Возраст детей: 5-7 лет.
Тип занятия: интегрированное.
Материалы и оборудование: вода, земля, настоящие бумажные купюры, монеты, распечатанные купюры и монеты, картинки для математических заданий, конверты, письма, тексты сказок, контейнеры с продуктами: чай, соль, перец, рис, какао, пустые контейнеры, клеенка, ценники, бумага А4 разных цветов.
Действующие лица: ведущие, дети.
Интеграция с образовательными областями: охватывает все образовательные области, соответствующие ФОП.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- познакомить детей с деньгами, их назначением;
- дать определение понятиям «деньги», для чего они нужны;
- какого достоинства бывают деньги и какие (бумажные купюры, железные монеты);
- дать определение понятиям: наличные и безналичные деньги;
- формировать первичные экономические понятия;
- учить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- учить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
- воспитывать у детей бережное отношение к деньгам и их тратам.
Ход интегрированного занятия
Ведущие встречают детей.
В1:
«День необычный сегодня у нас
Мы искренне рады приветствовать вас
Для умной игры собралась детвора
Ее начинать нам настала пора»
В2:
«Встанем в круг скорее дружно
Поздороваться нам нужно
Говорим вам всем привет
Улыбнитесь нам в ответ»
В: Ребята, мы пришли сегодня раньше вас и представляете на столе обнаружили вот эти конверты. Но мы их не открывали. Давайте вместе их откроем. Правда интересно, что в них. Так с какого же начнем? А начнем с конверта под номером 1. Отлично, открываем первый конверт.
Первое письмо.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Василиса премудрая. Хочу предложить вам такое задание. Осмотритесь вокруг, найдите коробочки с разными продуктами: в них соль, перец, чай, какао. Подумайте и ответьте, что все эти продукты может объединять?»
В: Какой же ответ мы дадим Василисе? Раньше всеми этими предметами расплачивались, до появления настоящих денег.
В: Ребята, открываем следующий конверт под номером 2. Интересно, кто нам его прислал.
Второе письмо.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Буратино. Вы ведь знаете, что у меня есть пять монет и мой друг Артемон, дал мне целую бумажную денежку. Но вот я теперь думаю: а какие денежки надежнее бумажные или металлические? А куда их лучше прятать, чтобы сохранились лучше: в землю, в воду, в мешок, чтобы их сохранить. Жду от вас ответа»
В: Друзья, поможем Буратино, справимся? Чтобы ему помочь, нам надо провести несколько опытов. Для этого нам нужна вода, монета, бумажная денежка (как она называется?) Давайте положим наши деньги в воду. Утонула, намокла. Удобно? Нет. Теперь давайте забросаем их землей. Удобно? Нет, стали грязными, могут порваться, можно забыть, где их закопали. Теперь давайте попробуем их спрятать в мешочек. Удобно? Нет. Банкноты надо складывать, они мнутся, металлические монеты удобно туда класть, но мешочек становится тяжелым, может порваться, неудобно носить.
Ребята, монета и банкнота - это какие деньги? Наличные. А какие еще бывают деньги? На банковской карте, безналичные, электронные. Именно картой сейчас расплачиваются в магазине. Карта удобная, ее не надо прятать, закапывать в землю. Денежки лежат в банке, копятся, в любой момент их можно обналичить, снять в банкомате. Они не тонут, не рвутся. Именно перевести деньги на карту мы и посоветуем Буратино.
В: Ребята, теперь открываем конверт с цифрой 3. Так, и кто же нам написал теперь.
Третье письмо.
«Ребята, всем здравствуйте. Бедный я, несчастный. Ничего не знаю. Задали мне такие сложные задания в нашей школе. Ну вот никак не могу их решить. Знайка меня теперь ругать будет. Помогите мне, пожалуйста. Ваш Незнайка»
Задания:
- Что больше два рубля или две копейки?
- Что меньше пять рублей или 50рублей?
- Какие монеты надо сложить вместе, чтобы получилось в сумме 10 рублей?
- Пончику дали 10 рублей, чтобы он сходил в зоопарк. Билет туда стоит 5 рублей. А он еще хочет мороженое. Оно стоит 2 рубля. Хочет воздушный шарик он стоит 1 рубль, хочет поп - корн, который стоит 3 рубля. Еще хочет сходить в кино(5рублей), попить газированной воды (1рубль), а еще ему надо вернуться домой на автобусе. Билет стоит 2 рубля. Как лучше всего распределить бюджет пончика?
Дети выполняют все задания, ответы вкладывают в конверт.
В: Открываем следующий конверт под номером 4.
Четвертое письмо
«Мальчишки и девчонки, привет. Пишет вам малыш из Стокгольма. Мы с моим другом Карлсоном всегда спорим все ли можно купить за деньги? Я вот думаю, что нет. А Карлсон говорит, что да. Я вам приготовил картинки, из-за которых мы спорим. Рассудите нас. Заранее спасибо. Ваш Малыш»
Дети распределяют картинки по двум категориям: можно купить за деньги - нельзя купить за деньги (например, мороженое, облако, ведро, звезды и т.д.)
В: картинки мы положим в конверт. Отправим почтой Малышу. И пусть Карлсон больше не спорит.
И пришло время вскрыть последний конверт.
Пятое письмо
«Я очень знаменитый кот. Зовут меня Кот в сапогах. Мое вам кошачье мурздрасьте. Мой хозяин Маркиз де Карабас недавно приезжал ко мне в гости. Мы очень любим с ним поболтать о том, о сем. Ну вот, он меня спросил: знаю ли я сказки, в которых есть деньги. Я же самый умный кот на свете, а вот не смог вспомнить ни одной сказки. Ребята, вы мне поможете?»
«Золотой ключик»
Вывод. Сказка учит детей не доверять мошенникам и не вкладывать деньги в сомнительные авантюры. Прежде чем делать инвестиции, нужно убедиться в надежности финансового учреждения, оценить риски, посоветоваться со специалистами, чтобы самому не оказаться в «стране дураков». Также не стоит хвастаться своим богатством, поскольку всегда найдутся люди, которые захотят заполучить его обманным путем.
«Три поросенка»
Вывод. Сказка учит детей отдавать предпочтение качеству, а не количеству или дешевизне, ведь известно: скупой платит дважды. Этот навык пригодится и в бизнесе, и в быту. Лучше построить добротный дом, приобрести хорошую вещь, которая прослужит долго, чем впоследствии подсчитывать убытки, пытаясь сэкономить на качестве.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Вывод. С одной стороны, сказка учит не быть жадными и довольствоваться тем, что дается тебе судьбой. Но опытный бизнесмен способен усмотреть в сюжете и другой смысл: никто не запрещает стремиться к большему, ведь рыбка не отказала старику в первый и второй раз. Однако важно помнить, что в погоне за несметными благами можно все потерять. Нужно делать посильные инвестиции, формировать «финансовую подушку», чтобы подстраховаться на случай неудачи.
А также можно вспомнить такие сказки, как «Али баба и сорок разбойников», «Аленький цветочек», «Морозко».
В конце занятия проводится мастер-класс по изготовлению кошелька (оригами). А также подводится результат проведенному занятию: понравилось или нет, что больше всего запомнилось, то еще детям хотелось бы узнать по данной теме.