Тестирование в процессе обучения чтению студентов учебных заведений среднего профессионального образования

Разделы: Иностранные языки

Класс: 11

Ключевые слова: Чтение на инстранном языке, Тестирование, Студенты СПО


Введение

В настоящее время в советской и зарубежной методике преподавания иностранных языков весьма актуальна проблема контроля речевых умений. Это обусловлено целым рядом причин, главной из которых является возросшее значение практического владения различными видами речевой деятельности на иностранном языке в жизни современного общества. Сказанное в большой мере относится к умению читать, поскольку в условиях растущих контактов и усиления обмена информацией между странами чтение литературы на иностранных языках, художественной, технической, специальной, публицистической и т.д., приобретает характер необходимой и особенно существенной речевой деятельности. При задачах практического овладения иностранным языком контроль речевых умений, несомненно, должен играть ведущую роль. Однако приходится признать, что в общей проблеме контроля по иностранному языку вопросы контроля именно речевых умений относятся к числу наименее разработанных. Существующие формы контроля по иностранному языку еще во многом связаны с проверкой усвоения языкового материала и зачастую оказываются недостаточно надежными для определения успешности овладения тем или иным видом речевой деятельности на иностранном языке.

Целью данной работы является разработка и апробирование тестов, позволяющих выявить уровень сформированности умений чтения у студентов СПО.

В работе решаются следующие задачи:

  • проанализировать обучающие возможности тестов;
  • рассмотреть различные виды тестов, используемых на уроках иностранного языка;
  • разработать тесты, направленные на выявление уровня сформированности умений чтения у студентов СПО;
  • провести контрольный эксперимент, целью которого является установление уровня развития речевых умений и навыков у студентов;
  • провести экспериментальную работу;
  • сделать анализ полученных результатов.

Объектом исследования является процесс формирования умений чтения у студентов СПО. При этом большой интерес представляет опыт применения тестов, так как непосредственно с привлечением в практику преподавания данной формы контроля получили свое развитие детальные спецификации объектов контроля. Предметом исследования является использование тестов, позволяющих выявить уровень сформированности умений чтения у студентов СПО.

В качестве гипотезы выдвигается следующее положение: корректный подход к решению вопроса о применении тестов как формы контроля чтения позволяет повысить качество обученности и оптимизировать процесс обучения.

Для проверки данной гипотезы использовались такие методы исследования как теоретический анализ научной литературы, тестирование учащихся и эксперимент.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе анализируются обучающие возможности тестирования и рассматриваются различные виды тестов, используемых на уроках иностранного языка. Во второй главе описывается проведение эксперимента для подтверждения поставленной гипотезы.

Глава 1. Тестирование как одна из форм обучения чтению при изучении иностранного языка

§1.1. Определение теста

Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р.Пэнто и М.Гравитц*, слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa - ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожжённой глины, использовавшие алхимиками для проведения опытов. Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении ИЯ считается тест. В зарубежной литературе по тестированию под педагогическим или психологическим тестом часто понимают процедуру, предназначенную для выявления конкретного образца поведения (в нашем случае - речевого), из которого можно сделать выводы об определенных характеристиках личности (Вопросы контроля обученности)**.

_________________

* Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. Для научных библиотек. - М.: Прогресс, 1972. - 607с.

** Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. пособие. / Под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2001.- 80с.

Тест - это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов.

Тесты также широко применяются для определения способностей, умственного развития и других характеристик личности (Щукин А.Н.)***.

_________________

*** Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2002. - с.170-181

Тестирование, особенно в области чтения, имеет довольно длительную историю применения за рубежом и заслуживает внимательного рассмотрения. В пользу достаточно высокой надежности тестов как формы контроля чтения свидетельствует наличие фундаментальных исследований по данному вопросу. Знаменателен сам факт широкого применения тестов чтения в различного рода учебных заведениях ряда зарубежных стран. Принципиально использование тестов как формы контроля речевых умений в советской методике обучения иностранным языкам не вызывает возражений.

При выявлении общей совокупности объектов тестирования, анализировались тесты по чтению, как на родном, так и на иностранном языках. В данном случае особенно важно было учесть все характеристики чтения, обеспечивающие его коммуникативную ценность на любом языке. Полученные данные и позволили нам сделать некоторые обобщения относительно объектов контроля в тестах по чтению.

§1.2. Формы и виды тестового контроля

Существует ряд общих требований к созданию тестовых заданий в тестах. Это следующие требования:

- каждое задание имеет свой порядковый номер;

- каждое задание имеет только один правильный ответ;

- в задании все элементы располагаются на местах, фиксированных в рамках выбранной формы;

- задания одной формы группируются вместе и предваряются стандартной инструкцией;

- для каждого задания разрабатывается правило выставления дихотомической или политонической оценки;

- задание должно быть достаточно кратким по форме предъявления и по времени выполнения, которое обычно не превышает 3-5 мин.

