Авторы-составители:
Матвеева Ирина Осиповна,
учитель начальных классов,
ГБОУ города Москвы «Школа №1384
имени А.А.Леманского;
Филиппенкова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя школа №37» города Смоленска;
Якуничкина Юлия Васильевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя школа №37» города Смоленска
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Литературная гостиная» составлена на основании:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
- Авторской программы внеурочной деятельности «Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Моя Читалия» М.Л.Яковлевой;
- Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ города Москвы «Школа №1384 имени А.А.Леманского»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №37» города Смоленска;
- Положения о внеурочной деятельности ГБОУ города Москвы «Школа №1384 имени А.А.Леманского»;
- Положения о внеурочной деятельности МБОУ «СШ №37» города Смоленска.
Программа обеспечивает формирование у младших школьников универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего обучения в средней школе, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.
«Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества». (М.Р.Львов)
Современные образовательные программы предполагают развитие речевого творчества, являясь одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года, но методические и учебные пособия не содержат необходимый материал по речевой креативности, не давая возможности развиваться этим параметрам должным образом.
Данный курс представляет собой систему творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста.
Новизна программы в том, что итогом изучения тем курса является создание групповых сборников, которые составляются обучающимися на протяжении всего учебного года. Каждый обучающийся участвует в создании сборника: оформляет одну страницу будущего сборника скороговорок, загадок, сказок. Ученик не только записывает придуманное им произведение, но и тщательно продумывает оформление страницы (рисунок, отражающий тему и содержание продукта творческой деятельности, фон и т.п.). Ребята выбирают ответственных за оформление обложки, страниц и содержания сборника. В 4-ом классе обучающиеся создают индивидуальный сборник своих произведений на протяжении всего учебного года.
Программу предлагается реализовать в форме заседаний интеллектуального клуба в сочетании с исследовательскими и творческими проектами детей, проведении коллективных игр, викторин. Программа включает разнообразные виды деятельности и формы организации работы, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приемы; побуждает детей к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей и задач.
Цель курса: развитие творческих способностей младших школьников средствами различных видов речевой деятельности.
Задачи:
- через творческое задание привить интерес обучающихся к любому проявлению творчества;
- учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть непонятым окружающими;
- повышать уровень самооценки;
- обучать воспитанников основам научного творчества;
- содействовать становлению речевой культуры, способствующей проявлению творческой индивидуальности учащегося;
- научить детей мыслить раскованно и творчески;
- формировать устойчивый интерес к учебному процессу.
II. Общая характеристика учебного курса
Предлагаемый курс «Литературная гостиная» построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования и формирования речевого творчества обучающихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением понимается формирование языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Воспитание связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку и литературному чтению, уважения к себе как носителю языка, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
Курс «Литературная гостиная» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей большинства предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, обучающиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, математическом понятии, в рисунке, в рукотворном изделии. Например, на уроке математики ученики знакомятся с задачами, на занятиях курса они используют свои знания для составления задач по мотивам русских народных сказок. На уроке литературного чтения ученики знакомятся с видами устного народного творчества, с поэзией и прозой, на занятиях курса пробуют себя в роли поэтов и прозаиков, учатся средствами языка сочинять загадки, сказки, истории, стихи, басни. Курс тесно связан с уроками изобразительного искусства и технологии. Любое создание продукта проектной деятельности предполагает его красочное оформление с использованием разных техник изобразительной деятельности.
В основу отбора компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только изучение жанров литературного творчества и их отличительных особенностей, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, рационально-логическое), его интересы.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе выполнения заданий учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют ивыполняют небольшие исследования по выявлению особенностей построения сказок, басен, загадок, установлению причинно-следственных связей в ходе составления собственных продуктов проектной деятельности. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Большая часть тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом. Так, построение предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не испортить своё рассуждение ошибками?..». Среди других методических решений – обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, писем, этюдов, загадок, стихов, дневниковых записей и т.д.; организация партнёрства, делового сотрудничества обучающихся при выполнении различных заданий.
Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом – вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведётся без изучения теории, её цель – общее и речевое развитие учащихся, накопление ими положительного речевого опыта и его осмысление.
На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная история), сочинение-рассуждение и др.
Таким образом, курс «Литературная гостиная» в данной программе представлен следующими содержательными линиями:
- формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
- формирование языковых умений (в области фонетики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний.
Учебный курс содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценностно-смысловых), познавательных и коммуникативных. Значительное место в курсе «Литературная гостиная» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.
Принципы построения программы:
- системное построение творческих заданий с учётом личностно деятельного подхода;
- согласованность с «Литературным чтением» как учебной дисциплиной;
- учёт уровня развитости у учащихся речевого творчества.
Рабочая программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и музыкальное рисование, разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов и др. Курс ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам; организацию кружковой работы, обеспечивающей развитие литературно-творческих способностей обучающихся, расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др.
В помощь учителю разработано методическое пособие «Краткие методические рекомендации к занятиям по внеурочной деятельности «Литературная гостиная» (См. Приложение 1).
