I. Планируемые результаты
Результаты освоения учебного предмета: личностные, мета предметные и предметные результаты
Обучающийся научится:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- (ЛР1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- (ЛР2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- (ЛР3) формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- (МР1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- (МР2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- (МР3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
5 класс
- (ПР1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- (ПР2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- (ПР3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- (ПР4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- (ПР5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- (ПР6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- (ПР7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- (ПР8) осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- (ПР9) развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.
II. Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
- Древние образы в народном искусстве.
- Символика цвета и формы.
- Убранство русской избы.
- Конструкция и декор предметов народного быта.
- Внутренний мир русской избы. РК.
- Внутренний мир русской избы. Продолжение работы. РК.
- Русская народная вышивка.
- Народный праздничный костюм. РК.
- Народные праздничные обряды. Обобщение темы.
- Древние образы в современных народных игрушках.
- Искусство Гжели.
- Городецкая роспись.
- Хохлома.
- Народные промыслы. Орнамент по мотивам хохломы.
- Жостово. Роспись по металлу.
- Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла.
- Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение
- Зачем людям украшения. РК.
- Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
- Роль декоративного искусства в жизни древнего Египта.
- Одежда «говорит» о человеке. РК.
- Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.
- Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.
- Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
- Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
- О чём рассказывают нам гербы области.
- Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
- Современное выставочное искусство. РК.
- Современное выставочное искусство. Продолжение работы.
- Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
- Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Продолжение работы.
- Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Продолжение работы.
- Творческий проект.
- Творческий проект. Итог.
- Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
III. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
5 класс
Тема (кол-во часов) |
Содержание |
Характеристика основных видов деятельности |
Планируемые результаты |
Древние корни народного искусства (9 часов) |
Основные понятия: Солнечные диски дерево жизни, символы, народное искусство, декор, изба. |
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. |
ЛР1, ЛР2, МР1, ПР1, ПР2, ПР4, |
Связь времен в народном искусстве (8 часов) |
Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки |
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. |
ЛР3, МР4, ПР 3, ПР4, ПР7 |
Декор-человек, общество, время (10 часов) |
Костюм, символика цвета. Мода, дизайн |
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. |
МР2, МР3, МР4, ПР4, ПР6,7, ПР8 |
Декоративное искусство в современном мире (7 часов) |
Выставка, постановка, музее выставочная работа. |
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т.д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. |
ЛР3, МР5, ПР1, ПР2, ПР4, ПР7 |