Цель: формирование у детей представлений об ответственном гражданском поведении на примерах отважных поступков сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участия в деятельности общественных объединений, направленных на заботу о представителях старшего и младшего поколений.
Задачи:
- повышение познавательного интереса обучающихся к вопросам патриотизма, здорового образа жизни, бережного отношения к родным и близким, участие в решении проблем, затрагивающих интересы и потребности ближайшего социального окружения;
- мотивация обучающихся общеобразовательных организаций к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям, повышению социальной активности;
- включение обучающихся в социально полезную деятельность, используя примеры «горячих сердец» России;
Оборудование: компьютер, мультмидийный проектор.
Ход классного часа
1 слайд
(Учитель читает стихотворение)
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
Учитель: - Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения? (ответ учащихся)
- Что такое мужество?
Если заглянуть в энциклопедический словарь, то можно дать такое определение.
Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности. (2 слайд)
Мужественный человек должен обладать определенными качествами:
- Какие на ваш взгляд эти качества? Назовите их.
- Решительность
- Смелость
- Настойчивость
- Выдержка
- Хладнокровие
(открываются на 3 слайде)
Учитель: - Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве в современном обществе. Очень много мы знаем примеров проявления мужества в истории нашей страны, но порой не замечаем, что и сами способны совершить храбрые поступки и не только способны, но мы и их совершаем.
Тему классного часа определили. Давайте сформулируем цель. Что нам необходимо обсудить.
Выяснить существуют ли поступки мужества в современном обществе и какова их цель, в каких сферах деятельности человека можно их наблюдать.
Назовите, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.
Ответы обучающихся: - во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.
Учитель: - Давайте вспомним об этих войнах.
- Великая Отечественная война началась в 22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.
- Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал». Война в Чечне имела 2 этапа.
Героизм и мужество во время войны проявляется в стремлении защитить своего близкого человека, родную страну от беды. В мирное время этого делать не нужно, значит получается, что нет и мужественных поступков среди людей. Вы с этим согласны?
Ответы: Нет.
Учитель. Вы правы.
В политике, в спорте, в науке, искусстве, на производстве, в повседневной жизни большое количество людей проявляли и проявляют храбрость, героизм, отвагу и выдержку.
4 слайд Мужественные поступки в медицине.
Ярким примером проявления мужественности во имя науки и сохранения человеческой жизни, является деятельность выдающегося русского ученого Ильи Ильича Мечникова.
Не раз он подвергал себя смертельной опасности, чтобы подтвердить правильность своих научных предположений. Однажды он ввел в свой организм кровь больного возвратным тифом, чтобы узнать как происходит заражение этой болезнью. Ученый перенес тяжёлую форму возвратного тифа, но убедился, что заражение. Как он и предполагал происходит через кровь.
Вопрос: Как вы считаете, Мечников поступил так для личных интересов или у него была другая цель?
Приведите примеры мужества во имя науки?
Почему полет первого космонавта в космос можно назвать мужественным поступком?
(Полет в космос Ю.А.Гагарин. До того как запустить космический корабль с человеком на борту, выдающийся конструктор С.П.Королёв произвёл множество экспериментальных запусков.)
Учитель: Ребята, мы сейчас с вами привели примеры мужественных поступков людей нашей страны в прошлом. А что в настоящем? Где мы можем увидеть их. Если хорошо подумать, то каждый день их не встретишь? Эту проблему обсуждаем не только мы с вами, но и на уровне правительства. К примеру приведу слова президента.
Слайд цитата зачитывается.
Учитель: По словам Путина наше современное общество испытывает дефицит милосердия. Согласны ли вы с ним.
Ответы детей.
Учитель: дефицит есть несомненно, но и мужественные поступки то есть. Давайте проведем обзор в каких сферах человеческой деятельности мы можем встретить чаще всего храбрость, милосердие, смелость, решительность.
слайд Мужественные поступки в спорте.
Мужественные поступки совершают довольно часто спортсмены.
Ярким примером мужественности, например, является выступление выдающегося современного фигуриста Евгения Плющенко, на олимпийских играх, которые проходили в итальянском городе Турин в 2006 году. Незадолго до этого он получил травму. Еще не успев окончательно выздороветь, спортсмен возобновил тренировки, на которых у него периодически открывались кровотечения. Он принял участие в олимпиаде, блестяще откатал программу, доказав, что он лучший. А мы помним и другой пример с олимпиадой 2014г.
Вопрос: Что там с ним произошло?
- В двух этих случаях, что двигало спортсменом личные интересы или стремление прославить Россию?
- Назовите самых мужественных спортсменов ?
