1. Необходимость объективного оценивания
Наверное, самым действенным способом оценки того, насколько объективно школа оценивает результаты своих обучающихся, может быть сопоставление внутреннего оценивания с результатами, полученными в ходе других, «внешних» процедур. Например, насколько выпускники школы, получившие золотые медали, успешны в ЕГЭ.
На текущий момент ЕГЭ – очень хорошо организованная процедура, в которой у участников практически нет возможности отклониться от действующих регламентов. Именно поэтому результаты ЕГЭ могут быть ориентиром в объективной оценке уровня подготовки обучающихся.
Однако нельзя сводить вопрос объективной оценки только к ЕГЭ. Кроме подготовки выпускников надо уметь оценить и подготовку обучающихся в других классах, чтобы успеть вовремя, принять необходимые меры в случае возникновения проблем.
2. Объективное оценивание
Элементом внутришкольной системы оценки качества образования, может стать серия оценочных процедур, целью которых является получение объективной информации о качестве подготовки обучающихся. В этом случае гарантией объективности результатов должно являться намерение педагогического коллектива (или хотя бы администрации) получить объективные результаты. При проведении таких процедур должны быть устранены все факторы, способные снизить объективность результатов – конфликт интересов, возможность преждевременного раскрытия заданий, использование некачественных заданий, не отражающих реальные требования к уровню подготовки обучающихся, и т.п.
Вместе с тем, очень важно, чтобы весь педагогический коллектив понимал необходимость объективной оценки результатов обучения, а для этого, в свою очередь, важно устранить все возможные опасения педагогов в том, что объективная оценка приведет к наказанию.
Главное достоинство такого подхода состоит в том, что он позволяет проанализировать реальное положение дел и принять управленческие решения, направленные на устранение проблем – помощь обучающимся с низкими результатами, консультации в педагогическом объединении, в некоторых случаях – оказание профессиональной поддержки педагогу-предметнику со стороны более опытных коллег и т.п.
Таким образом, для формирования позитивного климата в отношении объективности оценивания в школе необходимо, чтобы система проведения оценочных процедур и использования их результатов, выстраивалась на основе обоснованных и понятных педагогам целей. А управленческие воздействия были сосредоточены на соответствии отметок реальным достижениям учеников и поиске возможных путей повышения образовательных результатов школьников.
3. Дефициты системы оценивания
Хотя у пятибалльной отметки есть свои недостатки, и она давно превратилась в четырёх балльную, мы считаем, что её необъективность связана не только с самой системой, но и с процедурой оценивания.
В практике педагоги традиционно ориентированы на фиксацию недостатков.
Не случайно занятия, посвященные подведению итогов работ учеников, называются «работа над ошибками» и обычно превращаются в разбор ошибок, а не анализ достижений.
Часто учителя, проверяя работы, слушая ответы учащихся, автоматически исправляют сделанные ошибки и выставляют отметки.
Данная отметка чаще всего является мало информативной как для учителя, так и для ученика, так как, не используя критерии оценки и не предоставляя эффективной обратнойсвязи ученику, не корректируя свои дальнейшие шаги, учитель не имеет возможности влиять на качество отметки.
Споры о том, полезны отметки или вредны, идут не первый год и даже не первое десятилетие. А можно ли все-таки извлечь из отметок их пользу и сделать оценивание фактором успеха? Мы уверены, что ДА!
4. Виды оценивания. Функции оценивания
Внутришкольное оценивание можно разделять на три группы, у каждой из которых свои функции.
Стартовое оценивание используется для диагностики уровня подготовки обучающихся перед изучением какой-либо темы или при переходе с одного уровня образования на другой.
Вид оценивания |
Функция |
Стартовое |
Диагностическая |
Текущее (формирующее) |
Диагностическая / Корректирующая / Мотивирующая |
Итоговое (промежуточное) |
Диагностическая / Контролирующая |
Итоговое оценивание проводится в конце изучения тематического раздела (или в конце учебного года) и обобщает степень достижения целей, определенных при изучении раздела. Для него могут использоваться контрольные работы, в том числе собранные из заданий открытых банков ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.
