Исследовательский проект «Современные куклы: польза или вред?»

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: исследовательский проект, кукла, современная кукла


Введение

Кукла – лучшая подружка,
В начале жизни у девчушки.
Когда девчушки вырастают,
В их куклы доченьки играют.

Актуальность работы

У каждого человека детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Но в современном магазине игрушек огромное количество товара. От такого изобилия просто становится плохо. Какие же игрушки предпочитают современные дети? И как новомодные игрушки влияют на наших детей? Все ли игрушки воспитывают в детях доброту, милосердие, сострадание, те качества человека, которые в наше время так необходимы не только детям, но и взрослым.

Детские игрушки бывают самыми разнообразными, однако центральное место в жизни любой девочки всегда занимает кукла. В современном мире кукле отводится уже не та роль, как прежде. Раньше кукла была неразрывно связана с человеком, она была символом продолжения рода, оберегом для ребёнка. В настоящее время, играя в куклы, каждая девочка мечтает и в игре реализует свою будущую жизнь. Среди моих сверстниц есть девочки, которые очень любят играть в куклы, и я не исключение.

Предметом изучения моего проекта стали современные куклы серии «Монстер Хай», «Барби», «Братц». Раньше я очень любила играть c такими куклами. Эти куклы всего за несколько лет завоевли весь мир. Удивительно, но продажа этих игрушек произвела небывалый фурор на рынке игрушеной индустрии. Куклы смогли привлечь внимание и завоевать сердца не только самых маленьких пкупателей, но и взрослых. Я и мои подруги, конечно, не исключение.

Однажды мама мне запретила покупать эти куклы, смотреть мультфильмы с этими персонажами. Почему?

Устав от ежедневных споров, я спросила мнение классного руководителя. Мне предложили провести свое исследование, почему многие родители не разрешают играть куклами серий «Монстер Хай», «Барби», «Братц» и какое влияние имеют эти куклы на девочек.

Я выдвинула две гипотезы:

  • Куклы серий «Монстер Хай», «Барби», «Братц» имеют отрицательное влияние на детей.
  • Современные куклы очень востребованы, а значит полезны.

Цель исследования: изучить историю создания кукол и их влияние на детей.

Я поставила перед собой задачи:

  • познакомиться с историей возникновения кукол;
  • собрать информацию о современных куклах;
  • выяснить, какие куклы пользуются популярностью у моих сверстниц;
  • собрать информацию о влиянии современных кукол на развитие девочек;
  • сравнить современных кукол серии «Монстер Хай», «Барби», «Братц» с обычными куклами;
  • по итогам исследовательской работы, создать презентацию и убедить ребят в важности выбора кукол.

Объект исследования: куклы серии «Монстер Хай», «Барби», «Братц» и обычные куклы.

Методы:

  • работа с литературой;
  • работа в сети Интернет;
  • анкетирование и опрос;
  • наблюдение, сравнение и анализ кукол;
  • работа с компьютером.

Сегодня в магазинах современному покупателю предлагаются разнообразные виды кукол. Они изготовлены из разнообразных материалов (преимущественно синтетических), поставляются из различных стран мира. Одни пользуются большей популярностью, другие – меньшей по разным причинам. Кого-то из покупателей интересует цена, других – качество товара. Одна из наших задач – проанализировать, насколько современные куклы безопасны для детей, каким отдаёт предпочтение покупатель и почему.

Основная часть

История куклы

Когда появилась первая кукла игрушка?

Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад. Их делали из мамонтовой кости и уже тогда использовали в ритуалах. Возможно, все дело в привычке полагаться на мир духов. Маленькие богатые египтяне играли куклами, у которых были тщательно вылепленные лица, подвижные руки и ноги и настоящие волосы. Их изготавливали самые искусные мастера-кукольники. Много детских кукол ученые нашли в Италии, раскапывая город Помпеи. При раскопках легендарной Трои нашли вместе с куклами и погремушки. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус.

В России кукла известна с глубокой древности. Тогда дети играли тряпичными безликими куклами, изготовленными из корней деревьев, камней, соломы, зерна, травы, воска, глины и даже из золы и воды. Куклу наряжали и украшали разными лоскуточками, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной и злые духи не могли в нее вселиться.

