7062 км). Река, которая входит в самый большой речной бассейн мира (Амазонка)
  1. Самое большое высокогорное озеро мира (Титикака)
  2. Как называются труднопроходимые влажные вечнозеленые экваториальные леса (с порт. «лес») (Сельва)

– Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием и теперь сами назовёте тему нашего урока («Население ЮА»).

- Кто же является коренным населением Южной Америки? Индейцы

Коренное население – это народ, проживающий на данной территории и сохранивший традиционное жизнеобеспечение.

В Южной Америке живет 390 млн. человек (2014 г.).

- Цели и задачи урока: познакомиться с расовым и этническим составом населения, который характеризуется большой сложностью, что объясняется историей заселения…

IV. Изучение новой темы: «Население ЮА»

1) Работа в группах

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Как вы думаете, на сколько лет нам нужно перенестись, чтобы узнать о первых жителях Южной Америки?
- Ответить на этот вопрос и на другие ?? поможет учебник –источник географической информации.

Разделимся на группы.

  • 1 группа (1 ряд) - Когда и как появились люди в Южной Америке? (п.37, стр.187)
  • 2 группа (2 ряд) - Чем занимались древние индейцы?
    Исчезнувшие цивилизации (п.37, стр.188)
  • 3 группа (3 ряд) - Завоевание материка Испанией и Португалией (п.37, стр.188-189)

 

Учащиеся работают в группах; находят информацию в учебнике (п.37, стр.187-189); отвечают на вопросы.

1 группа (1 ряд). Когда и как появились первые люди в Южной Америке?

Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории материка появились 15—17 тыс. лет назад. Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которую еще раньше, примерно 25 тыс. лет назад, стали заселять выходцы из Азии, перешедшие по сухопутному мосту через Берингов пролив, соеди­нявший Евразию и Северную Америку.

2 группа (2 ряд). Чем занимались древние индейцы? Исчезнувшие цивилизации, древние племена, основавшиеся на материке, находились на низком уровне развития. Они вели бродячий образ жизни и занимались охотой, рыболовством и собирательством. Не имея связей с народами других материков, на протяжении длительного исторического времени, народы Южной Америки создали своеобразную культуру.

Древние индейцы находились на низком уровне развития:

  • вели кочевой образ жизни
  • занимались охотой, собирательством, рыболовством
  • выращивали кукурузу, картофель, арахис, тыкву, томаты, фасоль

В I в. н.э. возникли пер­вые древнейшие индейские государства — Наско, Инки…

1. В I в. н.э. возникли первые древнейшие индейские государства — Наско и Инки.

Культура индейцев Наско – существовали до конца 1 тысячелетия, занимались в основном земледелием, наносили рисунки, возможно пытались таким образом вызвать дождь (побережье Тихого океана Перу)

Наска -- древняя цивилизация, получившая свое название по имени реки, в долине которой она существовала. Расцвет ее относится к I тыс. н.э. Главное чудо, привлекающее сюда любознательных путешественников со всего света, - загадочные гигантские рисунки (геоглифы Наска). Особенно много их на скалах вдоль Рио-Гранде и ее притоков, в чрезвычайно засушливой зоне между долинами Ика и Наска. 

2. До появления испанцев в Южной Америке, в Андах существовало крупное рабовладельческое государство инков.

Инки - это древняя индейская цивилизация, завоевавшая и построившая большую империю в Южной Америке на территории современного Перу, создавшая незадолго до испанского завоевания обширную империю с центром в Куско, в перуанских Андах, просуществовавшая до XVI века, пока ее не разрушили испанские конкистадоры («завоеватели»). Империя инков отличалась высоким развитием культуры, науки и общественного строя. До наших дней сохранились многие памятники и свидетельства цивилизации инков, такие как дороги инков и остатки древних городов и сооружений.

2. Империя инков

Несмотря на довольно непродолжительное существование - всего около 100 лет, империя инков оставила о себе долгую память в истории американских континентов.

Родным домом империи стали Анды - горная цепь, которая занимает в мире второе место по высоте и тяжести природных условий. Там на высоте около 4575 м. протекала повседневная жизнь большинства населения империи. На создание эффективных путей сообщений ушло немало времени и сил, учитывая, что все это было построено исключительно руками людей.

В дни своего расцвета инки были самой многочисленной нацией на Земле, а их империя считается самым крупным государством, созданным коренными жителями в западном полушарии. Достижения инков велики это и строительство дорог в горах и водопровода, письменность и почта, армия, календарь, ткачество и украшение из драгоценных металлов.

