Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литературная гостиная"

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4


Авторы-составители:
Матвеева Ирина Осиповна,
учитель начальных классов,

ГБОУ города Москвы «Школа №1384
имени А.А.Леманского;

Филиппенкова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя школа №37» города Смоленска;
Якуничкина Юлия Васильевна,
учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя школа №37» города Смоленска

 

 

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Литературная гостиная» составлена на основании:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
  • Авторской программы внеурочной деятельности «Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Моя Читалия» М.Л.Яковлевой;
  • Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ города Москвы «Школа №1384 имени А.А.Леманского»;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №37» города Смоленска;
  • Положения о внеурочной деятельности ГБОУ города Москвы «Школа №1384 имени А.А.Леманского»;
  • Положения о внеурочной деятельности МБОУ «СШ №37» города Смоленска.

Программа обеспечивает формирование у младших школьников универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего обучения в средней школе, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.

«Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества». (М.Р.Львов)

Современные образовательные программы предполагают развитие речевого творчества, являясь одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года, но методические и учебные пособия не содержат необходимый материал по речевой креативности, не давая возможности развиваться этим параметрам должным образом.

Данный курс представляет собой систему творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста.

Новизна программы в том, что итогом изучения тем курса является создание групповых сборников, которые составляются обучающимися на протяжении всего учебного года. Каждый обучающийся участвует в создании сборника: оформляет одну страницу будущего сборника скороговорок, загадок, сказок. Ученик не только записывает придуманное им произведение, но и тщательно продумывает оформление страницы (рисунок, отражающий тему и содержание продукта творческой деятельности, фон и т.п.). Ребята выбирают ответственных за оформление обложки, страниц и содержания сборника. В 4-ом классе обучающиеся создают индивидуальный сборник своих произведений на протяжении всего учебного года.

Программу предлагается реализовать в форме заседаний интеллектуального клуба в сочетании с исследовательскими и творческими проектами детей, проведении коллективных игр, викторин. Программа включает разнообразные виды деятельности и формы организации работы, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приемы; побуждает детей к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей и задач.

Цель курса: развитие творческих способностей младших школьников средствами различных видов речевой деятельности.

Задачи:

  • через творческое задание привить интерес обучающихся к любому проявлению творчества;
  • учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть непонятым окружающими;
  • повышать уровень самооценки;
  • обучать воспитанников основам научного творчества;
  • содействовать становлению речевой культуры, способствующей проявлению творческой индивидуальности учащегося;
  • научить детей мыслить раскованно и творчески;
  • формировать устойчивый интерес к учебному процессу.

II. Общая характеристика учебного курса

Предлагаемый курс «Литературная гостиная» построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования и формирования речевого творчества обучающихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Именно через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением понимается формирование языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Воспитание связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку и литературному чтению, уважения к себе как носителю языка, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Курс «Литературная гостиная» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей большинства предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, обучающиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, математическом понятии, в рисунке, в рукотворном изделии. Например, на уроке математики ученики знакомятся с задачами, на занятиях курса они используют свои знания для составления задач по мотивам русских народных сказок. На уроке литературного чтения ученики знакомятся с видами устного народного творчества, с поэзией и прозой, на занятиях курса пробуют себя в роли поэтов и прозаиков, учатся средствами языка сочинять загадки, сказки, истории, стихи, басни. Курс тесно связан с уроками изобразительного искусства и технологии. Любое создание продукта проектной деятельности предполагает его красочное оформление с использованием разных техник изобразительной деятельности.

В основу отбора компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только изучение жанров литературного творчества и их отличительных особенностей, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, рационально-логическое), его интересы.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе выполнения заданий учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют ивыполняют небольшие исследования по выявлению особенностей построения сказок, басен, загадок, установлению причинно-следственных связей в ходе составления собственных продуктов проектной деятельности. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Большая часть тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом. Так, построение предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не испортить своё рассуждение ошибками?..». Среди других методических решений – обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, писем, этюдов, загадок, стихов, дневниковых записей и т.д.; организация партнёрства, делового сотрудничества обучающихся при выполнении различных заданий.

Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом – вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведётся без изучения теории, её цель – общее и речевое развитие учащихся, накопление ими положительного речевого опыта и его осмысление.

На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная история), сочинение-рассуждение и др.

Таким образом, курс «Литературная гостиная» в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

  • формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
  • формирование языковых умений (в области фонетики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний.
    Учебный курс содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценностно-смысловых), познавательных и коммуникативных. Значительное место в курсе «Литературная гостиная» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.

Принципы построения программы:

  • системное построение творческих заданий с учётом личностно деятельного подхода;
  • согласованность с «Литературным чтением» как учебной дисциплиной;
  • учёт уровня развитости у учащихся речевого творчества.

Рабочая программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и музыкальное рисование, разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов и др. Курс ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам; организацию кружковой работы, обеспечивающей развитие литературно-творческих способностей обучающихся, расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др.

В помощь учителю разработано методическое пособие «Краткие методические рекомендации к занятиям по внеурочной деятельности «Литературная гостиная» (См. Приложение 1).

