Проблема исследования: Введение нового государственного образовательного стандарта требует модернизации современного образования, обновления его методов, содержания, используемых учебно-воспитательных технологий. В условиях модернизации образования актуализируются инновационные социально-педагогические технологии организации работы с молодежью. Кроме изменений государственного образовательного стандарта следует учесть быстрые темпы развития современного общества, а также современных поколений. Комплекс отмеченных факторов актуализирует систему инновационных техник, делает актуальным переход от педагогики знаний к педагогике действий и личностного развития.
Цель исследования: выявление комплекса социально-педагогических технологий, эффективно воздействующих на социальное развитие и воспитание молодежи.
Методы исследования: социально-педагогический эксперимент в классах социально-экономического и социально-гуманитарного профиля с анализом таких показателей успешности социального развития обучающихся, как результаты экзаменов, независимых диагностик, олимпиад и проектной деятельности, творческих конкурсов и конференций.
Анализ документов показывает, что в современном образовательном процессе делается акцент на гуманизацию образовательного процесса, создание благоприятных социокультурных условий для формирования личности, воспитание социально активного гражданина, выявление и развитие одаренных детей. [5]. Эти задачи реализуются в системе предметного обучения по истории, обществознанию, литературе, русскому языку, организаций дополнительного образования, досуга учащихся.
Одаренные дети выделяются среди других высокой мотивацией, заинтересованностью в определенном предмете, проблеме, теме, выходящей часто за пределы школьной программы. Миссия учителя в данном случае транслируется, он превращается в тьютора, который формирует совместно с родителями индивидуальную траекторию раскрытия и развития одаренности ребенка, создает вокруг него развивающую среду, готовит и обеспечивает участие в конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности, мотивирует одаренного ребенка на достижения в выбранной им области.
Педагогическая практика работы в профильных классах (социально-экономический, социально-гуманитарный) показывает, что мотивация на изучение предметов во многом зависит от используемых учителем педагогических приемов. Эффективны методы диалога и игры.
Диалог, как метод обучения, хорошо известен в истории педагогики еще с античных времен, философских школ Сократа, академии Платона, ликея Аристотеля. Диалог исходит из философской установки, что необходимые знания у человека уже есть, их необходимо только актуализировать, обобщить, «очистить» от лишней информации. Методики диалога стали развиваться в таких педагогических системах XX века, как вальфсдорфская школа педагогики, педагогическая система Д. Карнеги, педагогическая традиция Эльконина-Давыдовой. Диалог позволяет не только актуализировать имеющиеся знания, но и способствует проявлению эрудиции, способности формулировать свою позицию и аргументировать ее. Потому диалог становится востребованным методом обучения в целях формирования и развития мотивации, заинтересованности учащегося в определенном предмете. Использование диалоговых методик позволяет устанавливать гармоничное социокультурное взаимодействие в группе, способствовать самореализации личности ребенка в дискуссиях, процессе аргументации собственной позиции. Участие в таких формах активности способствует самореализации личности, выработки таких важных качеств как эрудированность, активная позиция и социальная активность, уверенность в себе, осознанность профессионального выбора, мотивация работы в рамках определенной темы, проблемы. Сама по себе мотивация, стремление к успеху может быть рассмотрена как признак одаренности. Развитие одаренности в данном случае зависит от взаимодействия учащегося, педагога, родителей и фиксируется она через успехи ребенка в учебу, конкурсной, проектной, волонтерской деятельности.
Дополняет метод диалога игра [3]. Игровая деятельность положительно воспринимается обучающимися. Специфика игры как формы организации учебно-воспитательного процесса - формирование конкуренции. Игра может проводиться в форме интеллектуальных соревнований, а также поисковой работы по решению задач-ситуаций. Игра как соревновательная, конкурентная деятельность, где учитель выступает не только как организатор, ведущий (модератор), но и арбитр, оценивающий ответы детей и команд, выделяющий сильный и слабые стороны каждой позиции, выносящий вердикт о победе той или иной команды, отдельного ребенка. Игра не только обобщает знания обучающегося, развивает навыки применения знаний к определенной ситуации, вопросу, заданию, но и вносит вклад в воспитание личности, формирование активной жизненной позиции, способности ее аргументировать, отстаивать собственную точку зрения. Игровая деятельность положительно воспринимается обучающимися. Специфика игры как формы организации учебно-воспитательного процесса - формирование конкуренции. Игра может проводиться в форме интеллектуальных соревнований, а также поисковой работы по решению задач-ситуаций. Игра как соревновательная, конкурентная деятельность, где учитель выступает не только как организатор, ведущий (модератор), но и арбитр, оценивающий ответы детей и команд, выделяющий сильный и слабые стороны каждой позиции, выносящий вердикт о победе той или иной команды, отдельного ребенка. Игра не только обобщает знания обучающегося, развивает навыки применения знаний к определенной ситуации, вопросу, заданию, но и вносит вклад в воспитание личности, формирование активной жизненной позиции, способности ее аргументировать, отстаивать, активно взаимодействовать с другими участниками команды, демонстрировать и дополнять за счет других учащихся имеющиеся знания.
Технология организации и проведения игры включает в себя разные формы и этапы. Формами проведения интеллектуальной игры может выступать олимпиада, брейн-ринг, деловая игра. Олимпиада как форма проведения игры предполагает, что учащиеся работают индивидуально или в командах, им дается время на выполнение заданий разных уровней сложности, каждый участник игры (учащийся или команда) отвечают на задание, предложенное модератором, ответ сразу оценивается в зависимости от сложности задания или корректируется модератором или другими участниками. В итоге побеждают те учащиеся или команды, набравшие большое количество баллов. В случае равенства баллов модератор предлагает дополнительные задания.