По своему назначению куклы делятся на три группы:

  • Куклы обереги
  • Игровые куклы
  • Обрядовые куклы

Куклы обереги:

В далекие времена считалось, что куклы обереги отгоняют злую силу, сохраняют благополучие в доме, приносят удачу и достаток.

- Кукол - ангелочков дарили на именины.

- Куклы - огородные пугала оберегают посевы и урожай от птиц и скота.

- Кукла - скрутка. С этой куклой не играли, она хранилась в сундуке и передавалась невесте в день свадьбы.

- Кукла кубышка - травница. Она наполняется душистой лекарственной травой и отгоняет духов, лечит болезни.

- Куклу "День и ночь" дарили на Новый год - это кукла - оберег, которая охраняет жилище и его жильцов, она состоит из двух кукол. Одна - означает день (светлая), вторая (темная, синяя) символизирует ночь.

Игровые куклы:

Игровые куклы предназначались для забавы детей.

  • кукла "Полено"
  • кукла "Закрутка"
  • кукла "Барыня"

Обрядовые куклы:

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя использовать ножи, ножницы, иголки. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

  • кукла "Плодородие"
  • кукла "Покосница"
  • кукла "Купавка".

Довольно долго русские куклы оставались самодельными. А первые куклы, изготовленные мастерами, появились в подмосковном Сергиеве Посаде ещё в 19 веке. Делают, там игрушки и по сей день. А ещё в Сергиевом Посаде находится единственный в нашей стране Институт игрушки, где придумывают её новые виды. Есть и уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать историю кукол. Сейчас Сергиевские мастера изготавливают кукол из разных материалов. А прежде они славились поделками из дерева – липы, ольхи, осины и березы. Сначала резчики долго подготавливали древесину: порой чурки для кукол вылеживались года по два. Только потом из них вырезали фигурки и расписывали яркими красками.

В конце 19 века появились первые фабрики по производству пластмассовых кукол. Дети стали играть куклами из пластмассы и мягкой резины. Все они были одного роста с разными волосами: прямыми, кудрявыми и в красивой одежде.

Как назывались первые фабричные куклы.

Деревянная кукла. В 13 – начале 14 в. производство кукол сосредоточилось в руках мастеров узкой кукольной специализации. В различных регионах Европы начинают закладываться основы кукольного цехового отдела. Основным местом продаж кукол оставались ярмарки. Кукол вырезали токари-корзинщики, а изготовители игральных костей делали их из простой и слоновой кости, а также латуни.

Восковая кукла. В конце 16 -17 столетий в Европе появляются восковые куклы. Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного, содержавшего различные добавки для усиления прочности. В эпоху промышленных революций куклы из воска пользовались широкой популярностью во многих странах.

Фарфоровая кукла. В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. На заре 18 столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому фарфоровому производству.

Русская матрёшка. Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Он вырезал их из дерева, а внутри они содержали в себе целое семейство вставленных одна в другую фигурок. Изображали они Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – богов рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С.В.Малютин. Он тут же набросал на бумаге русский вариант забавной фигурки. Токарь московской мастерской «Детское воспитание» В.П.Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. «Настоящая Матрёна!» – воскликнул кто-то, увидев куклу. И назвали её Матрёшка. Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки. Сейчас она – традиционный сувенир России и символ ее культуры.

Современные куклы

В настоящее время современные дети играют с куклами «Монстер Хай», «Барби», «Братц». Многие девочки предпочитают играть с куклой «Барби». Она выглядит, как настоящая красотка, сошедшая с журнала мод.

  • «Бэби-Бон» это – кукла-пупс, которая очень похожа на маленького настоящего ребенка. Беби-Бон умеет говорить, плакать и смеяться.
  • «Братц» в переводе с английского языка означает: озорной ребенок. Эти куклы появились 2001 году и сейчас очень популярны у нас в России. Про них созданы фильмы и мультфильмы. Девочки хотят быть похожими на этих кукол.
  • «Школа Монстров» (англ. Monster High) — американская серия фэшн-кукол, созданная Гарретом Сэндером (англ. Garrett Sander) и проиллюстрированная Келли Райли (англ. Kellee Riley). Официальный релиз состоялся в июле 2010 года. Персонажи этой серии вдохновлены фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах, что выделяет Monster High из ряда прочих фэшн-кукол. В названии торговой марки присутствует слово «Monster», а в качестве логотипа изображен «череп с красным бантиком». Считается, что линия Школы монстров составляет конкуренцию Барби. Большая часть персонажей серии связана с образами знаменитых чудовищ, таких как Дракула, Чудовище Франкенштейна, Оборотень, Клеопатра, Призрак Оперы, Банши.Список персонажей: Дракулаура (англ. Draculaura) — дочь Дракулы; Клодин Вульф (англ. Clawdeen Wolf) — дочь Волка-оборотня; Лагуна Блю (англ. Lagoona Blue) — дочь Морского монстра; Клео Нил (англ. Cleo de Nile) — дочь Мумии; Гулия Йелпс (англ. Ghoulia Yelps) — дочь Зомби; Дьюс Горгон (англ. Deuce Gorgon) — сын Медузы Горгоны… Только одни эти названия говорят о многом.