Инструкция должна быть:

- предельно краткой;

- сформулирована предельно просто, в частности, с использованием простых предложений без уточняющих придаточных предложений;

- иметь примеры, поясняющие алгоритм прохождения теста.

Виды заданий. По своей форме тестовые задания могут быть нескольких видов. К наиболее употребительным относятся следующие:

1) задания закрытой формы с множественным выбором, в которых студенты выбирают правильный ответ из набора ответов;

2) задания открытой формы на дополнение, требующие от студента самостоятельного формулирования ответа;

3) задания с множественным выбором на установление соответствия, выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;

4) задания на установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании.

В целом выбор формы зависит от содержания курса и от целей контроля. Обычно предпочтение отдается заданиям в закрытой форме в силу их наибольшей стандартизации. Их основные преимущества связаны с быстротой тестирования, с простотой подсчета итоговых баллов студентов. С их помощью можно более полно охватить содержание учебной дисциплины и, следовательно, повысить обоснованность итоговых оценок учащихся. К недостаткам заданий в закрытой форме относится, прежде всего, эффект угадывания, характерный для слабо подготовленных студентов при ответах на трудные задания теста. Но можно нивелировать эффект угадывания с помощью различных приемов.

Задания закрытой формы с множественным выбором. Такое задание состоит из двух частей: основной части, которая содержит вопрос (или утверждение), и вариантов ответа, из которых студенты должны избрать правильный. Таких вариантов обычно четыре или пять. Задания такой формы сопровождаются инструкцией: «Обведите номер правильного ответа». При компьютерной выдаче заданий инструкция может иметь вид: «Для ответа нажмите клавишу с номером правильного ответа». Каждый ответ сравнивается с ключевым для выявления правильных ответов, после чего подсчитывается суммарный балл. При создании заданий такой формы следует руководствоваться следующими рекомендациями.

1. Задание должно быть записано настолько просто, насколько это возможно для его точного понимания. В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность и неясность формулировок. Нежелательно чтобы на результаты оказывали влияние уровень словарного запаса студента или его общие способности.

2. Основная часть задания формулируется кратко и включает, как правило, одно предложение из семи-восьми слов. В сравнении с вариантами ответов в сам вопрос следует включать как можно больше слов, оставляя для ответов не более двух-трех наиболее важных слов.

3. Только один вариант из предложенных выборов должен соответствовать правильному ответу.

4. Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины. Из ответов исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в текст вопроса.

5. Частота выбора одного и того же порядкового номера для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова либо этот номер выбирается в случайном порядке. Все неверные варианты ответов (дистракторы) к каждому заданию должны быть равновероятно привлекательными для студентов, не знающих правильного ответа - в идеале каждый дистрактор должен в равной мере использоваться всеми учащимися, не выполнившими данное задание правильно. Ни один из дистракторов не должен являться частично правильным ответом, превращающимся при дополнительных условиях в правильный ответ.

6. Ответ на один вопрос не должен давать ключа к ответам на другие. В частности, не следует использовать дистракторы из одного задания в перечне других.

7. Следует как можно реже использовать отрицания в основной части вопроса, т.к. часто это приводит к противоречиям при чтении задания.

8. Использование выражений «ни один из перечисленных» или «все перечисленные» является нежелательным. В целом, в ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т. п., так как иногда они способствуют угадыванию правильного ответа.

Случайное угадывание правильного ответа. Случайное угадывание искажает показатели по тесту. В таком случае требуется следующее:

1. Ввести требование угадывать ответы: «Не пропускайте ответы на вопросы. Если вы не знаете ответа или не уверены в его правильности, попытайтесь угадать правильное решение».

2. Перед подсчетом показателей по тесту преподаватель может ответить на все пропущенные студентами вопросы произвольным образом, что будет эквивалентно случайному угадыванию.

Если будут выполнены действия (1) и (2), все показатели будут искажены случайным угадыванием.

Задания с двумя ответами, или альтернативные задания. Одним из подвидов заданий закрытой формы с множественным выбором являются задания с выбором из двух вариантов. Это форма задания, которое обычно содержит некоторое утверждение, которое студент должен оценить как истинное или ложное («да» или «нет»). Однако в заданиях такого типа существует ряд сложностей, из-за чего их использование очень ограничено:

1. Вероятность случайного угадывания правильного ответа составляет 50%, что, конечно же, влияет на показатели по тесту, если этоттест не является предельно длинным.