Брейн-ринг как форма проведения игры в большей степени моделирует ситуацию соперничества. На данную форму организации игры выносятся задания повышенной сложности, требующие проявления собственной позиции учащихся, их эрудиции. Модератор предлагает командам задание и дает право ответа той, которая быстрее той, которая быстрее реагирует, дает наиболее точный и аргументированный ответ. Побеждает та команда, которая набирает большее число баллов. Баллы выставляются в зависимости от сложности задания.
Отмеченные формы игры активизируют не только познавательную сферу учащихся, мотивируют их на развитие эрудиции, самостоятельный поиск знаний, но и учат взаимодействию в команде, коммуникабельности, возможности обмена знаниями. Отмеченные познавательно-воспитательные особенности игры формируют предметное мышление, а также такие важные качества, как коммуникабельность, социальная активность, эрудированность. Формирование личности в школьной среде в направлении таких характеристик требует от современного образования ФГОС третьего поколения.
Технология организации игры предполагает не только выбор формы, отвечающей текущим педагогическим задачам, но и разработку концепции игры, состоящую из следующих этапов:
- подготовительный (выбор формы игры, отбор заданий, корректировка правил игры, уточнение системы оценивания, подготовка перечня ситуативных вопросов)
- проведение игры (ситуативная корректировка организационного этапа, наблюдение за ходом выполнения заданий, ситуативное реагирование на ход игры)
- подведение итогов игры, самоанализ (что получилось? Почему в процессе игры пришлось корректировать подготовительный этап? Какие задачи не удалось реализовать и почему? Каким образом необходимо скорректировать модель игры?)
Реализация отмеченных этапов позволяет совершенствовать технологию организации интеллектуальных игр, постоянно искать новые методы и формы работы с учащимися, модернизировать правила и сценарии игр, корректировать их в зависимости от ситуации и психоэмоционального состояния обучающихся [4].
Технологии игры и организации диалога как инновационные в силу вовлечение учащихся в процесс сотворчества с учителем, повышение заинтересованности учащихся в предмете, развитию таких социозначимых качеств, как социальная активность, инициатива, ответственность. Более того, диалоговые и игровые техники способны проявиться и развиваться одаренным детям, которые, в свою очередь своими достижениями обеспечивают социальный успех педагога. Социальная активность учащихся способствуют самореализации не только в учебной, но и в общественно полезной деятельности. В этих условиях перспективным является распределение обязанностей учащихся, закрепление за каждым участником определенного полезного вида деятельности, соответствующего интересам, умениям, склонностям учащегося. Выбор формы деятельности определяется самой личностью воспитанника, ее предпочтениями, а также имеющимися навыками. Одни дети обладают навыками работы с техникой, они берут на себя организацию фотографирования и видеосъемки наиболее важных событий в жизни класса или группы, другие компетентны в области работы с компьютерной техникой, они способны работать с информационным сопровождением, размещать оперативную информацию о наиболее заметных событиях (олимпиадах, конференциях), размещают в социальных сетях конспекты занятий, необходимые учебные материалы. В такой деятельности, поддерживаемой педагогом, учащиеся становятся не только сопричастными к организации работы, но и отрабатывают те навыки, которые могут пригодиться во взрослой жизни.
Для личности в ситуации самореализации и действий является проектная деятельность. Индивидуальность ребенка проявляется в данном случае в возможности выбора темы исследования, маршрута работы, стратегии представления результатов работы, выбора методов исследовательской деятельности. Помимо групповой работы в данной методике актуализируется личный контакт учащегося с педагогом, который может разворачиваться в формате подготовки статьи, презентации, доклада.
Таким образом, применение современных воспитательных диалоговых и игровых технологий педагог не только обобщает и углубляет знания учащихся, готовит их к участию в проектной деятельности, всероссийских олимпиадах, государственной итоговой аттестации, но способствует воспитанию личности, формированию социально активной гражданской позиции, эрудиции, способности и готовности отстаивать свою точку зрения в конкурентной борьбе, вносит существенный вклад в выявление и формирование одаренности учащихся.
Литература
1. Волосков И.В. Диалог как форма обучения одаренных одаренных студентов // Материалы круглого стола «Инновационные методы работы с одаренными одаренными учениками». - М .: ВШЭ, 2015.-С. 18-21
2. Волосков И.В. Социальные технологии для формирования традиционных ценностей студентов. - Саарбрюккен.: Ламберт, академическое издательство, 2015.-300с.
3. Зайцева В.А., Ткаченко А.В. Одаренные дети // Актуальные проблемы мегаполиса столицы в контексте практической подготовки студентов: материалы круглого стола на I Международной научно-практической студенческой конференции (часть 2) (22 февраля 2018 г.). М .: РИТМ, ООО, 2018. с. 291-299.
4. Роль самоорганизации детей в образовательном процессе в системе дополнительного образования. Журнал Европейской ассоциации педагогов и психологов.
5. Информационно-аналитические материалы о механизмах синхронизации и реализации стандартов и стратегий развития дошкольного и общего образования, а также о модернизации системы обучения и повышении уровня квалификации педагогических кадров. - М.: МГУТУ. КГ. Разумовский, 2015.-100с.