Пояснительная записка
Факультативный курс "Орфография. Справочные материалы" рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 10 класса при подготовке к ЕГЭ.
Актуальность факультатива очевидна: этот курс позволяет, во-первых, повышать грамотность учеников, во-вторых, дает им возможность подготовиться к ЕГЭ по русскому языку.
Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер. Факультатив обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Материал курса может быть использован в качестве обобщающего для учащихся 10 класса любого профиля.
Рабочая программа факультатива по русскому языку в 10 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.
Содержание программы факультатива предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формировать практические навыки выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.
Цель курса - совершенствование приобретенных учениками знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка школьников к выполнению заданий ЕГЭ на высоком уровне, а также использование в повседневной жизни нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
- овладение основными нормами литературного языка;
- создание прочной базы языковой грамотности учащихся;
- освоение алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
- совершенствование орфографической компетенции выпускников;
- развитие речевой культуры.
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная.
Работа с нормативными документами, с учебными пособиями по русскому языку для 10-11 классов, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами, с текстами, тренинги, практикумы, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, тренировочно-диагностические работы.
Ожидаемые результаты. Учащиеся должны знать, уметь, понимать:
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- грамматические и орфографические нормы современного русского литературного языка;
- оценивать речь с точки зрения орфографических норм русского литературного языка;
- применение знаний в практике правописания;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Содержание программы
Орфограммы в приставках слов. «З» и «с» на конце приставок. Ъ и Ь разделительные знаки. Правописание приставок раз- (рас-), роз-(рос-). Правописание приставок пре- при- в зависимости от смысла приставки; правописание приставок пре- и при- в зависимости от значения контекста. Приставки на согласную +корень с «и» - «ы». - 4 час.
Орфограммы в корнях слов. «И» в корне после «ц». «О» - «е» после шипящих в корне под ударением. Правописание корней с чередованием: гор-гар, клон-клан, твор-твар, зор-зар, бер-бир, тер-тир, пер-пир, дер-дир, мер-мир, стел-стил, блест-блист, жег-жиг, чет-чит, лаг-лож, кас-кос, раст-ращ-рос, мак-мок, равн-ровн, скак-скоч, плыв-плав-плов. Правописание проверяемых гласных в корне. Правописание проверяемых согласных в корне. Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне. - 6 час.
Орфограммы в суффиксах слов. Гласные в суффиксах глагольных форм прошедшего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени. Правописание глагольных суффиксов ова-ева, ыва-ива. «О» и «е» после шипящих и ц. Правописание суффиксов существительных: чик-щик, ек-ик, -ен в словах на -мя. Суффиксы существительных и прилагательных, которые нужно запомнить. Правописание суффиксов прилагательных «к» и «ск». Суффиксы «о» и «е» в наречиях. Н и НН в суффиксах прилагательных ,причастий и существительных. Н и НН в суффиксах слов с корнем -веш- и -меш-. Суффиксы прилагательных -ов-ев-. - 8 час.
Орфограммы в окончаниях слов. Буква «ь» после шипящих в конце слов. Падежные окончания имен существительных. Правописание личных окончаний глаголов. - 3 час.
НЕ с разными частями речи. Слитное и раздельное написание «не» с существительными, прилагательными и наречиями на «о». «Не» с причастиями. «Не» с глаголами и деепричастиями. «Не» с наречиями и местоимениями. Различение на письме частиц «не» и «ни». - 6 час.
