Тип: повторение и обобщение в процессе путешествия.
Цели:
- развивать познавательный интерес, интеллект;
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- формировать дружеские отношения, умение работать командой.
- расширить кругозор о планетах Солнечной системы;
Оборудование: презентация, маршрутные листки, карточки с заданиями, карточки с таблицей для заполнения ответов, призы (командам).
Участники: ученики 5 класса, консультанты (жюри).
Домашнее задание участникам: придумать название команды, девиз, эмблему.
1. Вступление
(Сл. 1-3)
Кто сказал, что математика скучна,
Что она сложна, суха, тосклива?
В этом вы не правы, господа,
Знайте: математика - красива!
Строгая, любящая точности математика иногда страшит вас – учеников своей точностью и правильностью. Сегодня у вас будет возможность удивиться, что математика может быть интересной, весёлой, и познавательной.
Учитель: Что может быть необычнее и притягательнее звездного неба? Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика. Сегодня мы с вами ребята отправимся в путешествие по планетам. Надеюсь, это будет для вас познавательно и увлекательно. Дома вы должны были подготовить название, девиз и эмблему команды.
2. Разминка
(Сл. 4)
Начало путешествия.
Наше необычное путешествие мы начнем с Солнца. Ребята кто знает, что такое Солнце? Выслушиваются ответы участников. (Солнце - это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, звезда-карлик, вокруг которой обращаются все планеты Солнечной системы.) Очень хорошо.
Чтобы мы не сбились с пути, я для Вас приготовила заранее карту нашего путешествия. В процессе нашего путешествия мы должны заполнить карточки - характеристики планет.
Перед тем как мы отправимся, нам нужно проверить готовность к путешествию.
Решите примеры:
1) (4 + 123 * 9 – 961)* 106 = 150
2) (1234 * 8 + 4 + (337 * 12)) * 100 = 1 392 000
(Дается время 10 мин, консультанты проходят по рядам и проверяют).
Первое число, которое получилось это расстояние от Солнца до Земли (150 млн. км = 150 * 106), а второе число – это диаметр Солнца в км (1392000 км). Заполните этими числами карточку с таблицей. По ходу нашего путешествия мы будем заполнять её.
Название планеты | Параметры |
|
Расстояние до Земли |
Диаметр |
|
Солнце |
150 * 106 км |
1392000 км |
Меркурий |
92 * 106 км |
4880 км |
Венера |
41 * 106 км |
12100 км |
Земля |
------ |
12754 км |
Марс |
56 * 106 км |
6800 км |
Учитель: Готовы к путешествию? Отправляемся в дорогу. (Сл. 5)
Первое место прибытия – Меркурий.
3. Путешествие на Меркурий
(Сл. 6-9)
Учитель:
Он первый от Солнца, с него и начнем,
Нет атмосферы и жизни на нем.
Меркурий, как и другие планеты Солнечной системы, назван по имени одного из богов античного пантеона, римского бога торговли (соответствует греческому Гермесу).
Чтобы нам узнать немного интересного об этой планете, надо выполнить следующее задание.
Задание: в каждой из троек предложенных чисел выберите:
- I вариант - наименьшее число,
- II вариант - наибольшее число.
Запишите только букву, соответствующую выбранному числу.
Учитель: Проверим, что же у вас получилось. (Сл. 8)
Ответ: ЦАРСТВО ПУСТЫНЬ.
Учитель: Каждая правильно отгаданная буква 1 балл.
Это словосочетание «Царство пустынь» здесь не случайно. На Меркурии Солнце светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. На дневной стороне Меркурия страшно жарко, там вечное пекло. Зато на ночной стороне всегда сильный мороз. Меркурий – царство пустынь. Одна половина его – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня. Меркурий имеет радиус 2440 км (диаметр 2440*2), а расстояние от Меркурия до Земли составляет около 92 млн. км. Заполните свои карточки.
