Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-го класса

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5

Ключевые слова: программа


I. Планируемые результаты

 Результаты освоения учебного предмета: личностные, мета предметные и предметные результаты

Обучающийся научится:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • (ЛР1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • (ЛР2)  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • (ЛР3)  формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • (МР1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • (МР2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • (МР3)  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

5 класс

  • (ПР1)  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • (ПР2)  развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • (ПР3)  освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • (ПР4)  воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • (ПР5)  приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • (ПР6)  приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • (ПР7)  развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • (ПР8)  осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • (ПР9)  развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.

II. Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

  1. Древние образы в народном искусстве.
  2. Символика цвета и формы.
  3. Убранство русской избы.
  4. Конструкция и декор предметов народного быта.
  5. Внутренний мир русской избы. РК.
  6. Внутренний мир русской избы. Продолжение работы. РК.
  7. Русская народная вышивка.
  8. Народный праздничный костюм. РК.
  9. Народные праздничные обряды. Обобщение темы.
  10. Древние образы в современных народных игрушках.
  11. Искусство Гжели.
  12. Городецкая роспись.
  13. Хохлома.
  14. Народные промыслы. Орнамент по мотивам хохломы.
  15. Жостово. Роспись по металлу.
  16. Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла.
  17. Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение
  18. Зачем людям украшения. РК.
  19. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
  20. Роль декоративного искусства в жизни древнего Египта.
  21. Одежда «говорит» о человеке. РК.
  22. Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.
  23. Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.
  24. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
  25. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
  26. О чём рассказывают нам гербы области.
  27. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
  28. Современное выставочное искусство. РК.
  29. Современное выставочное искусство. Продолжение работы.
  30. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
  31. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Продолжение работы.
  32. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Продолжение работы.
  33. Творческий проект.
  34. Творческий проект. Итог.
  35. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

III. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

5 класс

Тема (кол-во часов)

Содержание

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

Древние корни народного искусства (9 часов)

Основные понятия: Солнечные диски дерево жизни, символы, народное искусство, декор, изба.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.
Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы

ЛР1, ЛР2, МР1, ПР1, ПР2, ПР4,

Связь времен в народном искусстве (8 часов)

Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки.
Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

ЛР3, МР4, ПР 3, ПР4, ПР7

Декор-человек, общество, время (10 часов)

Костюм, символика цвета. Мода, дизайн

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.

МР2, МР3, МР4, ПР4, ПР6,7, ПР8

Декоративное искусство в современном мире (7 часов)

Выставка, постановка, музее выставочная работа.

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т.д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

ЛР3, МР5, ПР1, ПР2, ПР4, ПР7

Приложение 1