Занятие проводится по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фортуна».
Пояснительная записка
Занятие по теме «Я – главный хранитель своего здоровья» проводится для учащихся второго года обучения в рамках раздела «Общая физическая подготовка» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фортуна» (эстрадно-цирковое искусство) и представляет собой итоговое занятие, на котором систематизируются знания и умения.
Программа «Фортуна» разработана согласно Концепции модернизации российского образования и реализует модифицированный подход к обучению детей без ярко выраженных способностей к цирковой деятельности.
Программа направлена на воспитание у учащихся ответственности за собственное здоровье и формирование принципов здорового образа жизни, создание необходимых условий для личностного развития детей, позитивной социализации, адаптации к жизни в обществе; удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, формирование и развитие творческих способностей детей.
Общеразвивающая образовательная программа «Фортуна» относится к художественной направленности и рассчитана на три года обучения. В объединение принимаются дети 7-14 лет без нарушений координации и физического здоровья. Спецификой набора детей в эстрадно-цирковое объединение является отсутствие возрастных ограничений по годам обучения. Это связано с постановкой номеров разного жанра.
Цель занятия: формирование у учащихся ответственности за своё здоровье.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с термином «здоровье» и его составляющими;
- познакомить с музыкальными жанрами разных континентов;
- научить проведению тестирования функционального состояния организма с помощью измерения пульса.
Личностные:
- развивать положительную мотивацию к творческой активности учащихся;
- развивать выносливость, прыгучесть, координацию, умение ориентироваться в пространстве;
- способствовать формированию у учащихся способности образного мышления и творческого воображения.
Метапредметные:
- формировать чувство ответственности за собственное здоровье.
- формировать чувство товарищества, ответственности в группе, четкости выполнения своей конкретной задачи для достижения общей цели.
Методы:
- словесные (рассказ, беседа, вопрос, анализ);
- стимулирование интереса (рассказ, проблемная ситуация, соревнование);
- наглядные (мультимедийная презентация);
- самостоятельная творческая деятельность;
- проблемные (свобода творчества, деятельность в группе и самостоятельно, выбор действия, его способ);
- создание эмоционально-нравственных ситуаций (поощрение).
Современные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества.
ИКТ технологии: демонстрация мультимедийной презентации.
Здоровьесберегающие технологии: соблюдение правил ТБ поведения на занятии, организация учебного процесса с учетом постепенно возрастающих нагрузок и с учетом анатомии и физиологии учащихся, релаксация.
Изучение темы позволит развить у учащихся следующие компетенции:
- Социальные: умение взаимодействовать в группе, коллективе, умение нести ответственность за партнёров и общее дело, умение договариваться.
- Личностные: способность преодолеть себя, выработка силы воли и духа, способность самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу.
- Профессиональные: умение применять полученные знания, навыки и личный опыт в творческом процессе.
Методический, дидактический материал:
- Индивидуальные карточки для записи показаний пульса,
- магнитная доска с изображением символического дерева, крона по вертикали разделена пополам
- цветные листья с факторами психического здоровья,
- презентация (самостоятельно составленная),
- нарезка из музыкальных композиций разных стран и континентов.
Оборудование, ТСО: гимнастические маты, скакалки, хула-хупы, ПК, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.
Ход занятия |
|
I. Организационный момент (3 мин.) |
|
1. Приветствие |
|
Педагог:
Добрый день! Сегодня у нас занятие нестандартное. И я начну его с неожиданного для вас вопроса: Какого будущего вы себе хотите? |
Учащиеся строятся в линию. Здороваются с педагогом. Отвечают |
1.2.Самонастрой и самомотивация учащихся на занятие |
|
Педагог: Жить как можно дольше века - |
|
II. Основная часть (39 мин.) |
|
2.1. Введение в тему |
|
Педагог: |
Учащиеся выполняют упражнения |
Методические рекомендации: педагог следит за четким ритмичным выполнением элементов под музыку из музыкальных композиций стран разных континентов, акцентирует внимание учащихся на исполнении танцевальных движений в характере музыки. |
|
2.2. Основной материал |
|
Педагог:
Итак, мы достаточно размялись и теперь начнём серьёзный разговор о сохранении здоровья. Думаю, вам не трудно будет ответить на основной вопрос нашего занятия: Кто же является главным хранителем собственного здоровья? |
Ответы детей.
Демонстрируются слайды презентации. |
Педагог: Итак, здоровье состоит из физического, психического и социального. |
|
Педагог:
Проверим на себе функциональное состояние нашего организма с помощью прыжков на скакалке. Вы самостоятельно проведете тест-контроль времени восстановления после физической нагрузки (приложение № 2). Эту работу мы с вами проводили не один раз. |
Детям раздаются ручки и карточки с таблицами для фиксации показателей пульса. |
Педагог: А я пока рассказажу вам о пользе прыжков со скакалкой. |
|
Педагог: |
Демонстрируются слайды презентации |
Педагог:
Давайте посмотрим, какие значения пульса у вас были в покое и сразу после нагрузки? |
|
2.3. Эстафета |
|
Педагог:
Возвращаемся к определению психического здоровья. Вы, вероятно, обратили внимание на необычное дерево. На нем нет листьев. Дерево это символизирует психическое здоровье. И сейчас именно вы поможете ему обрести крону, украсить листьями, которые символизируют определенные факторы психического здоровья. |
Проводится эстафета |
На листьях написаны факторы психического здоровья: |
|
Общие методические рекомендации: после эстафеты педагог даёт комментарий по цветовому выбору детей, что характеризует настроение на занятии (приложение № 3). Затем разбор факторов. |
|
Педагог: И нам осталось разобраться с социальным здоровьем. Это состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Не будем углубляться в этот вопрос, ведь нам важно, кто же отвечает за выстраивание отношений. Конечно, это сам человек. Именно он главный хранитель своего здоровья, а от этого зависит его успешное будущее. |
|
2.4. Практическая творческая работа |
|
Педагог: Сейчас вам предстоит показать своё умение существовать в социуме, проявить творческий потенциал, показать умение импровизировать, стать успешными в поставленной задаче. |
Звучит музыка, дети попарно импровизируют, используя акробатические элементы, трюки с использованием хулахупов, скакалок |
2.5. Рефлексия Дети делятся впечатлениями от батла. Педагог даёт комментарии, стимулирует самоанализ детей. |
|
III. Заключительная часть (3 мин.) |
|
3.1. Подведение итогов и поощрение детей |
|
Педагог с учащимися делятся своими впечатлениями от занятия. |
Высказывают свои впечатления, пожелания. |
3.2. Завершающий этап |
|
Приведение рабочих мест и кабинета в порядок. |
|
Литература
1. Кожевников С.В. Акробатика. - М., 1984.
2. Коренберг В.Б. Внимание деталям. - М., 1972.
3. Кузнецов У.М. Цирк. - М. 1971.
4. Местечкин М. В театре и в цирке. - М.: «Искусство», 1976.
5. Базыма Б.А. Цвет и психика. - Харьков, 2001.
6. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. - М.: «Гиппо», 2003.