Итоговое оценивание сопровождается выставлением отметки. Этот вид оценивания привлекает особое внимание обучающихся и их родителей, потому что результаты итогового оценивания всегда указываются в журнале и учитываются при выставлении четвертных (семестровых) и годовых отметок.
Однако итоговая отметка не является инструментом для коррекции образовательного процесса ни со стороны учеников, ни и со стороны учителя. Не стоит ждать окончания учебного периода, чтобы узнать, каковы образовательные результаты школьников. Для их корректировки не поможет выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе или диктанте. Это не означает, что работу над ошибками не нужно выполнять, но выявлять проблемы подготовки учеников необходимо на более ранних этапах обучения.
Для реализации диагностической, корректирующей и мотивирующей функций используется формирующее оценивание, которое предоставляет учителю информацию для планирования и дифференциации обучения, а ученику – для улучшения своих результатов.
Формирующее оценивание стало лейтмотивом нашей работы в 2018-19 учебном году.
5. Оценивание и контроль
Контроль и оценивание – процессы, отличающиеся, в первую очередь своей направленностью.
Если оценивание направлено на выявление имеющегося уровня образовательных результатов (кадровых условий, удовлетворенности родителей и т.д.), то контроль нацелен на выявление соблюдения обязательных требований. Из этого следуют и другие отличия, приведенные в таблице.
Линия сравнения |
Оценивание |
|
Проверка выполнения обязательных (минимальных) требований |
Цель |
Выявление существующего уровня |
Нет |
Возможность уровневой градации результатов |
Есть |
Не предполагается |
Учет индивидуальных особенностей учеников (учителей, школ и т.д.) |
Предполагается |
Критерии задаются нормативно |
Согласование критериев с другими учителями или учениками |
Возможно |
Краткий вывод |
Представление результата |
Развернутое суждение |
Установление соответствия / несоответствия требованиям |
Результат процесса |
Установление степени соответствия образовательным целям, выявление характера динамики результатов |
Не предполагается |
Развернутая обратная связь |
Предполагается |
обычно не могут быть сформулированы |
Пути изменения ситуации по описанию результатов |
могут быть сформулированы |
В МБОУ ПСОШ№1 имени Г.В.Алисова используется «Алгоритм действий учителя при проектировании и организации учебного процесса», который включает:
1. Тематическое планирование
Изучение материала желательно организовать крупными блоками на основе выделения нескольких узловых вопросов темы.
В тематическом планировании должно быть выделено время для урока подготовки к проверочной работе (н-р: зачёту), на урок контроля,его рефлексивный анализ и резервное время на доработку материала темы по результатам.
2. Составление списка планируемых результатов обучения
- Списки планируемых результатов обучения определяются учителем по каждой теме курса (или иному значимому этапу в обучении).
- На основе тематических результатов обучения составляются требования к текущему усвоению материала.
- В списках планируемых результатов обучения следует выделять требования и задания базового, опорного уровня (обязательные результаты) и дополнительные требования с соответствующими им заданиями повышенной сложности.
- Составленные списки обязательных результатов обучения должны быть достаточно полны (содержать различные типы и формы заданий) и вместе с тем – реалистичны.
Составленные списки планируемых результатов обучения должны быть обязательно известны и доступны детям с самого начала работы над темой
Динамика достижения планируемых результатов отслеживается через
- Стартовую диагностику, промежуточную аттестацию и итоговый контроль.
3. Ознакомление учащихся с условиями контроля:
1. Список обязательных заданий известен всем заранее (вывешивается в классе).
2. Проверка усвоения учебного материала проводится в разных формах, например, с помощью тематических зачетов. Тематические зачеты проводятся в основном в письменной форме, но могут быть и устными.
3. Каждый ученик вправе самостоятельно установить устраивающий его/ее уровень усвоения данной темы: обязательный или повышенный.
4. Ученику должна быть известна система текущего, промежуточного и итогового оценивания.
(Если учитель предпочитает работать без текущих отметок или по какой-либо иной системе оценивания, ему следует кратко описать ее особенности и правила выставления итоговых отметок.)
