Тип урока: урок закрепления и применения знаний, умений, навыков.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить ранее изученный материал по построению параллельных и перпендикулярных прямых; координат точек на координатной плоскости; круговых диаграмм;
- научить наглядно представлять информацию в виде столбчатых диаграмм;
- сформировать умения анализировать столбчатые диаграммы;
- показать применение знаний, полученных на уроках математики, на практике.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала;
- развивать творческий потенциал и самооценку через творческие и тестовые задания;
- развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;
- развивать умения планировать свою деятельность.
Воспитательные:
- воспитание познавательного интереса к математике и повышение мотивации к учению по средствам ИКТ;
- воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы;
- воспитание наблюдательности, самостоятельности, способности к коллективной и индивидуальной работе.
Ход урока
1. Актуализация знаний
- Многие тысячи лет на Земле живет человек, и, по крайней мере, ему были даны два чуда природы: день, освещенный Солнцем, и ночь с ее манящими и загадочными россыпями звезд. Те, кто более пристально изучал перемещение небесных светил и звездных узоров, давно обнаружили строгую ритмичность суточных и сезонных движений. Эти явления были положены в основу различных способов счета времени и ведения календаря – двух необходимых атрибутов любой цивилизации. Занятия астрономией были всегда уважаемы. Математика и позже физика вышли из астрономии, математика – как аппарат для точных расчетов положений звезд, физика – для объяснения неизвестных явлений, обнаруженных при их наблюдении. Так почему бы не вернуться к астрономии хотя бы на одном уроке математики?
- Вспомните тему прошлого урока?
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?
- Как проверить хорошо ли вы освоили данную тему?
- Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем урок – путешествие. (Слайд 1)
2. Работа на уроке
Первое задание
Математический диктант. Давайте выясним, на каком виде транспорта мы будем совершать наше путешествие.
(слайд 3)
Координаты точек по порядку перечисляются учителем, учащиеся строят их в системе координат и последовательно соединяют, получается – ракета.
(0;8), (-2;4), (-2;-3), (-3;-5), (-3;-9), (-2;-9), (-2;-7), (-1;-7), (-1;-9), (1;-9), (1;-7), (2;-7), (2;-9), (3;-9), (3;-5), (2;-3), (2;4), (0;8)
Второе задание
Где применяется система координат? (слайд 4)
В художественной литературе встречаются упоминания о системе координат. В стихотворении К.Симонова «Сын артиллериста» о молодом воспитаннике майора – Лёньке, который корректировал огонь артиллерийской батареи по радио, говорится:
Третий сигнал по радио:
«Немцы вокруг меня,
Бейте четыре-десять,
Не жалейте огня!»
Майор побледнел, услышав:
«Четыре-десять – как раз
То место, где Лёнька
Должен сидеть сейчас»…
- Какие координаты передавались по радио?
- Где расположена эта точка в координатной плоскости?
Третье задание
Мы «улетаем в космос». (слайд 5 )
Прямо по курсу «Зона метеоритного дождя». (Слайд 6)
Задание 1. Постройте угол МОК, внутри этого угла отметьте точку А.Проведите через точку А прямые перпендикулярные сторонам угла.
Задание 2. Постройте угол АВС. Отметьте внутри угла точку К и проведите через неё прямые параллельные сторонам угла.
3. Физкультминутка
(Слайд 7)
Четвертое задание
Мы отправляемся дальше в звездную обсерваторию.
У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, её любимую собаку – в Малую Медведицу взял их на небо. (Слайд 8)
(6;6), (-3;5,5), (-8;5), (0;7,5), (3;7), (-5;7), (-6;3) - созвездие «Малой Медведицы»,
(-15;-7), (-3;-6), (5;-10), (-6;-5,5), (-10; -5), (6;-6), (-1;-10) – созвездие «Большой Медведицы».
Построение выполняется у доски.
Молодцы, ребята.
Историческое созвездие. (Слайд 9)
- Как давно системы координат пронизывают практическую жизнь человека?
Более чем за 100 лет до н.э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.
Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом. (Слайд 10)
Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.
Пятое задание
Мы подлетаем к «Планете внеземной цивилизации». (Слайд 11)
Наша задача – расшифровать неизвестные фигуры, спроектированной инопланетянами и построить их. (Слайд 12)
Название типов звезд |
Температура К |
Коричневые карлики |
2500 |
Белые карлики |
7500 |
Красные гиганты |
4000 |
Переменные звёзды |
6250 |
Шестое задание
(Слайд 13)
Последним на нашем пути мы встречаем млечный путь с названием «Заморочки».
К сожалению, очень часто наш путь состоит из трудностей, которые надо преодолевать. Я желаю вам успешного преодоления всех «заморочек».
Самостоятельно с последующей проверкой по вариантам на листочках: постройте на координатной плоскости точки по указанным координатам, соедините их последовательно. (Слайд 14)
1. Созвездие Рысь
(4; 4,5), (3; 4), (2,5; 1,5), (0; 0), (-2; 0), (-3; -1), (-3,5; -2)
2. Созвездие Северная Корона
(2; 2), (-1,5; 0), (0,5; -1), (1; -0,5), (2; -0,5), (3; 1,5), (2; 3).
4. Итоги урока
(Слайд 15)
Я думаю, что вы согласны, у нас получился очень интересный урок, на котором вы показали нам свой багаж знаний, а он не маленький и он будет вам необходим в старших классах, он будет еще пополняться и расширяться. А тема «Координатная плоскость», надеюсь, останется для вас любимой. (Слайд 16)
Выставление оценок.
5. Рефлексия
(Слайд 17)
Прикрепи смайлик у тех слов, которые вам больше подходят к окончанию урока.
- Урок полезен, всё понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Ещё придётся потрудиться.
- Да, трудно всё-таки учиться!