III. Место курса «Литературная гостиная» в учебном плане

На изучение учебного курса «Литературная гостиная» в 1-4 классах отводится 1 час в неделю, всего выделяется 135 часов. Из них 33 часа отводится в 1-м классе, 34 часа – во втором классе, 34 часа – в 3-м классе и 34 – в 4-м классе.

IV. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературная гостиная» на конец 4 класса

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, на участие в совместных делах;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

У ученика могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения заданий;
  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по теме занятия;
  • ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из разных источников, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  • наблюдать и сопоставлять, выявлять особенности, сходства и отличия художественных произведений, отражать полученную при наблюдении информацию в словесной форме (как в устной, так и письменной);
  • использовать готовые модели для создания продуктов собственного сочинения.

Ученик получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, табличную);
  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках внеурочных занятий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
  • планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
  • уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (мини-сочинения, сказки, загадки, сообщения, презентации)

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • участвовать в устном общении на занятии (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
  • овладеть приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
  • озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли, для завершения текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
  • находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности речи;
  • понимать, от какого лица, 1-го или 3-го, ведётся рассказ;
  • письменно (после коллективной подготовки) создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров, небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
  • сочинять несложные истории, рассказы на основе начальных (заключительных) предложений, рисунков, опорных слов;
  • подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • находить по абзацным отступам смысловые части текста; восстанавливать деформированный текст;
  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делить текст на части (ориентируясь на подтемы), самостоятельно составлять план;
  • создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые четверостишия, дневниковые записи, короткие рассказы, сказки), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

V. Основное содержание курса

1 класс

Знакомство с загадкой. Народная и литературная (авторская) сказка. Выделение художественных особенностей сказок, их структуры. Выявление сходства одножанровых народных и авторских текстов.

Сочинение собственных произведений по аналогии с произведениями малых жанров устного народного творчества. Создание группового сборника загадок.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Создание группового сборника чистоговорок.

Формирование воссоздающего и творческого воображения. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Продолжение прочитанного (прогнозирование).

2 класс

Расширение базы видо-жанровых и тематических литературных впечатлений.

Сочинение собственных произведений по аналогии с произведениями малых жанров устного народного творчества. Создание группового сборника загадок в рифмованной форме. Создание группового сборника считалок. Создание копилки скороговорок. Составление книжки-малышки «Заклички».
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Создание группового сборника стихотворных строк.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), продолжение прочитанного. Выпуск сборника задач по мотивам русских народных сказок.
Создание собственных письменных высказываний: поздравление, записка, телеграмма.

3 класс

Накопление разнообразных видо-жанровых представлений о фольклоре и лирике. Выделение художественных особенностей сказок, их структуры и лексики.

Сочинение собственных произведений по аналогии с произведениями малых жанров устного народного творчества. Создание группового сборника небылиц. Создание группового сборника докучных сказок. Создание группового сборника сказок разных видов.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Создание группового сборника акростихов. Создание группового сборника синквейнов.

Создание собственных письменных сочинений на заданную тему: математические, грамматические и природоведческие сказки.

4 класс

Практическое освоение особенностей различных жанров фольклора, лирики и эпоса.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Создание группового сборника стихов – хокку. Создание группового сборника лимерик. Создание группового сборника дружеских шаржей в стихах.

Общее представление о композиционных особенностях разных видов высказываний: повествование, описание, рассуждение. Создание сочинений разных типов на основе читаемой литературы.

VI. Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса «Литературная гостиная»

В зависимости от этапа обучения используются два вида оценивания развития творческих способностей младших школьников: стартовая диагностика и итоговая диагностика. В методическом оснащении курса «Литературная гостиная» такие диагностики представлены в методическом пособии для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с. (См. Приложение 2). Руководствуясь данным методическим пособием, каждый педагог может выбрать определенный способ диагностики творческого развития ребёнка.

VII. Учебно-методическое обеспечение курса «Литературная гостиная»

  1. Андреева Е. В., Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Яковлева Н.А.  г. Самара, Центр развития образования, 2001. [Электронный ресурс].-UPL:http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm (дата обращения 02.03.2017)
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.
  3. Загашев И. О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
  4. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.
  5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009 г.
  6. Калюшкина А. П. Об опыте работы детского творчества. // Начальная школа, 2000, №12, с. 44-47
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования 2002, №6, с. 10-41
  8. Кубасова О.В. Литературное чтение: Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы/ Кубасова О.В.– Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2013
  9. Кубасова О.В. Литературное чтение: Методические рекомендации к учебнику для 1-4 класса общеобразовательных учреждений/О.В. Кубасова– Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2013 (электронная версия на сайте издательства)
  10. Кузнецова С. В. «Уроки речевого творчества». [Электронный ресурс].-UPL:http://www.proshkolu.ru/user/sveta121172/file/1228256/ (дата обращения 02.03.2017).
  11. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Самара, Корпорация «Фёдоров», 1999.
  12. Прохорова Л.Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников // Начальная школа. – 2003, №2, с. 38-42
  13. Русский язык: Программа для 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы/ М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
  14. Соловейчик М. С.: Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 1-4 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013

VIII. Материально-техническое обеспечение реализации программы

  1. Интерактивное оборудование в каждом кабинете:
    1. компьютер (ноутбук)
    2. интерактивная доска (экран)
    3. проектор
    4. принтер
  2. Имеется выход в Интернет.

Тематическое планирование занятий «Литературная гостиная»