Критерии оценки достижений при формирующем оценивании
Довольно часто учащиеся, получив отметку, спрашивают: «Почему мне поставили только «4», а не «5»? Вопросы учеников закономерны, так как они хотят понимать, каких достижений от них ждут, какие критерии используются при оценивании, что необходимо сделать для получения более высокой отметки. Критерии оценивания, процесс их формирования и их использование занимают важное место в системе формирующего оценивания.
Для выбора критериев оценивания необходимо описать желаемый образовательный результат. Полученное описание станет в дальнейшем основой для разработки критериев оценки работы.
Формирующее оценивание предполагает, что ученики принимают и понимают разработанные критерии оценки, в идеальной ситуации обучающиеся участвуют в разработке критериев.
Использование критериев позволяет и учителю, и ученику определить
- в чём недостатки конкретной работы,
- чего не достает для достижения планируемого образовательного результата,
- какой балл будет выставлен за выполнение работы (при выставлении отметки).
Само по себе наличие критериев не гарантирует достижение этих целей. В качестве примера рассмотрим критерии оценки работы с контурной картой.
Отметка за правильно оформленную работу может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации.
Приведенные выше критерии (с комментарием после таблицы) многократно встречаются в сети Интернет. Однако в таком виде их сложно использовать для оценивания и самооценки работы обучающегося. Формулировка «Контурная карта в целом заполнена правильно» учениками и их родителями может быть понята произвольно; также ученику сложно понять, чем карта, имеющая ряд недостатков, отличается от карты, заполненной неверно.
Задания на работу с контурными картами направлены на приобретение сложного умения, поэтому проводить оценку следует по нескольким основаниям. В англоязычной и переводной литературе в этом случае принято говорить о разработке рубрик.
Для того, чтобы показать, как критерии связаны с целями работы с контурными картами и результатом работы с картами, который необходимо получить, можно рассматривать несколько аспектов, например:
- На карту нанесены все объекты, соответствующие заданию;
- Нанесенные объекты правильно расположены на карте;
- Объекты, названия которых не поместились на карте, обозначены цифрами, и их названия подписаны в условных знаках;
- В легенде карты дана расшифровка всех цветовых обозначений, штриховки, условных знаков;
- Все надписи сделаны четко;
- На контурную карту не нанесено лишней информации.
Убедившись, что смысл всех требований обучающимся понятен, можно совместно с ними определить уровень, который необходим для выставления той или иной отметки по каждому из аспектов оценки.
Возможно, вы согласитесь, что для выставления отметки «4» необходимо нанести на карту не менее 80% объектов, соответствующих заданию, или выберите вариант «не нанесено не более 2 объектов». Выбор уровня определяется самим заданием, возрастом обучающихся.
Если одним из критериев выставления отметки является прилежание, понимаемое как учебная активность, направленная на решение задачи, поиск ответа, поиск путей выполнения задания, то эта позиция тоже должна быть отражена в критериях и известна обучающимся.
4. Использование методов формирующего оценивания
Проведение промежуточных проверочных работ в ходе изучения темы (на уроке или серии уроков, от 5 до 20 минут). Проверочные работы показывают уровень достижений учащихся относительно поставленных целей и задач, и, соответственно, указывают на наличие проблем.
Несмотря на обобщение данных, полученных в ходе промежуточных проверочных работ, результаты оценивания учитель индивидуализирует.
Анализ промежуточных проверочных работ:
Таблица результатов
Класс __________ Дата _____________ Тема ___________________
Отсутствовали: Васечкин, …
№ п.п |
Ф.И. ученика |
Отметка |
Задание |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
Иванов |
3 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
2 |
Петров |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
_ |
3… |
Сидоров |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего учеников:23 |
Справились: |
23 |
20 |
18 |
12 |
10 |
На основе полученных данных учителю предлагается проделать следующие шаги:
1. Работа с учащимися, отсутствовавшими на уроке (если таковые были).
Внести в план следующего урока (следующих уроков) проведение данного задания по проверке качества усвоения темы с учащимися, пропустившими занятие.
2. Работа с вопросами, вызвавшими наибольшее затруднение.