III. Место курса «Литературная гостиная» в учебном плане
На изучение учебного курса «Литературная гостиная» в 1-4 классах отводится 1 час в неделю, всего выделяется 135 часов. Из них 33 часа отводится в 1-м классе, 34 часа – во втором классе, 34 часа – в 3-м классе и 34 – в 4-м классе.
IV. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературная гостиная» на конец 4 класса
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, на участие в совместных делах;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У ученика могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения заданий;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по теме занятия;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из разных источников, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять особенности, сходства и отличия художественных произведений, отражать полученную при наблюдении информацию в словесной форме (как в устной, так и письменной);
- использовать готовые модели для создания продуктов собственного сочинения.
Ученик получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, табличную);
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках внеурочных занятий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Ученик получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (мини-сочинения, сказки, загадки, сообщения, презентации)
Предметные результаты
Выпускник научится:
- участвовать в устном общении на занятии (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
- овладеть приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли, для завершения текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
- находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности речи;
- понимать, от какого лица, 1-го или 3-го, ведётся рассказ;
- письменно (после коллективной подготовки) создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров, небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
- сочинять несложные истории, рассказы на основе начальных (заключительных) предложений, рисунков, опорных слов;
- подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста; восстанавливать деформированный текст;
- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- делить текст на части (ориентируясь на подтемы), самостоятельно составлять план;
- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые четверостишия, дневниковые записи, короткие рассказы, сказки), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
V. Основное содержание курса
1 класс
Знакомство с загадкой. Народная и литературная (авторская) сказка. Выделение художественных особенностей сказок, их структуры. Выявление сходства одножанровых народных и авторских текстов.
Сочинение собственных произведений по аналогии с произведениями малых жанров устного народного творчества. Создание группового сборника загадок.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Создание группового сборника чистоговорок.
Формирование воссоздающего и творческого воображения. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Продолжение прочитанного (прогнозирование).
2 класс
Расширение базы видо-жанровых и тематических литературных впечатлений.
Сочинение собственных произведений по аналогии с произведениями малых жанров устного народного творчества. Создание группового сборника загадок в рифмованной форме. Создание группового сборника считалок. Создание копилки скороговорок. Составление книжки-малышки «Заклички».
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Создание группового сборника стихотворных строк.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), продолжение прочитанного. Выпуск сборника задач по мотивам русских народных сказок.
Создание собственных письменных высказываний: поздравление, записка, телеграмма.
3 класс
Накопление разнообразных видо-жанровых представлений о фольклоре и лирике. Выделение художественных особенностей сказок, их структуры и лексики.
Сочинение собственных произведений по аналогии с произведениями малых жанров устного народного творчества. Создание группового сборника небылиц. Создание группового сборника докучных сказок. Создание группового сборника сказок разных видов.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Создание группового сборника акростихов. Создание группового сборника синквейнов.
Создание собственных письменных сочинений на заданную тему: математические, грамматические и природоведческие сказки.
4 класс
Практическое освоение особенностей различных жанров фольклора, лирики и эпоса.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Создание группового сборника стихов – хокку. Создание группового сборника лимерик. Создание группового сборника дружеских шаржей в стихах.
Общее представление о композиционных особенностях разных видов высказываний: повествование, описание, рассуждение. Создание сочинений разных типов на основе читаемой литературы.
VI. Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса «Литературная гостиная»
В зависимости от этапа обучения используются два вида оценивания развития творческих способностей младших школьников: стартовая диагностика и итоговая диагностика. В методическом оснащении курса «Литературная гостиная» такие диагностики представлены в методическом пособии для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с. (См. Приложение 2). Руководствуясь данным методическим пособием, каждый педагог может выбрать определенный способ диагностики творческого развития ребёнка.
VII. Учебно-методическое обеспечение курса «Литературная гостиная»
- Андреева Е. В., Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Яковлева Н.А. г. Самара, Центр развития образования, 2001. [Электронный ресурс].-UPL:http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm (дата обращения 02.03.2017)
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.
- Загашев И. О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
- Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009 г.
- Калюшкина А. П. Об опыте работы детского творчества. // Начальная школа, 2000, №12, с. 44-47
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования 2002, №6, с. 10-41
- Кубасова О.В. Литературное чтение: Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы/ Кубасова О.В.– Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2013
- Кубасова О.В. Литературное чтение: Методические рекомендации к учебнику для 1-4 класса общеобразовательных учреждений/О.В. Кубасова– Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2013 (электронная версия на сайте издательства)
- Кузнецова С. В. «Уроки речевого творчества». [Электронный ресурс].-UPL:http://www.proshkolu.ru/user/sveta121172/file/1228256/ (дата обращения 02.03.2017).
- Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Самара, Корпорация «Фёдоров», 1999.
- Прохорова Л.Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников // Начальная школа. – 2003, №2, с. 38-42
- Русский язык: Программа для 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы/ М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
- Соловейчик М. С.: Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 1-4 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
VIII. Материально-техническое обеспечение реализации программы
- Интерактивное оборудование в каждом кабинете:
- компьютер (ноутбук)
- интерактивная доска (экран)
- проектор
- принтер
- компьютер (ноутбук)
- Имеется выход в Интернет.