Учебно-методическая разработка "Практическая работа №3 «Получение, собирание и распознавание водорода»". 8-й класс

Разделы: Химия

Классы: 8, 9

Ключевые слова: Водород


Цель:

  • формировать практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ и ОТ;
  • научить описывать наблюдения и делать соответствующие выводы;
  • создать условия для формирования (оценки) личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся по теме в соответствии с требованиями ФГОС:

Личностные результаты:

  • знание основ здоровьесберегающих технологий;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: предвосхищать характеристики достигаемого результата; сравнивать, обобщать, выявлять причинно- следственные связи.
  • коммуникативные УУД: разрешать конфликты; идентифицировать проблемы; принимать решение и реализовывать его.
  • познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, описания и классификации объекта; выделять и формулировать проблему.
  • личностные: развитие познавательного интереса.

Предметные результаты:

  • знать основные правила техники безопасности в кабинете химии;
  • уметь объяснять выбор  способа сбора газов методом вытеснения воздуха;
  • уметь наблюдать и описывать проведенный эксперимент, используя родной русский язык и химический язык;
  • уметь делать выводы и умозаключения из наблюдений.

Задачи урока:

Образовательный аспект

  • закрепить знания о неметаллах;
  • формировать навыки по выполнению химического эксперимента с помощью технологической схемы работы;
  • закрепить знания о физических свойствах газов, сравнение массы газа и массы воздуха;
  • формировать знания о способах сбора и распознавания газа водорода.

Развивающий аспект

  • Способствовать формированию общеучебных умений:
    • учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.);
    • учебно-информационных (работа с текстом);
    • учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения для выполнения тестовых заданий и их проверки);
    • учебно-коммуникативных (умение вести диалог, высказывать свою точку зрения.
  • Способствовать развитию кругозора учащихся.

Воспитательный аспект:

  • Способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, осторожности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами.

Форма организации: фронтальная и групповая работа.

Использование педагогических технологий:

  • Технология коллективного взаимодействия.
  • Обучение на основе учебных ситуаций.
  • Технология проблемного обучения.
  • ИКТ.

Методы и приемы обучения:

  • Проблемный диалог
  • Побуждающий диалог.
  • Сравнительный метод.
  • Эксперимент.
  • Ислледование.

Оборудование и реактивы: Наборы с раздаточным материалом: штатив для пробирок, 2 пробирки и пробка с газоотводной трубкой, стакан с водой на 100-150 мл, лабораторный штатив с лапкой, защитные очки, воронка для залива кислоты, стеклянная пластинка, пробирка с гранулами цинка, пузырек с 10%-ной соляной кислотой, спиртовка, спички, инструкция по ТБ и ОТ, тигельные щипцы, технологическая карта практической работы №3.

Практическая работа№3
 «Получение, собирание и распознавание водорода»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

Результат работы ученика

Организационный
- 1 мин.

Приветствие. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, проверяет готовность к уроку. Задает план работы на урок.

Приветствует учителя, демонстрирует готовность к уроку и к решению проблемы. Целеполагание.

Л. Знание моральных норм; развитие познавательного интереса.
Р. Постановка учебной задачи; мотивация к изучению темы.

Готовое рабочее место. Эмоционально- психологическая готовность к учебной деятельности.

Повторение материала - 10 мин.

Проверка домашнего задания: проведение теста по теме «Неметаллы». Опрос  по ТБ при работе в кабинете химии.

Демонстрируют знания, усвоенные на прошлом уроке.

Р. Осознание уровня усвоения знаний и умений.
П. Умение самостоятельно создать способы решения задач, установление причинно- следственных связей.

Выполненные тесты по темам «Неметаллы», «ТБ при работе в кабинете химии».

Практическая работа - 25 мин.

Организует, консультирует деятельность по проведению практической работы.

Выполняют практическую работу  по технологической карте, соблюдая ТБ.

Л.Умение действовать по образцу, ответственность, аккуратность.
П.Умение наблюдать описывать эксперимент, выделять главное.
К. Умение слушать друг друга. Точно и полно выражать свои мысли. Умение представлять результаты работы.
Р. Аналитические способности.

Письменный отчет с выводами по эксперименту.
Убранное рабочее место.

Рефлексивный - 2 мин.

Организует обобщение полученных на уроке знаний оценку результатов работы.

 Самооценивание, оценивание.

Р.Умение логически рассуждать, классифицировать объекты, оценивать свою деятельность. К.Умение работать в группах.
Л. Понимание значимости приобретаемых на уроке знаний умений и навыков.

 Оценка качества учебной деятельности и своей, и групповой.

Домашнее задание - 2 мин.

Инструктаж по выполнению Домашнего задания.

Фиксируют Домашнее задание.

К. Умение слушать друг друга.

Запись домашнего задания в дневнике.