Информация, заполненная в таблице, показывает, что в основном затруднения у учащихся вызвали вопросы 4 и 5. Учителю необходимо проанализировать причины, по которым у учащихсявозникли проблемы.
Возможно, с заданиями 4 и 5 ученики не справились в связи с тем, что:
Возможные проблемы | Планируемые шаги для разрешения проблем |
Сложный материал |
подумать о применении другого метода обучения или о дополнительных заданиях, направленных на выработку определенных умений |
На изучение данной части темы запланировано мало времени |
необходимо запланировать дополнительное |
Сложность связана с формулировкой вопроса |
пересмотреть формулировку вопроса |
Изучение данной части темы только начато и |
не включать данный вопрос, запланировать его на последующие уроки |
Не хватило отведенного времени |
– предусмотреть дополнительное время; |
Анализ предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
- насколько эта отметка устойчивая (регулярная) для данного ученика;
- возможно ли изменить отношение ученика к изучению данной темы (как повысить мотивацию ученика);
- какие упражнения (задания) помогут именно данному ученику добиться более высоких результатов;
- запланировать и подготовить итоговые задания в соответствии с индивидуальным типом интеллекта ученика
5. Используя результаты анализа, учитель планирует и осуществляет обратную связь.
Обратная связь – процесс получения учителем информации о продвижении учеников, а учениками – информации о своем продвижении и возможностях изменения своих образовательных результатов.
Обратная связь должна быть своевременной, конкретной, понятной и сформулированной таким образом, чтобы обучающиеся могли самостоятельно воспользоваться содержанием обратной связи, полученной от учителя.
Обратная связь при формирующем оценивании должна быть развернутой и включать указание на:
- конкретные сильные стороны ответа или работы;
- конкретные недостатки ответа или выполненной работы с указанием областей, нуждающихся в улучшении,
- конкретные действия для улучшения результатов.
Необходимо избегать негативных комментариев, особенно относящихся к характеристике самого обучающегося, а не результатов выполнения им задания.
Вот несколько примеров качественной обратной связи:
- Ты четко сформулировал свою гипотезу. Приведи 2-3 аргумента в пользу твоего мнения.
- Хорошие истории, которые мы читали, имеют начало, середину и конец. Я вижу, что у твоей истории есть начало и середина, как и у тех хороших историй. Ты можешь написать окончание своей?
- Ты правильно интерпретировала столбцы на этом графике, но нужно убедиться, что метки на осях ОX и ОY нанесены в одинаковом масштабе.
- Ты подробно описал сходство между _____ и _____, поработай над формулировкой ключевых различий.
- Молодец, ты нашла правильный способ решения задачи, но в вычислениях допустила ошибку. Пересчитай еще раз.
Примеры обратной связи, описанные выше, скорее относятся к устной обратной связи, хотя подобные комментарии целесообразно использовать и при письменной.
Вариантом письменной положительной обратной связи является и выделение какими-либо символами удачно выполненных мест работы. Выразительный и неожиданный пример:
Для оценки эффективности используемой системы обратной связи учитель должен постоянно отвечать себе на вопросы: «Может ли ученик по данному мной отзыву сказать, что конкретно он сделал хорошо? Поймет ли он, что конкретно можно сделать, чтобы улучшить свой результат?» Если ответы на эти вопросы отрицательны, то обратная связь не поможет ученику учиться. В таком случае, учителю необходимо тренироваться в предоставлении конкретных и понятных для обучающихся формулировок обратной связи.
Следует помнить, что комментарии должны быть сделаны строго в соответствии с разработанными критериями оценки и целями деятельности обучающихся при выполнении задания.
Учитель своими комментариями и действиями показывает, в чем он заинтересован на самом деле. Если при решении математической задачи учитель снижает балл за неаккуратные записи, несмотря на то, что результатом, над достижением которого работают обучающиеся, является использование уравнений при решении задач с описанием процесса составления уравнений, то часть обучающихся будет концентрироваться именно на аккуратности, а не на поиске путей решения задачи.