Легендарные богатства и тайны этого племени привлекли немало археологов и искателей кладов.

3 группа (3 ряд) - Завоевание материка Испанией и Португалией.

С XVI в. началось завоевание Южной Америки испанскими конкистадорами и португальцами.

Развитие инкской цивилизации было прервано вторжением испанцев в 1532 г. Победе испанцев способствовали некоторые обстоятельства - испанцам было очень легко передвигаться по хорошим, вымощенным камнем дорогам с мостами через глубокие ущелья. Испанским отрядом конкистадоров (в переводе с испанско­го — завоевателей) командовал коварный и алчный Франсиско Писарро (1471/1476 – 26 июня 1541).

Он обманом завлек Верховного вождя инков в свой лагерь и захватил его. Увидев это, воины, сопровождавшие вождя, разбежались. Когда Верховный инка понял, что испанцам нужно золото, он в комнате, где его заточили, провел черту так высоко, как только могла дотянуться его рука, и обещал наполнить золотом всю комнату до этой черты. Несколько месяцев со всей империи инки доставляли золото. Когда испанцам показалось, что золота у инков больше нет, они казнили вождя. Инкская империя была разграблена испанскими конкистадорами. Навсегда исчезли многие уникальные памятники инкской культуры.

- Какие беды индейцам принесли завоевания материка Испанией и Португалией?

Вторжение европейских колонизаторов привело к массовому истреблению индейских народов. Они умирали от непосильного труда на плантациях, неведомых болезней, завезенных из Европы. Коренных индейцев в современ­ных странах Южной Америки сохранилось очень мало.

Конкистадоры (словарь на доске) во главе с Франсиско Писарро за 10 лет полностью овладели Центральными Андами, заставив индейцев работать на себя. Почти вся Южная Америка была разделена между Испанией и Португалией (страны-метрополии).

Местный народ вёл освободительную борьбу против колониальной зависимости.

- Посмотреть словарь - колония

Сокращение численности индейцев заставило колонизаторов для работы на плантациях вывозить миллионы негров-рабов из Африки.

ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз)

2) Работа в тетрадях (составление схемы) РТ+Д

- Вспомните, какие расы есть в мире? (европеоидная, монголоидная и негроидная)


- Назовите, представители, каких рас сейчас проживают в Южной Америке?

- Потомков европейских переселенцев называют креолами.

- На территории Южной Америки проживает смешанное население.

1. Европейцы + индейцы = метисы

(Потомки от браков европейцев и индейцев стали называться метисами.

Метисы составляют большинство современного населения стран Южной Америки Особенно их много на Тихоокеанском побережье, в Колумбии, Венесуэле )

2. Европейцы + негры = мулаты

(Потомки от смешанных браков между европейцами и неграми называются мулатами. Их много на островах Карибского бассейна и на побережье АО)

3. Индейцы + негры = самбо

(Браки от негров и индейцев образовали группу — самбо. ТО, Колумбия, Эквадор)

- На каких же языках говорят столь различные народы?

(Так как долгое время Южная Америка была колонией Испании и Португалии, то большинство населения говорят на испанском языке, а в Бразилии - на португальском.

Сохранились и некоторые индейские языки. Индейцы говорят на сотни различных языках. Наиболее распространенные языки народов кечуа и аймара. На севере часть населения говорит на французском и английском языках)

- В процессе смешения языков, обычаев, традиций, нравов образовались новые народы Южной Америки.

(работа по карте атласа)

- Откройте карту атласа «Народы и плотность населения»

- Назовите народы, заселяющие Южную Америку? ПР.Р.
3) Размещение населения и плотность населения ЮА

(Работа по карте «Народы и плотность населения»)

 - Обратимся к карте плотности населения мира. Откройте атлас на странице 18, посмотрите на Южную Америку и ответьте на вопросы:

Как размещено население Южной Америки? (Распределяется население по территории материка крайне неравномерно. В приморской части континента, куда и прибывали переселенцы, живут примерно 90%. Высокая плотность населения на центральных плоскогорьях Анд. Обширные внутренние районы материка заселены редко, а некоторые территории экваториальных лесов почти безлюдны.

Почему?

(Причины: история заселения материка, природные условия).

