Цель урока: повторить и обобщить знания по теме Русь под властью Золотой Орды.
Предметные УУД:
- закрепление знаний о причинах попадания в зависимость, о ее характере;
- повторение дат и терминологии.
Метапредметные УУД:
- Познавательные: умение извлекать информацию из текста; формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
- Регулятивные: формирование умения выполнять цель и задачи деятельности; определять познавательную и личностную рефлексию.
- Коммуникативные: формирование умения работать в группе; слушать и понимать других.
Личностные УУД: формирование мотивации к обучению.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте. Сегодня мы с вами будем работать в группах. Пожмите руки своим партнерам по плечу. Улыбнитесь своим партнерам по лицу. Мы начинаем наш урок.
2. Мотивационно-целевой этап
Эпиграф:
Вся Русь – костер.
Неугасимый пламень
Из края в край, из века в век
Гудит, ревет…
И трескается камень
И каждый камень – человек
М.Волошин «Китеж»
- Как вы думаете, о чем эти строки?
- Какие события русской истории, изученные нами ранее, подходят под смысл данного эпиграфа?
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
- Какую цель мы поставим перед собой? (повторить и обобщить знания по данной теме)
- Какие задачи? (назвать причины установления татаро-монгольского ига, повторить основные даты и сражения, термины, успешно выполнить самостоятельную работу)
3. Работа по теме урока
Первое, о чем мы с вами будем говорить – это причины установления татаро-монгольского ига. Для этого познакомимся с мнением историка Л.Н.Гумилева «Хотя у Руси не было повода для войны против монголов и, более того, те прислали (накануне битвы на Калке) посольство с мирными предложениями, князья, собравшись на совет, решили выступить в защиту половцев и убили послов… Это подлое преступление, гостеубийство, предательство доверившегося! И нет никаких оснований считать мирные предложения монголов дипломатическим трюком. Русские земли, покрытые густым лесом, были монголам не нужны, а русские, как оседлый народ, не могли угрожать коренному монгольскому улусу, т.е. были для монголов безопасны. Опасны были половцы – союзники меркитов и других противников Чингиса. Поэтому монголы искренне хотели мира с русскими, но после предательского убийства и неспровоцированного нападения мир стал невозможен.»
- Какова основная мысль данного отрывка?
- Согласны ли вы Л.Н.Гумилевым в том, что именно убийство монгольских послов стало причиной монгольского нашествия на Русь?
Прием Таймд ПЭА-ШЭА (продолжительные ответы)
- Повернитесь к своим партнерам по плечу
- Сейчас вы поделитесь своим мнением по данному вопросу со своим партнером по плечу, в течении 30 сек, напоминаю, что необходимо аргументировать свой ответ
- Первым начинает тот, у кого темнее волосы.
- Опрос детей
По монгольским преданиям сам Чингисхан говорил: «Наслаждение и блаженство человека состоит в том, чтобы покорить мятежников и победить врага, взять то, что он имеет, заставить вопить служителей его, заставить течь слезы по щекам их, сидеть на их приятно идущих жирных конях, целовать румяные щеки и алые уста их жен».
- Как вы думаете, что требовалось для того, чтобы противостоять монгольским отрядам?
Прием СИНГЛ РАУНД РОБИН (однократный раунд робин)
- Сейчас я озвучу задание и дам 20 сек. на обдумывание.
- Затем по часовой стрелке, начиная с номера 1, вы должны высказать свою позицию членам своей команды. На обсуждение даю вам 2 мин.
- Внимание задание «Докажите, что русские князья в начале 13 века не могли противостоять татаро-монголам».
- Закончили. Теперь обсудите и выберете наиболее точное доказательство и несколько доказательств. Просигнальте об окончании, сделав фонтанчик.
- Опрос детей.
- Вы знаете, что доказательством несостоятельности русских князей является сражение на р. Калке, но вы помните, что Чингисхан ушел в свои степи. И в 1237 г. поход на Русь начинает внук Чингисхана Батый. И с 1240 г. устанавливается вассальная зависимость Руси от Орды, т.е. татаро-монгольское иго.
- А теперь мы с вами повторим основные даты, события и термины по теме Русь под властью Золотой Орды.
Прием КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (опроси, опроси, обменяйся карточками)
- У вас на столах лежат карточки с вопросами.
- По моей команде встаньте со своих мест, задвиньте стулья.
- При помощи поднятой руки найдите себе пару.
- Задайте поочередно вопрос, если ваш партнер не отвечает покажите ему ответ
- Обменявшись карточками, найдите другого партнера.
(3 мин.)
- Присядьте на свои места.
- Вторые номера соберите и принесите мне карточки.
- А теперь посмотрим, насколько мы владеем данной темой.
Прием ДЖОТ ТОТС
- 2-е номера раздайте членам своей команды по 4 листочка
- Тема «Русь под властью Золотой Орды» ваша задача придумать ассоциации к данной теме
- На каждом из листочков вы должны написать слова, с которыми у вас ассоциируется данная тема. Они могут быть разной части речи.
- При этом проговорите слово вслух и положите на середину стола лицевой стороной вверх.
- Как закончите, просигнальте, сделав фонтанчик. (У вас 2 мин). Если не хватает времени продолжить.
- Сделайте из ваших листочков квадрат 4 на 4.
Далее проверяется знание теории, умение формулировать предложения при помощи приема ТИК-ТЭК-ТОУ
Прием «ТИК-ТЕК-ТОУ»
- Номера 1 берут слова, расположенные в первом ряду по горизонтали и тд.
- Составьте с используемыми словами 1 предложение, включающее все 4 слова (2мин)
- Начиная с номера 1 зачитайте свою предложения и выберите лучшие.
- Номера под номером 4 зачитайте лучшие предложения.
Прием Билетик на выход
- Какие 3 самых важных момента я могу назвать по данной теме?
- 2 утверждения с урока, которые расскажу сегодня родителям
- Комментарий или вопрос, который у меня сегодня возник
Д/З: Эссе по теме «А было ли татаро-монгольское иго?»