6. Итоговый контроль
Результаты административных контрольных работ обязательно обсуждаются на заседаниях ШМО.
Вопросы для обсуждения:
- Цель контроля?
- Достижение каких планируемых результатов (предметных и метапредметных) проверялось?
- С какими заданиями учащиеся справились хорошо?
- Какие типичные ошибки допущены при выполнении работы?
- Какие УУД не сформированы?
- Причины, условия, которые повлияли на результат?
- Возможные пути устранения проблем?
- Какие изменения учитель планирует внести в свою работу?
- Как будет организована индивидуальная работа с учащимися и родителями?
На уровне Методсоветов и педсоветов проводится анализ.
7. Сочетания оценки достижений учащихся и оценки эффективности образовательной деятельности
Соотнесение внутренней оценки достижения планируемых результатов (метапредметных и предметных) освоения образовательных программ и внешняя оценка (ВПР, ГИА).
В нашей школе разработаны «Критерии результативности деятельности учителя», многие из них связаны с системой оценки.
Показатели |
Коэффициент показателя |
Самооценка/ оценка |
||
Положительная динамика результатов учебного процесса по критериям достижения учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения |
Позитивная динамика качества усвоения учебных программ | |||
Положительная динамика | ||||
Стабильные результаты |
2 |
|
|
|
Соответствие результатов промежуточной аттестации независимой оценке качества образования (подтвердили отметку + получили выше) | ||||
81-100% | ||||
71-80 % | ||||
61-70 % |
2 |
|
|
Анализ и интерпретация результатов проверочных работ дает возможность:
- своевременно корректировать рабочие программы отдельных предметов, что позволит акцентировать внимание на устранении типовых ошибок;
- сформировать образовательные траектории для групп конкретных обучающихся с разным уровнем подготовки;
- спланировать совместную работу учителей-предметников по овладению школьниками метапредметными понятиями;
- увидеть уровень сформированности универсальных учебных действий отдельных учащихся и классов, пересмотреть подходы к организации образовательного процесса, использованию педагогических технологий, определить приоритетные задачи по развитию УУД;
- организовать повышение квалификации педагогов, испытывающих профессиональные дефициты;
- организовать методическую работу по освоению методик, позволяющих достигать планируемых результатов;
- проводить обучающие тренинги в рамках ШМО по проверке работ разных уровней с целью обеспечения объективности оценки.
Препятствие/ ограничение |
Способ преодоления |
Негативное, стрессовое отношение к |
Переосмысление назначения проверочных работ, переход всех педагогов к формирующему оцениванию, использование эффективной обратной связи |
Затруднения в процедуре проверки отдельных педагогов, отсутствие объективности проверки |
Тренинги, совместное обсуждение процедуры оценивания, регламентирование процедуры проведения, проверки и оценивания работ |
Отсутствие осознанной системы работы педагога по развитию УУД |
Повышение квалификации, обмен |
Отсутствие объективности результатов |
оценочная процедура должна иметь четкое описание (этапов проведения процедуры, описание кадрового обеспечения, наличие инструктивных материалов для участников и экспертов, наличие контрольно-измерительных материалов, план-график проведения); контроль соблюдения всех требований оценочных процедур. |
Несоответствие внутренней и внешней оценки качества образования |
обеспечение единства подходов к организации и проведению проверочных работ разного уровня |
В 2019-20 году МБОУ ПСОШ№1 имени Г.В.Алисова планирует ввести в работу Внешнюю оценку, проводимую по инициативе школы. Она может стать элементом ВСОКО, если будет проводиться систематически, являться частью внутришкольной системы совершенствования качества образования, если школа обоснованно сможет определить, что именно должно оцениваться (например, в каких классах и по каким предметам проводить оценочную процедуру).
Очень важно, что внешнее оценивание дает школе возможность выхода за границы комфорта, возможность взгляда на ситуацию в образовательной организации с другой, возможно неожиданной, стороны, возможность увидеть свои сильные и слабые стороны, ответить на новые вызовы, получить толчок к развитию.
(В статье использованы материалы дистанционных курсов ФИОКО: «Оценка качества образования в общеобразовательной организации»)