Правописание наречий. - 3 час
Правописание производных и непроизводных предлогов. - 2 час
Правописание союзов. - 2 час.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема раздела |
Колич-во часов |
№ задания в КИМах |
1 |
Орфограммы в приставках |
4 |
№ 9 |
2 |
Орфограммы в корнях |
6 |
№ 8 |
3 |
Орфограммы в суффиксах |
8 |
№ 10, 11, 14 |
4 |
Орфограммы в окончаниях |
3 |
№ 11 |
5 |
Слитное и раздельное написание «не» с разными частями речи |
6 |
№ 12 |
6 |
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное |
3 |
№ 13 |
7 |
Правописание производных и непроизводных предлогов |
2 |
№ 13 |
8 |
Правописание союзов |
2 |
№13 |
|
Итого: |
34 |
|
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во час. |
Справочные материалы |
I |
Орфограммы в приставках |
4 |
|
1 |
Приставки на «з» и «с» |
1 |
Запомнить: здесь, здание, здоровье, ни зги |
2 |
Разделительные «ъ» и «ь» знаки |
1 |
Запомнить: |
3 |
Приставки пре- и при- |
1 |
|
4 |
Приставки на согласную + корень с И — Ы |
1 |
«И» сохраняется после приставок меж-, сверх-, иноязычных ( контр-, пост-,суб- и др.) |
II |
Орфограммы в корнях слов |
6 |
|
5 |
И в корне после Ц под ударением |
1 |
Исключения: « Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц». |
6 |
Ё после шипящих в корне под ударением |
1 |
Запомнить: шов, шорох, крыжовник, обжора, трущоба, шорник, шоры, капюшон, шорты, на рожон, пижон, чокаться, чох, жом, анчоус, джонка, крюшон, артишок. |
7 |
Правописание корней с чередованием О — А: - гор-(-гар-) |
1 |
Исключения: утварь, выгарки, пригарь. Исключения: Ростов, Ростислав, Ростокин (город), ростовщик, росток; отрасль. Исключения: зорянка, зоревать. Запомнить: полог. |
8 |
Правописание корней с чередованием И - Е: |
1 |
Исключения: сочетать, сочетание, чета. |
9 |
Правописание корней с чередованием ( в зависимости от значения): |
1 |
Запомнить: промокательная бумага, промокашка, промокать ( написанное). Исключения: равнина, ровесник, уровень, поровну. Исключения: скачок, скачу , заскачу (начну скакать)- гл. 1 л. наст. и будущ. вр., Запомнить: плывун. |
10 |
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне. |
1 |
|
III |
Орфограммы в суффиксах |
8 |
|
11 |
Гласные в суффиксах глагольных форм ( посеял, увидевший). |
1 |
|
12 |
Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени. |
1 |
Обратить внимание. |
13 |
О -Е -Ё после шипящих и Ц в сцффиксах. |
1 |
Запомнить: слова на — мя — это 10 разносклоняемых существительных среднего рода(стремя, семя, знамя, пламя, племя, бремя, время, темя, вымя, имя) |
14 |
Правописание суффиксов прилагательных к и ск. |
1 |
|
15 |
Н и НН в суффиксах прилагательных |
1 |
Запомнить: юный, зеленый, багряный, румяный, пряный, свиной, бараний. |
16 |
Н и НН в суффиксах причастий |
1 |
|
17 |
Н и НН в суффиксах существительных |
1 |
|
18 |
Особые случаи правописания суффиксов ( н и нн в словах с корнями -веш- и -меш-; е - и в словах на обез- (обес-). |
1 |
|
IV |
Орфограммы в окончаниях |
3 |
|
19 |
Правописание падежных окончаний имен существительных. |
1 |
Обратить внимание на морфемный состав несклоняемых имен существительных. |
20 |
Правописание личных окончаний глаголов. |
1 |
|
21 |
Правописание окончаний прилагательных и причастий. |
1 |
|
V |
«Не» с разными частями речи |
6 |
|
22 |
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О. |
1 |
Запомнить: не готов, не рад, не должен, не расположен, не намерен, не согласен, |
23 |
НЕ с причастиями. |
1 |
Обратить внимание на написание с «не» страдательных причастий настоящего времени на -мый и прилагательных на - мый. |
24 |
НЕ с отрицательными местоимениями. |
1 |
|
25 |
НЕ с отрицательными наречиями. |
1 |
|
26 |
НЕ с глаголами и деепричастиями. |
1 |
Обратить внимание на написание не с глаголами на недо- |
27 |
Особые случаи написания НЕ с разными частями речи |
|
|
VI |
Правописание наречий |
3 |
|
28 |
Раздельное написание наречий |
1 |
|
29 |
Слитное написание наречий |
1 |
|
30 |
Написание наречий через дефис |
1 |
|
VII |
Правописание предлогов |
2 |
|
31 |
Правописание непроизводных предлогов |
1 |
|
32 |
Правописание производных предлогов |
1 |
|
VIII |
Правописание союзов |
2 |
|
33 |
Союзы тоже, также, чтобы (чтоб), итак, зато. |
1 |
|
34 |
Союзы причем, притом, оттого, потому. |
1 |
|
Учебно-методическое обеспечение
- Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, Русский язык, 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Издательство «Русское слово», 2013.
- А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Издательство «Просвещение», 2012.
- В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М. Издательство «Просвещение», 2007.
- Л.Н.Пучкова, Русский язык. Типовые тестовые задания. М. Издательство «Экзамен», 2011.
- А.И.Кайдалова, И.К. Калинина, Современная русская орфография. Издательство «Высшая школа», 2008.
- Д.Э.Розенталь, Русский язык. Учебное пособие для 9-11 классов. М. «Просвещение», 2007.
- С.И.Львова, И.П. Цыбулько, Русский язык. Сборник заданий.М.Эксимо, 2008.
- Д.Э.Розенталь, Сборник упражнений по русскому языку.М. Издательство «ОНИКС 21 век», 2005.
- Н.А.Сенина, ЕГЭ-2018г. Русский язык, 25 тренировочных вариантов. Ростов-на-Дону, Издательство «Легион», 2017.