В соревнованиях на XI Паралимпийских зимних играх 2014 года приняли участие 5 555 спортсменов из 45 стран.
Сборная России установила рекорд по количеству медалей.
В активе российской команды 80 медалей: 30 золотых, 28 серебряных, 22 бронзовых.
Победы достигнуты благодаря высокому мастерству, огромной воле к победе, мужеству, самоотверженности и патриотизму российских спортсменов.
Подумайте и приведите свои примеры проявления мужества в спорте.
Учитель: Группа подростков покорила в составе экспедиции северный полюс. Можно ли назвать их поступок мужественным? Почему?
Учитель: Вы сейчас находитесь на пороге выбора профессий. И стоит просмотреть профессиональную сферу деятельности человека.
слайд «Мужественные профессии»
Почему среди большого многообразия профессий, можно выделить в отдельную группу мужественные профессии? И что это за профессии? Какое мужество проявляется?
Например,
- Рыболов.
Причиной несчастных случаев может быть морская буря, холодная вода. - Спасатель береговой охраны.
Водная стихия составляет большую опасность для жизни работников данной профессии. - Бурильщик нефтяных скважин.
Это опасная работа с материалами с повышенной горючестью. - Сапер.
Работа со взрывчатыми веществами является очень опасной. - Электромонтажник высоковольтных линий.
В этой профессии существует опасность поражения высоким напряжением. - Промышленный альпинист.
Есть риск падения незакрепленных предметов либо альпиниста с большой высоты. - Пожарный.
При тушении пожара велика опасность получения физических травм от того, что рушатся конструкции, перегрева организма, отравления химическими веществами. - Шахтер.
Возможны взрывы, обвалы в шахте, отравление метаном, угарным газом. - Лесоруб.
Работа с топором и бензопилой требует большой аккуратности и внимательности. - Дрессировщик.
Существует вероятность нападения хищника на дрессировщика во время тренировки или выступления.
Учитель: Считаете ли вы, что профессия ваших родителей связана с мужеством. Почему?
Учитель пример из жизни.
25 июля 2015 года колонна из 9 автобусов везла детей в столицу Хакассии по дороге Абакан-Ак-Довурак. Более 300 детей возвращались из летнего лагеря «Баланкуль» домой. Вдруг лихая иномарка вылетела на встречную полосу и помчалась прямо на автобусы с детьми. 39-летний Александр Косолапов, командир роты ДПС ОГИБДД УМВД России по Абакану развернул машину поперёк дороги и загородил автобусы патрульной машиной. Иномарка врезалась в неё и дети не пострадали. Патрульный автомобиль не подлежал восстановлению, а Александр Косолапов попал в больницу с черепно-мозговой травмой, переломом рёбер, таза и ушибом лёгких. То, что он остался жив – просто чудо!
Страшно подумать, чем могла бы закончиться эта поездка, если бы полицейский сопровождения не принял лобовой удар на себя.
Учитель:
«Добро потеряешь – немного потеряешь,
честь потеряешь – много потеряешь,
мужество потеряешь – всё потеряешь»
И. Гёте
Как вы понимаете эти слова? Подумайте. Чтобы легче думалось музыкальная пауза.
Учитель: Как вы понимаете слова немецкого философа Гёте?
Учитель: Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела – помогать другим, в том числе чужим, незнакомым людям.
«Доброе дело» – это дело, которое никто делать не обязан, но которое, согласно общественной морали, делать должно, правильно.
Проанализировать поступки наших граждан с ноября 2013 года в нашей стране была создана организация под названием «Горячее сердце».
Проект «Горячее сердце» является одним из всероссийских общественно-государственных проектов Фонда, который возглавляет Светланой Медведевой.
Сообщение обучающегося.
Всероссийская общественно-государственная инициатива "Горячее сердце" – это новый проект Фонда социально-культурных инициатив. Реализуется с ноября 2013 года.
Основной целью инициативы является чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям, а также преодолевшим трудные жизненные ситуации.
Инициатива организована совместно с Министерством образования и науки РФ, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством внутренних дел РФ, Министерством обороны, Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, Паралимпийским комитетом России, а также общественными организациями и фондами. Одобрение и поддержка получены от Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах.
В оргкомитет инициативы ежегодно поступают более тысячи представлений на награждение Нагрудным знаком «Горячее сердце» со всех девяти Федеральных округов и более 70 субъектов Российской Федерации.
Награждение проводится ежегодно на торжественных церемониях в Москве, а также в регионах РФ при поддержке Полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах и губернаторов субъектов Российской Федерации.