Некоторые осуждают современных кукол, а некоторые обожают, говоря, что они плохо влияют на детей и подростков. Попробуем разобраться, почему это происходит.

Исследовательская часть

Мнение психологов

Я решила спросить у нашего школьного психолога, как могут повлиять игры с куклами серий «Монстер Хай» на развитие девочек. Она сообщила, что игрушки такой направленности не несут никакой положительной информации, вредны для психики. В основном они вызывают страх, а страх запускает агрессию – чем больше ребенок соприкасается со страхом, тем более агрессивным, тревожным, нервным он становится. Как результат – плохо получается выстраивать отношения со сверстниками и родителями. Любая игрушка несет информацию, помогает познавать окружающий мир, дает простор для фантазии. Несложно догадаться, какие фантазии рождают страшные игрушки. А если игрушки стимулируют фантазию и действия ребенка, направленные на причинение физического вреда (в нашем случае: кровать пыток или шкафчики в форме гробов с замками в виде черепов), то они порождают в ребенке жестокость, желание насилия, более того, вырабатывают привычку к нему. Родителям следует помнить: игрушка предназначена не только для развлечения. Играя, ребенок обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать вредные для психики маленького человека игрушки.

А каково же мнение родителей и детей?

Эти материалы мне удалось узнать, изучив социальные сети. Здесь также активно обсуждают вред и пользу. Некоторые относятся негативно, некоторые позитивно. В магазинах игрушек разбегаются глаза и у детей, и у родителей. Покупая очередную дорогостоящую красавицу, родители редко задумываются, что кукла может принести не только пользу, но и вред.

Однозначно одно, что 90% девочек обожают «Монстер Хай», «Барби», «Братц». В социальных сетях создаются различные группы, в которых проводятся конкурсы. На Ютубе девочки набирают по 1000 просмотров за 3 дня, снимают видео о куклах и ведут беседы. Но в одном дискутирующие единодушны: детские игрушки – вещь и в самом деле серьезная. И до появления на прилавках этих кукол в обществе мало обсуждали, как влияют пупсы, мишки, драконы на подрастающее поколение. Если за санитарно – гигиеническими показателями игрушек ещё следят, то их внешний вид не контролирует никто, хотя такие игрушки способны пагубно влиять на характер ребёнка и его психику. Министерство образования России ещё в 2002 году направляло в правительство предложения по созданию органа, который бы занимался социальной, психологической и педагогической экспертизой игрушек. Ни в России, ни за рубежом нет методов проведения подобных экспертиз, нет и официальных критериев для их проведения.

Анкетирование

В рамках своего исследования я провела среди девочек 4 «А», 4 «Б» классов анкетирование. Это было сделано для того, чтобы выяснить, какими куклами предпочитают играть современные дети. Было опрошено 26 девочек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Любишь ли ты играть в куклы?

2. Какие куклы вам нравятся больше всего?

Получили следующие результаты:

На первый вопрос все опрошенные девочки ответили положительно, значит, все девочки 4 классов нашей школы играют в куклы.

По второму вопросу мы получили следующие результаты:

Мои предположения оправдались. Большинство девочек выбирают куклу «Монстер Хай». Это их кумир. А ведь они хотят быть похожими и вести себя, как их кумир.

На один из классных часов, девочкам нашего класса было предложено принести свою любимую куклу. Среди многообразия современных кукол оказалась только одна «кукла Катя».