2. Довольно трудно формулировать утверждения, на которые можно дать недвусмысленный ответ «да» или «нет».

3. То, что истинно или ложно, может оказаться тривиальным. Таким образом, задания, адекватные с точки зрения психометрии, могут оказаться содержательно слабыми.

В силу этого, альтернативные задания не представляются как полезные. Основной недостаток - случайное угадывание правильных ответов. Обычно могут быть сформулированы сравнимые с ними и более эффективные задания типа выбора вариантов. Однако, благодаря простоте, с которой данная форма заданий может быть применена для опроса понимания учебного материала, они засуживают использования в рамках самотестирования или экспресс-диагностики.

Задания открытой формы на дополнение. В заданиях на дополнение готовые ответы не даются, их должен ввести сам студент. К заданиям такого типа прилагается стандартная инструкция: «вставьте слово или словосочетание».

Задания на дополнение бывают двух видов. Первый — с ограничениями, налагаемыми на ответы. Отличительная особенность заданий с ограничениями на дополняемые ответы заключается в том, что они должны порождать только один, запланированный преподавателем правильный ответ. Второй — задания со свободно конструируемыми ответами, в которых студенты должны составить развернутый ответ в виде полного решения задачи с пояснениями или дать ответ в виде микросочинения — эссе. В заданиях с ограничениями заранее определяется, что однозначно считается правильным ответом, и задается степень полноты представления ответа. Обычно он бывает достаточно кратким — одно слово, число, символ и т.д. При этом регламентированная краткость ответов выдвигает определенные требования к сфере применения, поэтому задания первого вида в основном используются для оценки достаточно узкого круга умений студентов. Обычно с их помощью проверяют умения воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации, а также выявляют уровень понимания изученного материала.

Задания с множественным выбором на установление соответствия. Это третья категория заданий, в которой студентам предлагается восстановить соответствие между элементами двух списков. В заданиях на соответствие проверяется знания связей между элементами двух множеств. Слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы, справа — элементы, подлежащие выбору. К заданиям прилагается стандартная инструкция: «установите соответствие».

Фактически данная форма заданий является модификацией задания закрытой формы с множественным выбором, где количество выборов сокращается по мере установления связей. При этом может быть использованы две системы оценивания правильности ответов на соответствия. В одном случае, оценивается каждая правильно установленная пара, в другом – лишь абсолютно правильно сделанное задание (когда все пары установлены правильно).

Задания на установление правильной последовательности. Тестовые задания четвертой формы предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п. В заданиях приводятся в случайном порядке действия, процессы, элементы, связанные с определенной задачей. Студент должен установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально отведенном для этого месте. Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет вид: «Установите правильную последовательность».
При выборе формы заданий следует учитывать ряд моментов.

1. Специфические факторы. При принятии решения, какой тип задания использовать, следует помнить о влиянии специфических факторов. Если тест состоит из заданий одного типа, возникает опасность влияния некоторого специфического фактора, связанного с этой частной формой задания. Таким образом, разнообразие типов заданий желательно.

2. Утомление. Источником ошибок при тестировании часто является томление, особенно в тестах, в работе с которыми необходимы усилия по концентрации, сосредоточению внимания. Разнообразие заданий, вероятно, сделает тест менее монотонным для студентов.

3. Эффективность заданий. Основные моменты в конструировании заданий могут быть сформулированы следующим образом:

а) Тип задания с вариантами выбора является стандартным заданием.

б) Для получения подробной фактической информации, связанной с содержанием заданий (когда интересует большое количество подробной информации), тест включает в себя задания на установление соответствия и альтернативные задания (да-нет).

в) Для тестирования понимания материала, представленного в вопросе, полезны альтернативные задания.

г) Имеет смысл разрабатывать тест с заданиями всех типов, хотя и нет необходимости иметь одинаковое количество заданий каждого типа.

4. Упорядочивание заданий теста. Есть несколько правил для упорядочения заданий при испытаниях теста.

а) Располагайте задания каждого типа вместе, чтобы дать возможность студентам приспособиться к данному типу заданий.

б) Располагайте задания в порядке трудности. Это предотвратит случаи, когда слишком старательный студент тратит слишком много времени на задания, которые он не может решить и, таким образом, лишает себя возможности попытаться выполнить другие, по которым он мог бы получить баллы.

в) Располагайте материал настолько случайно, насколько это возможно. Это снижает монотонность и связанное с ней утомление.

г) Не комплектуйте вместе такое количество заданий, что среднему испытуемому для их выполнения потребуется более полутора часов (для взрослых).

Для студентов период сосредоточения в тестах способностей должен быть еще более ограниченным.

Продолжение статьи