По итогам реализации инициативы ежегодно издается Почетная книга «Горячее сердце» с рассказами о поступках награжденных ребят и деятельности общественных организаций и объединений. Книга также размещена на сайте инициативы в открытом доступе и является важной составляющей для воспитательной работы с подрастающим поколением в семье и в образовательных организациях страны.
Среди награжденных есть ребята, которые отдали свои жизни, оказывая помощь пострадавшим. Это – невосполнимая утрата для родителей и всех нас. Однако эти ребята показали пример истинного мужества и отваги, крепости духа, нравственного и духовного стержня. Они навсегда останутся в нашей памяти и в сердцах ими спасенных людей.
Для обладателей нагрудного знака, в качестве награды, проводятся специализированные смены во Всероссийских детских центрах «Орленок» и «Смена».
Учитель: Ряд проектов Фонда направлен на оказание помощи талантливым и одарённым детям. Фонд призван поддерживать государственные и общественные инициативы, служить на благо культурного развития и социального благополучия России. По её инициативе создана почётная книга «Горячее сердце».
Почётная книга «Горячее сердце» слайд
Почётная книга «Горячее сердце» 2015 включает 110 историй детей, детских и молодёжных общественных объединений и организаций, бескорыстно пришедших на помощь нуждающимся людям, преодолевшие трудные жизненные ситуации, совершившие мужественные и героические поступки. Все дети и организации, вошедшие в Почётную книгу «Горячее сердце» 2015, решением Оргкомитета Инициативы награждены Нагрудным знаком «Горячее сердце». В 2015 году награду получили 135 участников, в том числе восемь общественных организаций и объединений.
Нагрудный знак «Горячее сердце» слайд
- Награждение проводится по следующим номинациям:
- Спасение на водах.
- Спасение при пожаре;
- Спасение в чрезвычайных ситуациях;
- Активная жизненная позиция;
- Преодолевая трудности.
Приведите пример мужества для каждой номинации.
Учитель: Давайте вспомним качества мужества. Присуще ли они нашим героям?
Именно эти качества помогают быть истинными патриотами своей страны, своего народа, ради спасения человеческой жизни.
Отважным девочкам и мальчикам, вашим сверстникам и просто не равнодушным людям к чужой беде выразим слова благодарности. Прочитаем стихи.
2 ученика читают стихи.
Мужество, качество очень не простое
Оно даётся людям особого покроя.
Сейчас многие считают
Что нет таких героев.Но если осмотреться,
И вдумчиво вглядеться
Таких ребят повсюду
Немеряно найдётсяТут те, кто мчится к цели
Не тратя своё время на мнения других
Тут те, кто знает точно
Что нет преград вообщеНе надо гибнуть в войнах,
И жизнью рисковать,
Но твёрдым быть в решеньях,
И помнить жизнь ОДНА!
2 ученик
Мужество бывает лютым и свирепым,
Мягким и покладистым может быть
Безразличным мужество не может,
Просто не способно бытьМужество не может понарошку,
За спиной, из подтишка,
Только прямо по любой дороге
Вверх, вперед, но не с высокаМужество притягивает как магнит,
Тянет и не может отпустить,
Правда всех не мужественных "героев"
Может мужество спокойно раздавить.
Из основного содержания можно сделать выводы:
слайд
- Мужественные поступки довольно часто люди совершают в мирное время
- Проявления мужества в разных сферах деятельности, стимулирует развитие человечества, человеческого общества.
- Мужество формирует в человеке устойчивую принципиальность.
- Мужество позволяет человеку побороть в себе чувство эгоизма.
Вопрос:
- Согласны вы с ними или нет? Выскажите своё мнение.
- Приходилось ли вам совершать мужественные поступки? Расскажи о них.
Подведение итогов.
- Совершаются ли мужественные поступки в современном обществе? Смогли бы вы совершить их.
Учитель: Не все из вас станут светилами науки, не все сделают в своей жизни значимые открытия для страны и мира, но каждый из вас должен, прежде всего, оставаться Человеком, добрым, заботливым, милосердным, дарящим тепло и счастье окружающим людям, и тогда мир, который нас окружает, станет лучше! Я надеюсь, что после этого классного часа вам захочется проявить участие и доброту к близким и к совершенно незнакомым людям, нуждающимся в вашей помощи.
Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия. Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка. Будем же милосердными
Спасибо за внимание!
Вопросы для подготовки:
- Перечислите, какими качествами обладает мужественный человек? Какое значение, на ваш взгляд, они имеют в жизни?
- Приведите примеры мужественных поступков в сфере науки.
- Приведите примеры мужественных поступков в других сферах деятельности, например из области профессий ваших родителей? Считаете ли вы, что профессия ваших родителей связана с мужеством.
- Приходилось ли вам совершать мужественные поступки? Расскажи о них.