  1. Назовите районы материка с самой высокой плотностью населения и самой низкой плотностью населения?
  2. Почему приатлантические районы заселены более плотно?
  3. Почему в Андах высокая плотность населения, ведь в горах, как правило, плотность населения низкая?
  4. Найдите на карте и назовите города-миллионеры Южной Америки? Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес)
  5. Где располагаются самые крупные города материка? (побережье АО)

ФИЗМИНУТКА

- Устали? Давайте отдохнем, поплаваем в Атлантическом океане.

Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре-
Вот мы к берегу подплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять-
Вправо, влево,
вправо, влево.
Не забудем и присесть-
А потом – за парты сесть.

Вывод:

  • неравномерность распределение по материку;
  • слабозаселенная Амазония;
  • наибольшая плотность на побережье Атлантического океана, область восточной пампы;

V. Страны ЮА

В конце 15 в. - начале 16 в. территория Южной Америки была поделена между несколькими странами Европы. На большей ее части утвердилось испанское господство (за исключением Бразилии, принадлежащей Португалии, и Гвианы, захваченной Англией, Голландией и Францией). Постепенно древние цивилизации Южной Америки погибли.

- Страны Южной Америки входят в состав большой группы государств, называемых Латинской Америкой. Главным образом, это страны Южной и Центральной Америки, Карибского бассейна и Мексика.

- Название «Латинская Америка» произошло от того, что в основе романских языков – испанского, португальского, французского, на которых говорит большинство народов этих стран, лежит латинский язык.

1) Политическая карта

Страны равнинного Востока материка:

 Группа Андских стран:

- Бразилия

 - Колумбия

- Аргентина

 - Эквадор

- Венесуэла

 - Перу

- Уругвай

 - Боливия

- Парагвай

 - Чили

Все страны Южной Америки являются независимыми государствами. Они находятся на разном уровне экономического развития. Наиболее развитыми странами материка являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Уругвай. Россия поддерживает политические и экономические отношения с большинством стран Южной Америки. Эти отношения строятся на взаимовыгодной основе. Расширяются культурные обмены между нашей страной и странами Южной Америки. Это способствует лучшему взаимопониманию и укреплению мира на планете.

2) Географический практикум

Нанесение на контурную карту границ стран. Подписывание названий стран и их столиц.

3) Работа с атласом (найти страны и в тетрадях записать их столицы)

- Большинство названий государств и других географических объектов материка имеют испанское или португальское происхождение.

- Давайте познакомимся с некоторыми названиями стран, покажем страны на ПКМ:

  • «Страна серебра» (Аргентина)
  • Страна названа по имени предводителя освободительного движения против Испании – Симона Боливара (Боливия)
  • Страна обозначает в переводе с местного наречия «там холодно, снег» (Чили)
  • Первооткрыватели увидели в стране постройки на сваях и назвали по ассоциации с итальянским городом – «Венеция» (Венесуэла)
  • Название дано от породы красного дерева пау – бразил (бразильская сосна), древесина которого во времена колонизации играла значительную роль в торговле (Бразилия)

VI. Визитная карточка стран (Бразилия, Аргентина, Перу)

Выступления учащихся.

- Я думаю, что со своими знаниями каждый из вас может стать если не директором туристической фирмы, то ее сотрудником точно. Попробуем?

- Представим, что здесь присутствуют представители четырех туристических агентств. За короткое время убедите каждого из нас побывать (посетить) в одной из стран Южной Америки.

VII. Итог. Д/З. Оценки

  1. Государство в северной части материка. (Суринам)
  2. Потомок от брака европейца и негра. (Мулат)
  3. Столица Венесуэлы. (Каракас)
  4. Столица одного из государств. (Лима)
  5. Государство со столицей Кайенна. (Гвиана)
  6. Одно из крупнейших по площади государств. (Аргентина)
  7. Столица Эквадора. (Кито)

VIII. Рефлексия

- Ребята, а сейчас, пришло время поделиться своими впечатлениями о нашем уроке.

- Что вы узнали сегодня? С чем познакомились? Что понравилось? 

- Дети дают эмоциональную оценку своей работе на уроке.

Упражнение «Незаконченное предложение»:

1. Самым интересным на уроке для меня было………………..

2. Затруднения у меня вызвало…………….

3. Материал урока заставил меня задуматься о………………

 Или

  • сегодня я узнал…
  • теперь я могу…
  • я приобрел…
  • что не получилось? из-за чего?
  • у меня получилось …
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

IX. Выставление оценок

Д/З:

  • п. 37 (пересказ); п.38-39 (читать);
  • творческое - подготовить сообщение о столицах государств (Бразилии, Перу…)