Сравнение и анализ кукол

На этом этапе я решила выявить достоинства и недостатки современных кукол и выбрать оптимальную куклу для правильного развития девочки. Кукол я рассматривала по следующим критериям:

  • Внешний вид
  • Значение куклы для девочки

 

Внешний вид

Значение куклы для девочки

Монстер Хай

Персонажи – монстры, с присущими им характеристиками: клыки вампира, глаза зомби, неестественный цвет кожи, волос, с рогами, имеются шрамы по всему телу. Кроме того, одежда, в которую одеваются девушки из школы монстров, является излишне откровенной для несовершеннолетних детей и подростков.

Девиз этой серии «Будь собой, будь уникальной, будь монстром!». Производители этих кукол уверяют, что они добрые. Разве можно считать куклу доброй, когда производители предлагают укладывать их спать в гроб?!

Барби

Красавица-кукла. Взрослая женщина сошла с обложки модного журнала. У куклы множество нарядов, домов, машин и домашних любимцев. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в красивую одежду. Она может менять профессию, сопровождается соответствующими аксессуарами.

Формирует у девочки:
- культ красоты и материальных ценностей;
- стремление к потребительству;
- низкую самооценку (обычная девочка никак не подходит под эталон Барби, отчего начинают чувствовать себя некрасивыми, толстушками и т.д.)
- отсутствие у ребенка возможности проживать родительские роли – Барби не запеленаешь и спать не уложишь.

Братц

Увеличенная голова, миндалевидные нарисованные глаза, пухлые губы, очень маленький нос и яркий макияж. Тело худощавое с коротким туловищем и длинными ногами с увеличенными ступнями. У стандартных кукол ноги сгибаются на "щелчки", руки разводятся в стороны, обувь "отщелкивается" вместе с нижней частью ноги.

Девочки от них в восторге и пытаются подражать своим любимицам.
От игры с такими куклами у ребенка начнется не правильное восприятие красоты окружающего мира.

Обычные куклы

Куклы похожи на маленьких девочек с соответствующими возрастным особенностями: пухлыми ножками, ручками и здоровым румянцем на лице.

С куклой можно погулять, причесать, переодеть. Пеленая и баюкая куклу, девочка примеряет на себя роль мамы, тренируется ей быть. Именно с такой куклой девочки играют в увлекательную игру «Дочки-матери». Эта простая игра формирует опыт взаимоотношений и является основой умения семейного общения в старшем возрасте, развивает у девочки внимание, ответственность, доброту.

По результатам сравнения кукол, я могу сделать вывод, что только обычные куклы могут помочь девочке расти гармоничной и всесторонней личностью. Подбирать кукол, чтобы они выполняли функции, которые им предназначены нужно правильно. Игры с куклой являются отражением жизни девочки.

Итак: в ходе моего исследования полностью подтвердилась первая гипотеза - Куклы серий «Монстер Хай», «Барби», «Братц» имеют отрицательное влияние на детей.

Заключение

Работа по теме «Современные куклы: польза или вред?» была увлекательна и интересна. Я использовала различные методы. Проанализировав теоретический материал, я пришла к выводу, что не все куклы так безобидны, как нам кажется, который впоследствии подтвердила практически.

Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле. Кукла для девочки – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого она осваивает огромный сложный мир, открывает для себя социальные отношения, учится управлять своим поведением, усваивает нравственные нормы общества. И это не просто красивая игрушка, она имеет важное значение для психологического здоровья ребенка. Во время игры с ними, на основе этих образов, у ребенка формируется видение того, какой должна быть девочка.

Моя работа может послужить хорошим уроком для девочек и подростков.

Предложения:

  • обратить самое пристальное внимание родителей на выбор кукол;
  • познакомить родителей учащихся с информацией о куклах;
  • провести беседу – презентацию для девочек начальной школы.

Список литературы

  1. Куклы мира. Издательство Аванта+, 2007.
  2. Абраменкова В., «Осторожно: «антиигрушка». Журнал «Дошкольное воспитание»; 2005.
  3. Научно-популярное издание для детей «Куклы» Н.Г.Юрина. 2002.
  4. www. Slovo – online.ru
  5. www.rukukla.ru.
  6. А.Ликум .Энциклопедия для детей «Все обо всем». Москва 1993.
  7. Журнал «Школа Монстров», 2013.

Приложение № 1.

Анкета.

1. Любишь ли ты играть в куклы?

2. Какие куклы вам нравятся больше всего?