Отправляемся на следующую планету. (Сл. 9)
4. Венера
(Сл. 10-11)
Учитель: Летим дальше. Следующая на нашем пути планета, Венера. Это вторая планета от Солнца. Она подходит к Земле ближе, чем какая-либо другая. Найти Венеру на небе очень легко. Венера — третий по яркости объект на небе; её блеск уступает только блеску Солнца и Луны. Каждые 7 месяцев в течение нескольких недель Венера представляет собой самый яркий объект в небе. И нас здесь ждет задание.
Диаметр Меркурия на 7220 км меньше диаметра Венеры. Чему равен диаметр Венеры?
Решение: 4880 + 7220 = 12100 (км).
Ответ: 12100 км.
2) Давайте решим уравнение, чтобы узнать какое расстояние от Венеры до нашей планеты.
15·х – 407 = 208
х =(407+208)/15 = 41.
Учитель: Заполните карточки новыми значениями и пора нам покидать планету Венеру. Летим. (Сл.11)
5. Земля – наша планета
(Сл. 12-14)
Летим, летим и видим красивую планету. Она имеет разные цвета – синий – это океаны, желтый и коричневый – пески, зеленый цвет – леса. Мы летим над планетой Земля. Земля — третья от Солнца планета Солнечной системы и единственное известное на данный момент планетарное тело, населённое живыми существами.
Задача: Мы вылетели с планеты Меркурий со скоростью 230000 км/ч. С какой скоростью нужно вылететь с Венеры, чтобы долететь до Земли за такое же время как с Меркурия до Земли?
Решение:
1) 92.000.000 / 230.000 = 400 (ч) – время полета с Меркурия до Земли.
2) 41.000.000 / 400 = 102.500 (км/ч) – скорость полета с Венеры на Землю.
Ответ: 102.500 км/ч
Также Земля имеет спутник Луну, которую мы видим вечером. Она вращается вокруг Земли. (Сл. 13)
2) Диаметр Земли на 7874 км больше диаметра Меркурия и на 100*6+54 км больше диаметра Венеры.
1 группа узнает диаметр Земли по параметрам Меркурия, а вторая – Венеры.
Запишите данные в таблицу.
Теперь мы покидаем планету Земля и движемся дальше. (Сл.14)
6. Планета Марс
(Сл. 15-16)
Учитель: Следующая планета, четвертая от Солнца это - Марс. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет. Марс назван по имени бога войны Марса (соответствует греческому Аресу). Легко наблюдается невооружённым глазом как яркая звезда красноватого цвета.
У планеты Марс есть два спутника: Фобос (греч. φόβος «страх») и Деймос (греч. δείμος «ужас»), так как они имеет не правильную (не шарообразную) форму.
Марсиане предлагают нам решить задачу.
Задача: Однажды Марсиане по имени Гил и Бид прочитали, что расстояние от Марса до Солнца составляет 206 млн км. И тогда им стало интересно, какое расстояние от Марса до Земли. Гил посчитал и получил – 94 млн км, а Бид – 116 млн км. Кто посчитал неправильно? (Сл. 16)
Решение: 206 – 150 = 56 (млн км). Ошибся Гил.
Гил не хотел оставить о себе впечатление как о глупом марсианине, поэтому он лично измерил радиус Марса, и он составляет 3400 км.
7. Подведение итогов урока
Учитель: Итак, сегодня мы побывали только на четырех планетах и Солнце нашей Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 8.
Демонстрация Солнечной системы. (Сл. 17)
Учитель: Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. А между Марсов и Юпитером проходит пояс астероидов.
Мы посетили только 4 из планет. Меркурий, Венеру, Землю и побывали на Марсе. Мы обязательно продолжим наше путешествие по планетам.
1) Что нового узнали сегодня?
2) Какая из планет вам запомнилась больше всего?
На этом наше мероприятие закончено. Спасибо всем за внимание. (Сл. 18)